Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Недискриминации. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В науке ЕП выделяют и другие принципы, на основе которых строятся европейские правоотношения. Например Кашкин С.Ю. выделял и обосновывал теорию, согласно которой европейский союз – это организм, единое здание, состоящее из блоков, частей, элементов, в том числе среди них заметную роль играют принципы- фундаментальные блоки, на которых стоит весь организм ЕС. К их числу он относил процессуалны принципы, отношений государсств – участников, принципы связанные с принятием актов этих организаций. Источники ЕП. К источникам ЕП относят: Хартия, конвенция- примен суд Сататуные нормы, прецедентное право и дополнительные (доктринальные) источники Классификация источников. 1.Деление на первичное и вторичное право К первичному относят учредительные договоры К вторичному – нормативные и юрисдикционные акты. Нормативные акты по мнению Четверякова разделяются на индивидуальные и рекомендательные. Индивидуальные – имеют четкую направленность и обязательную силу Рекомендательные – Soft law – мягкое право К индивидуальным можно отнести директивы Евросоюза. Ко вторым различные регламенты, резолюции и прочее. Есть юрисдикционные акты – это акты по координации, акты представителей государств – членов европейских объединений и конвенции, заключаемые между государствами на основе учредительных актов (заявления, конвенции, договоры, соглашения, акт глав государств) К дополнительным источникам ЕП можно отнести акты о присоединении, бюджентные акты, кодексы (модернизированный таможенный кодекс Евросоюза 2008 года) В Евросоюзе существует традиционная классификация источников - актов вторичного права: Они подразделяются на регламенты, директивы и решения. Регламент – это НПА, который имеет общее действие, является обязательным в полном объеме и подлежит прямому применению во всех государствах – членах Евросоюза. Фактически регламенты – это законы Евросоюза. Директивы – это акты, имеющие обязательную силу для каждого государства, которую они адресованы, при этом директива требует достичь определенного результата, оставляя формы и способы достижения на выбор этим государствам. Решения – это обязательный акт института Евросоюза в отношении широкого круга субъектов.
Правовая природа Евросоюза. Евросоюз объединяет 27 государств, среди которых выделяют государства – учредители и государства присоединившиеся к ним. (учредители: германия, Франция, инталия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), республики и монархии, государства члены и государства – кандидаты (Хорватия, Турция, Македония) В ЕС 23 официальных языка, которые имеют равный статус и все акты дб переведены на них. При раскрытии правовой природы Евросоюза в науке был разработан «коммунитарный метод Монне- Шумана». Он включает 4 основных положения: 1.Федеративная цель – создание из суверенных государств единое федеративное(единый..) 2.Постепенность и поэтапность интеграции. 3.Обеспечение слияния неотъемлемых интересов и интеграции. 4.Создание наднациональных органов власти. Например, европейского парламента, европейского суда, европейской комиссии и т.д. В правовой природе Евросоюза следует также выделить элементы международно – правовой организации: -Евросоюз состоит из суверенных государств. -Конституирующие акты Евросоюза по форме и природе базируются на МД -Евросоюз является региональной международной организацией интеграционного типа. -Важнейшие решения в рамках Евросоюза принимаются на основе единогласия.
Элементы государственности Евросоюза: -наличие конституционных актов -территория с общей границей, общим визовым режимом со свободным движением граждан. -единое гражданство и общий базовый правовой статус(в соответствии с хартией об основных правах 2000 г.) -единый внутренний рынок со свободным движением товаров, услуг платежей и капиталов. -единая валюта, единый европейский ЦБ -единая система наднациональных институтов и органов -Общий бюджет -наднациональная правовая система, основанная на принципах верховенства и прямого действия -пространство свободы, безопасности и законности. (общая политика в различных направлениях,) - наднациональные судебные органы, органы юстиции и прокуратуры (Европейский суд, Европол, Евроюст) -наличие символов – флага, гимна и т.д. Евросоюза Указанные элементы государственности появляются и в отраслях ЕП Евросоюз в качестве интеграционного объединения имеет следующие цели: а)Содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов б)Развитие пространства свободы, безопасности и законности без внутренних границ. (псбз) в)Создание внутреннего рынка, основанного на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен, наличие конкурентоспособной социально – рыночной экономики. г)Создание экономического и валютного союза д)утверждение и продвижение своих ценностей и интересов. Для выполнения указанных целей Евросоюз наделен специальной компетенцией, предоставленной ему Лиссабонским договором
