Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задавливание конфликта во внутрь ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Плохое здоровье. Известно, что любые неполадки на производстве, любая достаточно длитель-ная напряженность на производстве резко увеличивает число беременных работниц. То же самое на-блюдается и с другими категориями работников, когда обычная головная боль способна превратиться в заболевание, требующее домашнего режима. Как, впрочем, и противоположное, когда работник, реально больной, появляется на работе, если он мотивирован и ее ценность и труд ему привлекателен. Когда люди теряют социальную поддержку или отказываются ее получить, их работа становится куда более стрессогенной и они начинают испытывать давление тех или иных болезней — в зависимости от специфичных им слабых мест организма. Подобные точки предприятия с повышенными дозами организационного стресса и возможного конфликта легко выявить в заводской медсанчасти, выписав фамилии тех, кто чаще всего использует ее услуги и потребляет те или иные лекарства. Пьянство как уход от действительности. Вы никогда не задумывались, почему так сильно пьют шахтеры, работники конвейеров, термообрубных цехов? Иногда люди пьют, чтобы забыть о своей работе, расслабиться от давления работы на психику человека. Пьянство как уход от действительности — совсем не обязательно алкоголизм и не всегда это происходит на производстве. Нотакое поведение влияет на производство. Пьянство как уход отдействительности, как определенный способ социальной жизни может быть симптомом скрытого социального конфликта. Низкая удовлетворенность трудом. Люди довольно легко и охотно рассказывают насколько они не удовлетворены настоящей работой, что их нынешняя работа не так интересна, как предыду-щая. И когда работники говорят о возможной смене места работы, это совсем не означает, что они обязательно уйдут с данного предприятия, скорее они высказывают низкую удовлетворенность своим трудом, его содержанием, объясняя почему они несчастливы. Низкая удовлетворенность трудом есть один из лучших индикаторов базовых конфликтов на производстве и стрессовых ситуаций в труде. Особенно если динамика неудовлетворенности регулярно отслеживается. Нарушение ритма выпуска продукции. Если схожие цеха или отделы предприятия значительно различаются по качеству выпускаемой продукции, то это прямой симптом нарушений в деятельности этих подразделений. Отсюда можно перейти к более глубокому изучению, например, обычаев и традиций этих коллективов. Индикаторы довольно трудно описать, но легко обнаружить. Дружественны или враждебны работники по отношению друг к другу? Доверяют друг другу или страдают взаимной подозрительностью? Заботятся друг о друге или же безразличны к окружающим? Делают ли они просто работу и затем покидают свое рабочее место или же отношения более развиты? Насколько они непроизводительны и неряшливы в своей работе? Если присутствуют многие из перечисленных факторов, то можно утверждать о ситуации скрытого, латентного конфликта. Противодействующие ответы на конфликт Распространение слухов. Когда по предприятию ходят слухи о пожарах, конфликтах, снятиях с работы или прекращениях работы, люди реагируют на них больше, чем на простую информацию. Слухи, распространяемые по предприятию, правдивые или фальшивые, рассказывают о том, чему люди готовы некритически поверить. Но когда работники предприятия готовы некритически поверить плохим новостям, то происходит это потому, что они подсознательно ожидают именно плохих новостей. И это симптом стресса и конфликта в организации. Воровство и разрушение оборудования. Если вдруг возникает волна воровства и оборудование куда чаще начинает выходить из строя, появляется самый настоящий саботаж, то лучше индикатора серьезности проблемы не найти, особенно когда такие действия охватывают группы работников. Если люди чувствуют себя частью коллектива, в нормальных обществах, они не крадут у других. Воровство, вывод оборудования из строя, саботаж — все это симптомы отношения «кто должен заботиться». Когда работники не чувствуют элементарной заботы о себе, когда от них легко освобождаются, тогда часть из них могут дать предприятию сигнал, что они не думают о предприятии тоже. Волна краж, вывод оборудования из строя и саботаж могут быть реакцией на фрустрации и стрессы, сложившиеся