Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон переноса двигательного навыка
Цель и задачи физического воспитания в общеобразовательной школе. Периодизация школьного возраста. Возрастные особенности развития учащихся и их учет в организации физического воспитания. Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием. Задачи физического воспитания: 1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию; 2) формировать двигательные умения и навыки; 3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания; 4) развивать двигательные (физические) качества; 5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей; 6) воспитывать позитивные морально-волевые качества; Школьный возраст подразделяется на младший школьный возраст (с 6-7 до 11 лет у девочек и с 6-7 до 12 лет у мальчиков) и старший школьный возраст (с 12 до 18 лет). Возраст от 10 до 20 лет называется также подростковым периодом: от 10 до 15 лет — собственно пубертатный период, когда идут интенсивные процессы полового созревания, от 16 до 20 лет —подпериод социального созревания (юность). Младший школьный возраст: совершенствуются все системы организма. Появляются отличия в темпах роста и созревания мальчиков и девочек. Ведущая деятельность — обучение в школе (учебная). Развиваются самостоятельность, коллективизм. Основные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения (близорукость), кариес зубов, заболевания носоглотки, инфекционные и аллергические болезни, болезни сердца и желудочно-кишечного тракта. Сохраняется высокий уровень травматизма, основной причины в структуре детской смертности в этом возрасте. Старший школьный возраст — это период «второго физиологического вытяжения» (интенсивного роста), формирования половой зрелости. В этом возрасте происходит интенсивное развитие психики. Ведущая деятельность — общение, обучение. Наблюдается почти полная биологическая зрелость при недостаточной социальной зрелости. Типичные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, кариес зубов, нарастает частота близорукости, формируются хронические заболевания органов пищеварения, вегето-сосудистая дистония, ожирение, неврозы и другие нервно-психические расстройства, проблемы репродуктивного здоровья. Снижается частота инфекционных заболеваний и травматизма, В настоящее время в этом возрасте наблюдается увеличение распространённости токсикомании, наркомании и заболеваний, передающихся половым путём. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет в среднем на 7 см. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система 10.Характеристика понятий «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая активность» в теории физического воспитания. Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий. Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления). К основным понятиям теории1 физического воспитания относятся следующие: Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. 1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека. 2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Физическое совершенство оптимальное гармоническое развитие всесторонней подготовленности. Физическая активность любые движения тела при помощи мышечной силы, сопровождающиеся расходом энергии. Обучение двигательным действиям (закономерности образования двигательных умений и навыков, этапы, задачи, методы и средства обучения; отрицательное и положительное ускорение при обучении двигательным действиям). Динамический стереотип. Значение экстраполяции для спортивных достижений. В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.Iстадия - формирование двигательного навыка, короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением.IIстадия - более продолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. На этой стадии ребенок проявляет большую осознанность задач и своих собственных действий.IIIстадия - стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Методы-метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-констрективный); метод сопряженного воздействия. Средства: ФУ, тренажеры, схемы Задачи 1. Научить относительно простыми движениями2. Обучить движениям которые будут использоваться как средства воздействия на развитие физических качеств и решение тактических задач. 1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления.(2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания. Закон переноса двигательного навыка Положительный перенос -- это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Отрицательный перенос -- это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене. Экстраполяция - это вероятностное прогнозирование, предугадывание. Значение экстраполяции в жизни организма огромно, так как, количество вариантов движений очень велико и специальное обучение им невозможно. Человек при обучении усваивает только некоторые программы ходьбы, затем все осуществляется путем экстраполяции (теория масштабирования Гурфинкеля). Мозг человека отсекает неэффективные варианты и программирует нужные движения. Для этого требуется наличие ранее сформированных определенных программ действия, что позволяет ЦНС путем экстраполяции на их основе решать новые двигательные задачи. Экстраполяция относится ко всем компонентам двигательного действия и имеет очень большое значение при движениях, производимых со значительными вариациями характера двигательной деятельности. Обучение производится ограниченному числу приемов, а разнообразные двигательные задачи решаются путем экстраполяции. Таким образом, благодаря свойству ЦНС - экстраполяции при освоении определенного числа вариантов навыков спортсмен приобретает способность правильно выполнять огромное число других вариантов - возможность " с места" осуществлять новое движение. При однообразном выполнении двигательных актов возможность к экстраполяции суживается, при разнообразном - расширяется.
|