Институты Евросоюза. 1.Изменение в институциональную структуру Евросоюза по Лиссабонскому договору. 2.Политические институты Евросоюза. 3.Судебная система Евросоюза. 4.Европейская Счетная палата и Европейский Центральный Банк. 5.Консультативные и вспомогательные органы Евросоюза. (1) Существует несколько изменений, которые ЛД внес в практику функционирования Евросоюза: 1.Упразднена созданная Маахстрихстким договором трехопорная конструкция и соответственно прекратили существования европейские сообщества; Евросоюз получил статус ЮЛ и международную правосубъектность; В компетенции Евросоюза выделилось около 30 сфер (направлений). 2.ЛД предусматривает 5 направлений деятельности Евросоюза: А)Исключительная Б)Совместная В)Координирующая Г)Полномочия действовать в целях поддержки, координации или дополнения действий государств – членов. Д)Пространство свободы, безопасности и законности. 3.Европейский совет становится политическим институтом Евросоюза и получает постоянного руководителя – Президента, который избирается на 2, 5 года. 4.Изменение системы голосования в институтах Евросоюза квалифицированным большинством. Данная реформа является наиболее сложной, поскольку вводит различные системы и методики голосования при принятии решений поэтапно: -до 2014 -2014 - по 2017 -д 2017 г данная система будет введена полностью 5.Изменение работы европейской комиссии (например, право председателя самостоятельно назначать членов комиссии). 6.Усиление роли Европейского Парламента (например, право участвовать в утверждении бюджета Евросоюза). 7.Повышается роль национальных парламентов в процессе принятия решений в Евросоюзе (например, при осуществлении мониторинга законодательных предложений комиссии). 8.Укрепление внешнеполитической сферы работы Евросоюза. (2)Политические институты. Одним из первых политических институтов стал Европейский Парламент в 1957 г. С 1979 г. Парламент избирается населением. Выборы проводятся каждые 5 лет(последние были в 2009). Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции которые представляют международные партийные объединения. В н.в. выделяют 3 сферы компетенции Европарламента: 1.Утвердение бюджета. 2.Контроль за деятельностью институтов и органов Евросоюза. Приглашение руководителей институтов и ДЛ для доклада, отчета, вопросы, предложения. 3.Участие в правотворческой деятельности. Проблемы в организации работы парламента, особенности: -явное преобладание политических функций над собственно законодательными по сравнению с парламентами государств. -Государства имеют разные избирательные системы и разный минимальный возраст пассивного и активного избирательного права (наименьший – Германя, Дания Испания – 18 л., в Греции – 20, Италии и Нидерландах 25), т.о. нарушается принцип так называемого равного доступа. -возникают проблемы при формировании фракций, зачастую фракция мало общего имеет с государственными партиями, которые составляют реальную политическую силу в свои государствах (например зеленые; либеральные силы). Большое значение в работе парламента имеют процедуры консультации, согласования и сотрудничества. Процедура консультаций с Европарламентом обязательна торговом, таможенным экологическом и социальном праве Евросоюза. При этом результат консультации оформляется в виде законодательной резолюции. Процедура согласования означает большую работу над проектами нормативных актов Парламента, особенно над проектом бюджета. За несколько месяцев иногда даже за пол года и больше до принятия бюджета формируется делегация от Европарламента и отправляются во все год члены проводят проверки, консультации, встречи, им предоставляется информация о ВВП, нарушения в сфере бюджетной политики, налоговой системы. И только после этого разрабатывается проект бюджет, который в последствии обсуждается в комитетах, комиссиях, и только после этого следует голосование. Процедура сотрудничества означает возможность оказывать влияние (как правило, в форме вынесения определений общей позиции институтов Евросоюза) на принятие правовых норм в сфере торговли, науки, промышленности и т.д. По ЛД Европарламент призван тесно сотрудничать с Европейским Судом. В структуре Европарламента существуют: 1.Руководящие органы (Председатель и бюро). 2.Постоянные рабочие органы (комиссии и подкомиссии, Генеральный Секретариат, Служба переводов). 3.Политические группы, фракции. В н.в. большинство имеет европейская народная партия – 267, это примерно треть всего состава Парламента. По Лиссабонскому договору высшим политическим органом является Европейский Совет. Он состоит из глав государств и правительств стран - членов Евросоюза. (зависит от формы правления) На заседания Евросовета могут приглашаться также председатель Европарламента и верховный представитель Евросоюза по внешним связям. Евросовет определяет основные стратегические направления развития Евросоюза. Кроме того он наделен функцией изменения учредительных актов. Заседает 4 раза в год, все решения Евросовет публикуются в официальном журнале Евросоюза. Решения обязательны для государств - членов не подлежат оспариванию в суде. Особый статус Евросовета проявляется и в том, что его председатель является одновременно президентом Евросоюза. Еще одним политическим органом является Совет Евросоюза. Он уполномочен представлять интересы государств – членов. В составе Совета соответствующие министры государств. Как правило, Совет заседает один – два раза в год. В н.в. в составе Совета три специальных органа: Экофин(министры финансов, экономики всех государств), Орган по окружающей среде, Комитет по образованию, вопросам молодёжи и культуры. Разрабатывают единую стратегию развития в соответствующих сферах, как правило, ежегодно. Устанавливает т.н. нормативы – на пример система бакалавриата и магистратуры. Комиссии выполняете исполнит распоряд функции, это постоянно действующий иститут. Заседания проходят постоянно – еженедельно. В составе комиссии 27 членов.(представителивсех членов) Начиная с Ницского договора в работу комиссии были внесены существенные изменения связанные с ее статусом. (например, комиссия стала активнее участвовать в законодательном процессе, изменился порядок ее формирования и сила некоторых принимаемых ею решений) Во главе комиссии работает председатель, который выдвигается на эту должность европейским советом, выдвинутый кандидат утверждается Европарламентом абсолютным большинством голосов сроком на 5 лет. Срок полномочий членов комиссии (комиссаров) также 5 лет. Особый статус в структуре комиссии имеет высокий представитель по внешним связям Евросоюза, который является е вице-председателем. Существует еще несколько заместителей председателя, которых может назначать председатель непосредственно. На усмотрение председателя в структуре комиссии могут входить специальные комиссариаты (департаменты) по следующим вопросам: 1.