в общей рабочей атмосфере предприятия. Активность профсоюза. В целом это перспектива ближайших нескольких лет, когда активизация профсоюза или профсоюзов может рассматриваться как симптом конфликта. Отсутствие ныне какого-либо интереса работников к заключению коллективных договоров очень хорошо свидетельствует о нынешней усталости людей от различных «политических» компаний. Дикие забастовки. Сегодня практически все забастовки в России носят характер диких. Требуется время для становления цивилизованного индустриального конфликта, когда дикие забастовки будут одним из прямых свидетельств о проблемах труда, о том, что никто не оказывает никакого внимания нуждам людей и пр. Причем дикая забастовка угрожает не только администрации, но и профсоюзу, показывая и его несостоятельность. Скрытое поведение индивидов в организации представляет собой симптом скрытых проблем. Обнаружение этих симптомов скрытых конфликтов говорит нам о том, где есть проблемы, но не говорит нам о том какие это проблемы и как их решать. Симптомы — это всегда следствие, а регулирование конфликтов требует выяснения точных причин. Латентная фаза есть время для накопления эмоциональной напряженности в организации. Обычно развитие событий идет следующим образом. Растет общее недовольство, но первоначально нет общей идеи. Явно выделившихся лидеров не видно. Растет число запросов и обращений, но ответов нет. Действия нет, но в малых группах идет «буза». Лидерство носит случайный характер. В первую очередь действует ухудшающееся экономическое положение. Происходит стихийная дифференциация группировок. Лидерство продолжает нести эмоциональный характер. Столкновение мнений приводит к усилению эмоций. Группы переформировываются. Идет поиск выхода из положения. Лидеры эмоциональные сменяются лидерами, способными выразить суть происходящего. Может пойти и поиск «козлов отпущения». Идет формирование первых требований, чаще всего в устной форме. Происходит повышение латентной активности коллектива, причем во всех сферах жизнедеятельности. При этом могут наблюдаться сбои в производстве. В течение определенного времени действует цепочка взаимосвязанных и наслаивающихся факторов, зачастую повторяющихся, усиливающих друг друга. Перекуры, простои... Появляются первые «активисты». Далее начинается бурное обсуждение. Все происходит спонтанно. Амплитуда колебаний социальной напряженности резко увеличивается. Действует множество разрозненных волн недовольства. Уровень эмоциональной напряженности нарастает. Эмоциональные требования закрепляются в сознании. Определяются точки критического удара. Конфликт может зреть в одной точке, а может и на всем предприятии. Есть своя специфика и в поведении и в действиях администрации на латентной фазе конфликта. Следует подчеркнуть обычную самоуверенность руководителей предприятий — уже отсюда исходит ситуация постоянного запаздывания. Во многих случаях администрация просит помощи и не в состоянии сама решать. В лучшем случае руководители получают информацию типа «что-то происходит». Сначала от «разведчиков», далее на более поздних ступенях латентной фазы — непосредственно. Содержание конфликта меняется и люди сами идут. Но в силу незнания руководители этих перемен, новизны не находят. Возможные варианты реагирования: (1) не реагировать, пока напряженность не поднимется до определенного порога; (2) при, благих намерениях неправильное реагирование; (3) вперед, — вне поля возможностей руководителя, а коллектив уже «заведен»...; (4) ситуационно неправильные решения; (5) «на авось»; (6), компромиссное решение и угасание конфликта; (7) слишком позднее обращение за помощью, возникновение инцидента; (8) обращение к подчиненному руководителю: «Ты пойди поищи, что там, а мы...»; (9) проведение собрания; (10) заигрывание с рабочими; (11) принятие решений, не углубляясь в суть конфликта; (12) раскол среди руководителей по позициям в конфликте («за» и «против») и т. д. Наблюдения показывают, что руководители пока, как правило, ориентированы на репрессив-ные меры. Обычно это проявляется в ужесточении режима, в поиске крайнего или «стрелочника». Конфликты зреют в малых группах, а высшая администрация туда не доходит. Чем выше на иерархической лестнице управления руководитель, тем меньше у него осознания остроты и содержания конфликта. Кроме того, руководители отучены от правды, ибо в