Отношения с Европарламентом. 2.Отношения в сфере транспорта и энергетики. 3.Внешние сношения. 4.Экономика и финансы. 5.Образование и культура. 6.Окружающая среда. 7.Юстиция и внутренние дела. Комиссары координируют работу также специальных директоратов и служб. Как правило, эти службы активно работают при подготовке законопроектов, а результат этой работы публикуют в специальных биллютенях. В н.в. около 39 000 чел работают структуре директоратов и служб. Комиссия заседает еженедельно по средам в закрытом режиме в соответствии с регламентом. Все постановления и решения на этих засед контролирует протокол и порядок голосования. еданиях принимаются большинством голосов. Руководит заседаниями специальный генеральный секретарь комиссии. Решения принятые комиссией подлежат публикации в официальном вестнике Евросоюза. Как правло эти решения носят обеспечительный характер, они обеспечивают осуществление определенных функций, в т.ч. обеспечивают выполнение решений других институтов Евросоюза. На практике полномочия комиссии значительно шире, что неоднократно подтверждалось Европейским судом. Так, например в одном из консультативных заключений суда комиссия призывалась отслеживать общую ситуацию в Евросоюзе, а именно изучать и систематизировать все сведения, относящиеся к исполнению интеграционного правопорядка. В связи с этим комиссия ежегодно предоставляет доклад о положении дел в Евросоюзе. Более того, за последние 5 лет комиссия провела несколько надзорных следственных действий (например, в вопросах конкуренции бюджетного процесса и т.д.). Лиссабонский договор обобщил полномочия и статус комиссии в следующих аспектах: 1.Законотворчество (например, обязательное участие комиссии в принятии проектов по вопросам пространства свободы, безопасности и законности). 2.Управление (Принятие регламентов директив и решений) 3.Внешние отношения (учрежден специальный пост верховного представителя по внешним связям в ранге вице-председателя комиссии). 4.Консультативные функции (например, разработка и публикация специальных «зеленых и белых книг» в зеленых – текущая информация о состоянии дел в ЕС, а белая – проблемы и пробелы, которые нужно решить). ЛД тем не менее, подчеркнул ответственность комиссии перед парламентом Евросоюза вплоть до вынесения ей вотума недоверия. Судебная система В структур Евросоюза сложилась автономная судебная система. Если раньше, т.е. с формированием европейских сообществ среди судебных был только один институт, т.е. суд европейских сообществ, то с 1989 г. появился суд первой инстанции (суд обще юрисдикции), а с 2007 появился трибунал по делам гражданской службы. Именно судебным структурам Евросоюза принадлежит исключительная роль в становлении интеграционного образования Евросоюза, в формировании и эволюции европейского права в целом. В соответствии с ЛД высшим судебным органом Евросоюза является Европейский Суд. Он призван обеспечить единообразное толкование и применение права Евросоюза, осуществлять функции арбитра в разрешении споров между государствами – членами Евросоюза, между институтами и иными субъектами ЕП. Бирюков: суд своей практикой обеспечивает единообразие при пирименении норм. Если выности решения в отнош госуд, оно приводит свое законодательство в соответствие. Нишатаева: суд Евросоюза это арбитр в спорах между госуд. Они могут обращаться в региональный суд без обращения в международный суд ООН и не выносить внутренний конфликт на международный уровень. В структуре суда Евросоюза представители всех государств - членов(27), а также специальные генеральные адвокаты. Все они избираются особым порядком сроком на три года. Из своего состава выбирают председателя. Особое место занимает секретарь суда, т.н. грефье, назначаемый на 6 лет. В структуре суда также лингвистическая служба и специальные помощники судей. Судебная процедура вкл две стадии: -письменная -устная Письменная - состоит в обмене документами сторонами. Устная - в собственно в открытом заседании, на которые приглашаются представители сторон. СОЮ – это особый судебный орган, созданный в 1989 г. для рассмотрения индивидуальных жалоб. Решения по индивидуальным жалобам м.б. обжалованы в Суде Евросоюза. Структура такая же, порядок аналогичен. Статус решений несколько ниже. Расм. дела связ с нарушением прав граждан (трудовых, соц. выплат) Иногда по инициативе СОЮ в его структуре могут образовываться специальные камеры и з 3 судей, которые могут выносить решения от имени всего суда (например, когда в производстве находиться сразу несколько дел). Трибунал(суд по делам ГС) – образовался в 2007 г. Его структура аналогична. Рассматривает дела служащих институтов и органов Евросоюза. Экономические или финансвово – экономические институты. Европейский ЦБ и Европейская СП ЕЦБ – это ЦБ Евросоюза и зоны евро. Образован в 1998 г. Штаб – кваритира фракфурт на майне. Являтся полностью независимым институтом Евросоюза обладающего специально правосубъектностью (может сам заключать МД). Бил образован в связи с введением в 1998 г. денежной единицы евро. В структуре ЕЦБ, Генеральный Совет, Совет управляющих и Правление. Все члены этих подразделений назначаются Европейским советом на 8 лет. Главные функции ЕЦБ: 1.Выработка и осуществление валютной политики зоны евро 2.Содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими 3.Эмиссия евро 4.Установление основных процентных ставок 5.Поддержание ценовой стабильности в еврозоне С ноября 2010 г. выполнение указанных функций обеспечивают три дополнительных финансовых института: 1.Европейская банковская организация 2.Европейская организация страхования пенсионного обеспечения 3.ЕО по ЦБ и рынкам. Создание данных институтов связано со скорейшим выходом из финансового кризиса. В 2011 г. был создан специальный консультационный орган при ЕЦБ – Европейский совет по системным рискам. ЕСП – это институт финансового контроля Евросоюза. Был образован в 1977 г., состоит из 27 аудиторов, которые назначаются советом Евросоюза на три года. Во главе председатель. В структуре также палаты (например, палата по контролю за расходами бюджетных средств. Палата по контролю за доходами бюджета) соответственно, основная задача счетной палаты - это проверка всех доходов и расходов Евросоюза. По итогам составляется специальный акт, а ежегодно дополнительный специальная декларация, которая направляется в Европарламент. Результаты проводимых проверок публикуются в официальном вестнике Евросоюза. В н.в. СП является одним из главных субъектов экономической политики Евросоюза. Органы Евросоюза Существует классификация органов Евросоюза на консльтативные и вспомогательные Консультативне – два главных органа: Европейский социально- экономический комитет Комитет регионов А к вспомогательным соответственно Европол, Евроюст, Евростат, Европейский инвестиционный банк и т.д. (институты ЕС должны консультироваться с ними в зависимости от сферы решений) Таможенное и торговое право Евросоюза. - э то совокупность правил пересечения таможенных границ, а также правил регулирующих перемещение товаров через внешние границы. Нормы таможенного права Евросоюза содержатся как в учредительных актах, так и в регламентах и иных вытекающих из учредительных актов источников, но исключительна компетенция в регулировании вопросов таможенного дела принадлежит государству. ЛД закрепил понятие таможенного союза как одной из сфер исключительной компетенции Евросоюза. Он предусматривает также единообразную систему регулирования всех аспектов таможенной политики и таможенного дела, в том числе применение мер ответственности за таможенные правонарушения. Главным источником таможенного права Евросоюза является модернизированный таможенный кодекс (МТК) 2008г. Этот документ явился итогом сорокалетней работы по унификации таможенных правил и проведение таможенного контроля которая началась в 1968 с установлением общего таможенного тарифа. В МТК были перенесены нормы МД и конвенций ратифицированных к 2008 г. (В т.ч Стамбульской и Киотской конвенции). МТК сформулировал новые формы и методы реализации таможенной политики и таможенного контроля в Евросоюзе (например переход на электронные методы обмена данными, создание партнерских отношений между таможенными органами государств- членов, институтами Евросоюза, Всемирной таможенной всемирной торговой организацией). Главным достижением таможенного регулирования в Евросоюзе является создание таможенного союза, т.е. комплекса мер, охватывающих всю торговлю товарами и предусматривающего запрет импортных и экспортных таможенных пошлин, количественных ограничений и иных мер в торговых отношениях между государствами – членами; установление общего таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Сложность представляет регулирование пределов таможенной территории Евросоюза: Она состоит из таможенных территорий государств – членов, но не совпадает с фискальной территорией, поскольку в некоторых странах не действуют общие ставки НДС. Общий таможенный тариф действующий с 1 февраля 2008 применяется в сочетании с комбинированной номенклатурой товаров, а также с учетом правил Брюссельской конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1950 г. В совокупности указанные правила и применяемые на их основе еры таможенного регулирования в Евросоюзе получили названии ТАРИК. Общий таможенный тариф состоит из двух частей: -товарной номенклатуры (систематизированного перечня товаров, перемещаемых через таможенную границу) и ставок таможенных пошлин. Дополнительно действует и интегрированный тариф(тарифные изъятия, тарифные преференции, тарифные квоты, антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенные сборы, лиензирование сертификация участников таможенных отношений, меры безопасности на таможенных границах и т.д.) интегрированный тариф постоянно обновляется и публикуется на официальных сайтах Евросоюза. МТК 2008 г. сформулировал новые правила определения страны происхождения товара (промышленный, экономический методы, метод тарифной классификации, методы толерантности и куммуляции). При определении таможенной стоимости товаров МТК формулирует метод цены сделки, т.е. определение цены фактически уплаченной за товар при его продаже для экспорта на таможенной территории; предоставляет декларанту право на расчет стоимости товара по отдельным позициям (стоимость материалов, транспортировки, погрузки, страховки и т.д. МТК предусмотрел основные и специальные таможенные режимы и процедуры. Для всех товаров помещенные под указанные процедуры обязательные таможенные декларации в устной письменной или электронной форме Особую сложность представляют режимы, регулируемые специальными регламентами Евросоюза. Например режим выпуска для свободного обращения регулируется регламентом совета № 1186/2009. Режим транзита в с вою очередь регулируется одновременно несколькими актами (например регламенты о внешнем и внутреннем транзите предусматривающи кодирование транзитного товара Т1 – внешний транзит Т2 – внутренний, Конвенция об общем транзите между европейским сообществом и европейской ассоциацией свободной торговли 1987; актами всемирного почтового союза и др.). Некоторые режимы регулируются напрямую МТК. Например свободные зоны образуемые в крупных морских портах которые концентрируют внешнеторговую активность (например, в Копенгагине, Венеции, Ливерпуле, на Канарских островах и на острове Мадейра) В целом таможенное право Евросоюз представляется одной из сложных отраслей, поскольку имеет многоступенчатое регулирование – нормами международного, европейского права и таможенного права государств - членов. Торговое право Евросоюза. ВТО ориентирует Евросоюз на развитие торговых отношений. Первоначально термин общая торговая политика появился в европейских сообществах в 1957 г. Европейская комиссия с этого времени получила право вестипереговоры для заключения торговых соглашений с третьим странами. В рмках генерального соглашения по тарифам и торговли было заключено боьшое число таких соглашений в т.ч. со странами бывшего СССР в начале 90 – х гг.ЛД закрепляет общую торговую политику в качестве одног из направлений внешней политики Евросоюза. (например в сферу торговли включены вопросы регулирования прямых иностранных инвестиций). ЛД наделял парламент правом принятия актов по вопросам торговой политики и залючения международных троговых договоров. В рамках ВТО в соотвствии с правилами ЛД для Евросоюз были закреплены специальные ежимы наиб благоприятствования, льготного доступа на рынки, ограничительных мер в отношении отдельны товаров (сырья, продукции С/Х).свободная тоговля и тд. Регламенты совета регулируют большой массив частных вопросов торгового права евросоюза, например регламент № 260/2009 О контроле над импортом, регламент № 597/2009 О защите от субсидируемого импорта; директивы регулируют вспомогательные меры торговой политики, например директивы № 98/29/ЕС по гармонизации основных условий страхования экспортных кредитов для средних и долгосрочных сделок; решения Совета комментируют как правило международные соглашения в сфере торговли, например, решение совета № 2001 /822/ЕС Об условиях доступа на рынок Евросоюза товаров из заморских стран и территорий. Суды Евросоюза также участвуют в регулировании торговой политики, обеспечивая единообразное применение указанных источников. (Европейских суд рассматривает дела связанные с реализацией общей торговой политики, СОЮ – дела связанные с применением антидемпинговых и компенсационных мер Евросоюза). На практике большое значение имею специальные соглашения в сфере торговли Евросоюза с третьими странами. Например Соглашение о таможенном союзе с Андорой, Санморино и Турцией; Соглашение о свободной торговле, со Швейцарией, Хорватией, Македонией, Израилем, ЮАР, Мексикой и др.; Соглашение ободностороннем предоставлении торговых преференций со странами АКТ (Африки, Корибского бассейна, тихоакеанского региона). В н.в. В торговом праве Евросоюза разработаны различные схемы, пространства, инструменты рамках партнерства в фере торговли с различными государствами. Например в 1992 г. было создано европейское экономическое пространство; На Каждые два года разрабатывается схема преференций – в н.в это предполагает беспошлинный импорт особых категорий товаров; Установлены смешанные пошлины в рамках общей системы преференций - «ОСП +» С участием 176 стран включая Россию. В частности применительно к России установлен принцип наибольшего благоприятствования, например свобода транзита. В целом торговое право Евросоюза, как часть общей торговой политики имеет четкий вертикальные механизм регулирования: -ВТО- Учредительные акты Евросоюза – Торговые соглашения с третьими странами – регламенты – акты об установлении особых правил торговли и мер торговой политики. Финансовое право Евросоюза. (1)Понятие источники ФП (2)Банковское право (3)Налоговое право (4)Бюджетное право (1)Понятие, и источники ФП Евросоюза В науке ЕП правовое регулирование в сфере финансовых услуг понимается как регулирование трех областей: Банковской системы, страхования и ЦБ. В учредительных актах нет раздела о финансовых услугах, но некоторые акты Евросоюза, принятые в качестве комментариев к ним содержат нормы финансово – правового характера. Например, план действий в сфере финансовых услуг 1999 г. содержит понятие банковского сектора как предмета регулирования права Европейского союза. Некоторые исследователи ЕП, например Тоборнин, утверждают что ФП Евросоюза включает особую часть отношений, регулирующую систему налогов, пошлин и сборов; а также систему контроля и аудита. Энтин считает, что в ФП Евросоюза следует включить нормы, регулирующие сферу финансовых слуг. Соответственно ФП Евросоюза состоит из нескольких компонентов, регулируемых напрямую Европейским союзом – банковского, налогового и бюджетного права Таким образом, ФП Евросоюза тесно связано с политикой Евросоюза в области торговли, единым рынком и сотрудничеством в экономической сфере. Интеграционное регулирование в сфере финансовых слуг в Евросоюзе прошло несколько этапов, начало которых в 1956 г. положил специальный доклад о положении финансовой отрасли в праве европейских сообществ. Основная цель доклада – достижение равного доступа финансово – кредитных организаций к общему рынку европейских сообществ. В 60 – 80 гг быо принято большое количество директив, регулирующих финансовую сферу, например «О регулярной информации», «Об эмитентах», «О координации финансовых сделок с участием инсайдеров». С 90 – х годов принимается большое число программ и планов действий в финансовой сфере (как правило, на последующие 5 лет). Например, план действий Евросоюза на 1999 – 2004 г.г. (первый финансовый план) предусматривал создание единого финансового рынка, основанного на внедрении новой системной правовой базы регулирования европейских финансовых рынков. Для этого предусматривалось осуществить 42специальных мероприятия по регулированию и контролю финансовой сферы. В рамках данного плана были также сформулированы 3 стратегические цели: 1.Установление единого рынка финансовых услуг для оптовой торговли. 2.Реализация более доступных и надежных розничных финансовых рынков. 3.Усиление надзорных правил. В 2005 – 2010 г.г. был представлен новый программный документ - «Белая книга Евросоюза по политике финансовых услуг». В 2006 была представлена дополнительная «Зеленая книга», комментировавшая некоторые вопросы белой книги. Эти документы выделили 5 основных задач: 1.Развивать достигнутые успехи и следить за четким выполнением уже действующих нормативов. 2.Принимать нормативные акты в соответствии с новыми требованиями. 3.Усилить и гармонизировать контроль в финансовой сфере. 4.Стиммулировать конкуренцию в сфере оказания финансовых услуг. 5.Развивать кооперацию и конвергенцию финансовых рынков Евросоюза с другими мировым рынками в целях дальнейшего укрепления экономической и финансовой мощи Евросоюза. Особая роль в достижении указанных задач принадлежит сотрудничеству с ВТО. В учредительных договорах были выведены 4 критерия сближения в финансовой сфере: 1.Достижение высокого уровня стабильности цен (средние темпы инфляции наблюдаемые в течение года не должны превышать (всем Евросоюзом) средние темпы инфляции трех государств – членов, демонстрирующих наилучшие результаты в области стабильности цен, не более чем на 1, 5 %). 2.Удовретворителный характер состояния публичных финансов(достижение стабильной бюджетной ситуации) когда ежегодный бюджетный дефицит не превышает 3 %, а государственный долг – 60% ВВП. 3.Соблюдение нормальных пределов колебаний, предусмотренных механизмом валютных курсов европейской валютной системы 4.Устойчивый характер сближения государства – члена и его участие в механизме валютных курсов, которое отражается в уровнях долгосрочных процентных ставок. На практике в финансовом праве Евросоюза действует система «ламфалусси», т.е. создание нескольких уровней регулирования финансовых услуг: 1.Европарламент и совет принимает директивы и регламенты на основании проектов Еврокомиссии. 2.Рамочные акты уточняются и дополняются директивами (в том числе о создании специальных органов при согласовании с ЕЦБ), например был создан Европейский комитет по ЦБ. 3.Сотрудничество европейских и национальных органов в финансово – правовой сфере (для этого был создан Комитет европейских регуляторов ЦБ). 4.Проверка соответствия юридической практики в государствах – членах Евросоюза нормам финансового права Евросоюза с помощью Европейской комиссии (Для этого были созданы Европейский банковский комитет и Европейский Комитет по страхованию и трудовым пенсиям) В н.в. Евросоюз осуществляет программу гарантий прозрачности и интегрированности европейских финансовых рынков. В рамках этой программы происходит борьба с рыночными злоупотреблениями, предъявляются особые требования к проспекту эмиссии, осуществляется информационное сопровождение эмитентов и т.д. (2)Банковское право Евросоюза. БП Евросоюза – это комплексная отрасль регулирующая отношения складывающиеся в процессе регламентации, функционирования и развития банковской системы Евросоюза; Главный субъект указанных отношений – ЕЦБ. В н.в. основным источником БП Евросоюза является директива 2006 г., которую называют «Банковским кодексом Евросоюза». Состоит из 160 статей, 7 разделов и 14 приложений. Ценным представляется определение кредитного учреждения данного директивой. Кредитные учреждение Евросоюза – это предприятие, деятельность которых заключается в привлечении вкладов и других возвратных средств от ФЛ и ЮЛ и в предоставлении кредитов за счет собственных средств, а также в особой деятельности по обороту электронных денег. Указанные учреждения имеют особый статус и осуществляют следующие операции и услуги: прием депозитов, кредитование, факторинг, форфейтинг, финансовый лизинг, эмиссию и обслуживание платежных документов, а также операции на валютном рынке, в том числе по финансовым фьючерсам и опционам. За последние 3 года были приняты дополнительные банковские директивы. Например директива Европарламента и совета 2009/14/ЕС «О схемах гарантирования вкладов», например в 2011 г. на одного вкладчика была установлена предельная сумма возвращаемого вклада – 100 000 евро. Главное достижение БП в Евросоюзе - это реализация плана Делора, в соответствии с которым была достигнута полная либерализация движения капитала в Евросоюзе, образована европейская система центральных банков, введена денежная единица евро и приняты программы, пакты и директивы о стабильности и экономическом росте в Евросоюзе. (3)Налоговое право Евросоюза Налоговое право – это совокупность правовых норм, норм учредительных договоров и актов институтов Евросоюза, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям и решений суда Евросоюза по налоговым вопросам. Налоговая политика в системе политики экономической интеграции образует особое направление, определяющее следующие цели: 1.Не допустить замены упраздненных таможенных барьеров другими ограничениями налогового характера. 2.Продвинуться в решении проблемы двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов. 3.аложить единые правовые основы регулирования налогов в государствах Евросоюза, а в перспективе единую систему норм, регулирующих общеевропейские налоги, которые будут составлять бюджет Евросоюза. Таким образом, речь идет об интеграционной политике в сфере налогообложения. Принципы налоговых отношений: 1.Запрет платежей, заменяющих таможенную пошлину. 2.Гармонизация законодательства государств – членов Евросоюза о косвенных налогах 3.Устранение юридических и налоговых препятствий в сотрудничестве европейских предприятий и организаций. 4.Взаимодействие государств и институтов Евросоюза в налоговых вопросах, возникающих в связи с трансграничным перемещением капитала. В налоговом праве действуют специальные акты институтов Евросоюза, которые раскрывают указанные принципы. Например, регламент №1079/77 о введение налога на молоко и молочные продукты. Директивы устанавливают единые требование к элементам налога. Например Директива Совета 2006/112 Об общей системе НДС. Решения Совета носят более общий характер и как правило адресованы государствам. Например Решение № 70/243 О замене финансовых взносов государств- членов собственными доходами. Европейский Суд неоднократно выносил решения связанные с налогообложением. Например, Решение по делу Кассис Дэ Дижон от 20.02.1979 г. установило запрет тарифных и нетарифных ограничений внутри европейских сообществ. Решение по делу «Налоговая служба города Кельн против Роланда Шумакера» от 14.02.1995 установило запрет дискриминации по признаку гражданства в связи с налогообложением физических и юридически лиц. Учредительные акты Евросоюза содержат и предусматривают общие принципы налогообложения и налог политики. А акты институтов конкретизируют их ели есть необходимость. При классификации налогов в Евросоюзе принята концепция собственных ресурсов, которая означает финансовую самостоятельность Евросоюза. В соответствии с этой концепцией разделяют: -сельхоз налоги -таможенные пошлины -НДС -подоходные налог с ФЛ, работающих в аппарате Евросоюза. Некоторые вопросы указанных налогов (объекты, предметы, ставки) напрямую регулировались директивами совета. Например, Директива о единой системе косвенных налогов. ЛД ориентирует государство на политику влияния на институты Евросоюза при принятии решений по налоговым вопросам. (4)Бюджетное право Евросоюза Развитие бюджетного права Евросоюза связано с его эволюцией и различные экономические кризисы обусловили общий и наднациональный статус бюджета. БП – это совокупность нормативных актов, определяющих бюджетное устройство Евросоюза. Существует два главных источника бюджетного пава Евросоюза: -Лиссабонский договор -Регламент № 1605/2002 от 25.06.02 О финансовом регулировании основного бюджета европейских сообществ. Принципы бюджетного права и процесса: 1.Принцип полноты и единства бюджета (все доходы и расходы должны консолидироваться в едином финансов – плановом документе) 2.Принцип периодичности (ежегодности – фин год) 3.Прнцип сбалансированности – соответствие доходов и расходов 4.Принцип единой денежной единицы 5.Принци универсальности 6.Принцип предметной специализации - все средства, части, статьи бюджета имеют четкую направленность. 7.Принцип добросовестности (подпринципы: экономность, эффективность, продуктивность и контроль) 8.Принцип гласности (открытости) В настоящее время при оставлении бюджета учитываются положения среднесрочного финансового плана на 2007 – 2013 годы. Собственные средства согласно этому плану …………………… 1.Доходы от обложения таможенными пошлинами товаров (17%) 2.Отчисления от НДС (17%) 3.Отчисления, основанные на валовом национальном доходе государства (66%) 4.Незначительную часть доходов составляют доходы институтов, пенсионные отчисления и т.д. В бюджетном процессе участвуют следующие институты и органы: Европейская комиссия, Европейский парламент. Совет Евросоюза, Счетная палата, Бюро по борьбе с мошенничеством, Евростат, Различные информационные сети, различные комиссии, которые реализуют программы Евросоюза. Например «Евросоюз как глобальный партнер», «Устойчивый экономический рост», а также различные фонды, образуемые совместно с государствами - членами. Проблемы экологического, авторского и спортивного права Евросоюза. (1)Экологическое право Евросоюза. Защита окружающей среды является одной з важнейших целей Евросоюза и входит в сферу совместной компетенции Евросоюза государств – членов. Отношения, регулируемые ЭП, включают вопросы собственности на природные ресурсы, обеспечение их рационального использования, охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В нв поводится экологическая политика и регулирование в области охраны окружающей среды. В рамках этих направлений вопросы ответственности за экологические правонарушения и преступления являются предметом национального, государственного регулирования, а вопросы общей охраны окружающей среды, борьбы с изменением климата, проведение мер в рамках экологической политики - предметом европейского союза. Основными источниками экологического пава Евросоюза являются Директивы (их более 200). Вместе с тем большое значение имеет и программа действий Евросоюза по окружающей среде (это специальный документ программного характера, принимаемый каждые 10 лет) В этих программах закреплены различные принципы мероприятия, приоритеты в сфере экологической политики, основанные, в том числе и на международных актах. Например на рамочной конвенции ООН по изменению климата 1992 г. Венская конвенция Об охране озонового слоя 1995 г.; Различных программ в рамках ООН.
1.Авторское право Евросоюза 2.Социальное право Евросоюза 3.Спортивное право Евросоюза. (1) В Евросоюзе и Совете Европы новым направлением интеграции является регулирование интеллектуальной собственности и охрана авторских и смежных прав в информационном пространстве. В учредительных актах Евросоюза содержатся общин вопросы действия европейских патентов и товарных знаков, а также задача устранение расхождения в национальном законодательстве об авторских правах. Кроме того государства ориентируются на использование стандартов всемирной организации интеллектуальной собственности. Евросоюз участвует также в Европейской патентной конвенции 1973 г. ЛД указывает что наиболее сложные вопросы в сфере интеллектуальной собственности должны регулироваться специальными регламентами Европейской Комиссии. Например Регламентом о создании товарного знака № 207/2009 26.02. Комиссия адаптирует акты Европейской патентной организации в Мюнхене, на основании которых создает собственный регламент. В соответствии со ст.52 Европейской конвенции 1973 г. патент выдается на изобретения, которые обладают новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, при этом компьютерные программы не являются патентоспособными. Особое место в сфере авторского права занимает Директива 98/44/ЕС О правовой защите биотехнологических изобретений, регулирующей вопросы клонирования и молекулярно – генетической идентичности человека. В отношении специальных медицинских препаратов действует Директива 65/65 «О запрете реализации препаратов без разрешения специальных органов государств – членов (без защитного сертификата)». В отношении произведений литературного и художественного уровня действует кодифицированная Директива 2006/116/ЕС О гармонизации сроков охраны авторских и некоторых смежных прав. Она закрепила, что права автора охраняются до 70 лет после его смерти Особое место занимают директивы, регулирующие защиту фотографий, телерадиовещания и интернета. Эти вопросы регулируются также так называемой зеленой книгой Европейской Комиссии. В сфере промышленной собственности действует директива 98/71/ЕС «О правовой защите промышленных образцов». Она предусматривает совместную компетенцию Евросоюза и государств – членов в регулировании промышленных образцов и моделей. Регламент Европейской Комиссии № 22 45/2002 «О промышленном образце». Он установил размер и порядок уплаты регистрационных сборов. Базовая плата составляет 230 евро за один промышленный образец. В последующем, при регистрации тем же автором второго и третьего образца плата уменьшается. Особую роль в регулировании вопросов авторского права играет Суд Евросоюза. Например Постановление Суда № 92/93 и 326/92 по делам музыканта Фила Коллинза; Решение № 15/74 по делу фармацевтической компании «Стерлинг»; Решение №35/87 по делу компании «Иамма» В отношении товарных знаков действует кодифицированная директива 2008/95/ЕС от 22.10.2008. Она унифицирует обозначения, из которых могут состоять товарные знаки; Порядок и основания отказа в регистрации товарных знаков, а также вопросы утраты права на товарный знак. В этих вопросах отдельно высказывались Суд Бенилюкса и Арбитражный Комитет ВОИС. В н.в. в отношении товарных знаков применяют и регламент Совета № 207/2009 от 26.02.2009 г. регулирующий порядок регистрации товарных знаков и лицензирование. (2) Социальное право Евросоюза. ЛД закрепляет важность проблем жизнеобеспечения граждан Евросоюза. В частности, при составлении бюджетного плана Евросоюз учитывает потребности социальной сферы. Евросоюз совместно с Всемирным банком участвует в концепции общего развития, в соответствии с которой социальная политика и экология – приоритеты 21 века. Институты Евросоюза ориентируются на предупреждение негативных социальных последствий, процессов интеграции и влияния экономического кризиса на социальную политику. В связи этим она создали большое число специальных органов, фондов в сфере единого европейского социального пространства. По статистике Суд Евросоюза около 20% всех дел рассматривает касающихся социальной сферы. Главным органом в социальной сфере является Экономический и социальный Комитет. Он представляет интересы различных категорий общества в Евросоюзе. Все решения по вопросам образования, культуры, защиты прав человека принимаются институтами по предварительной консультации с экономическим и социальным комитетом, а иногда сам Комитет является инициатором актов Евросоюза. Например, Хартия об основных правах Евросоюза 2000 г. Большое значение в социальной сфере занимают работа следующих учреждений: А) Европейский центр развития профессиональной подготовки (информационный обмен, научные исследования, движения трудящихся, сокращение безработицы и другие вопросы). Б) Фонд улучшения условий жизни (реализация программ в сфере социального взаимодействия предпринимателей и профсоюзов). В) Комитеты (Постоянный комитет по занятости, комитет по свободному движению и занятости трудящихся, комитет по социальному обеспечению трудящихся мигрантов, комитет по вопросам безопасности, гигиены и охраны здоровья трудящихся на рабочем месте, комитет по проблеме равенства прав и возможностей для мужчин и женщин, комитет по социальной защите) Г) Фонды (Европейский социальный фонд, Фонд сплочения, Фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства). Д) Специальные инициативные программы («занятость», «адепт», «тасис», «Леонардо да Винчи», «Сократ»). В связи с экономическим кризисом в Евросоюзе дополнительно был принят специальный план восстановления. Он предусматривает выделение ежегодно более 3 млд. евро на поддержку государствам, пострадавшим от кризиса в рамках Европейского фонда преодоления последствий глобализации. Фонд поддерживает несколько программ Европейкой службы занятости и других, указанных выше учреждений. Особую роль в регулировании сотрудничества в социальной сфере играют совместные программы Евросоюза и ЮНЭСКО. (3) Спортивное право Евросоюза. ЛД в ст.165 закрепил совместные задачи государств – членом по решению проблем европейского спорта. Спорт по смыслу ЛД имеет социальные и образовательные функции. Он призван защищать физическое и психическое здоровье как профессиональных спортсменов так и любителей. Вопросы регулирования спортивно – физкультурной деятельности в Европе были сформулированы также в рекомендации Совета Европы «О принципах хорошего управления в спорте 2005 г.» В ней поставлены задачи истребления коррупции в спорте, роста популярности спорта, развития спорта как средства способствующее объединению людей. Кроме того были сформулированы следующие принципы спортивной сферы: 1.Единство структуры европейской модели спорта. 2.Добровольность участия в спортивных состязаниях. 3. «Честная игра». 4.Честност в управлении основными ценностями спорта. 5.Демократичность этичность, эффективность и подотчетность спортивной деятельности 6.Истребление коррупции и других злоупотреблений в спорте. 7.Профессионализм организации и управления в спорте. 8.Сочетание международного европейского, государственного и неправительственного регулирования спорта. В Европейском спортивном праве большое внимание уделено не только реализации международных спортивных стандартов (например, международного олимпийского комитета), но и проблемам организации безопасности спортивных соревнований, разрешению споров и конфликтов в сфере спорта. Не случайно Международный центр по безопасности в сфере спорта, а также Спортивный Арбитражный Суд находятся в Европе. В целом спортивное права тесно связано с социальном правом.
Вопросы к экзамену (зачету) по Европейскому праву:
|