ответ звучит: «Что, сам не можешь разобраться?» И еще. Есть руководители заинтересованные в конфликте и беспорядках. Напредконфликтной стадии может быть различная степень осознанности поведения различных сил: неосознанное поведение всех сил на латентной фазе, затем — постепенное осознание по мере роста разногласий между противостоящими силами, далее — неорганизованные спонтанные выступления, после чего начинает формироваться идея протеста. По мере развития конфликта, степень осознанности должна возрастать, а степень неосознанности — сокращаться. Для анализа распределения сил и развития конфликтапо степени осознанности может послужить матрица, позволяющая фиксировать распределение сил и развитие конфликта по степень осознанности.
И в это время накапливается некоторая критическая масса для перехода в открытый конфликт. Как будет осуществляться этот переход, зависит от действий противоборствующих сил. Энергию мо-жно распределить и канализировать при умелых действиях сторон и к обоюдному удовлетворению, а можно сжать до такой степени, что взрыв по варианту дикой забастовки станет неизбежным. Как будет развиваться конфликт далее во многом зависит от некоторого инициирующего события, после которого собственно и начинается или дикая забастовка, или формирование конфликта, как подготовка забастовки. Очень часто такие события могут быть весьма случайными. «Прорвало трубу, утонул ребенок. Весь город поднялся в стихийном возмущении». «А началась забастовка вроде бы ни с чего. На многих шахтах рабочие пришли к руководству с просьбой отправить телеграммы в поддержку требований рабочих Кузбасса. Директора, парторги растерялись: как так, команды сверху не было! Отказали... После этого люди сами и вышли на площадь» (68, 68—69). «Прошел слух, что тринадцатая зарплата будет выплачена куда в меньших размерах. Цех и встал буквально в несколько минут. Пока разобрались, четыре часа прошло...». Данное событие рассматривается конфликтологами с применением различных терминов. В западной литературе преобладает понятие «ситуация спускового крючка», в нашей литературе понятия «инцидент». Как пишут Ф.М.Бородкин, Н.М.Коряк, «чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направление на овладение объектом. Такие действия мы назовем инцидентом» (69, 16). Далее, анализируя конфликт, авторы указывают, что конфликтная ситуация и инцидент «ведут себя» в определенном смысле независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент возникнуть случайно. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться оппонентом намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена, хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе по причинам психологического свойства. То же самое относится к инциденту. При этом конфликтная ситуация любого из перечисленных типов может сочетаться с любым типом инцидента. Таким образом, авторы выделяют четыре типа конфликтной ситуации и четыре типа инцидента по характеру их возникновения — объективные целенаправленные, объективные нецеленаправленные, субъективные целенаправленные и субъективные нецеленаправленные (69, 18). Итак, инцидент есть повод для объявления забастовки. Это — как последняя капля. Наблюдается резкий скачок в требованиях. При этом такая реакция на действия руководства может быть по самой второстепенной теме. При наличии скрытой предкокфлнктной ситуации в качестве инцидента может выступить: — изменение во внешней по отношению к социальной организации ситуации; — провоцирующие действия одной из сторон конфликта; — использование одной из сторон какой-либо спорной ситуации для начала открытых конфликтных действий. Чаще всего в качестве инцидента в производственных конфликтах выступают надуманные действия администрации, связанные с введением каких-либо изменений в деятельности предприятия, а также назначением на руководящие должности скомпрометированных людей. Инцидент — процесс кратковременный. Конфликт проходит критическую точку и происходит его бурное разрастание. На этом этапе коллектив может представлять агрессивную толпу с психоло-гией и структурой подобного поведения. Одновременно предзабастовочное состояние в его скрытых формах переходит в забастовку (при «диком» варианте развития) или в подготовку забастовки. Инцидент может быть спровоцированным и неспровоцированным. До инцидента администрация предприятия может занять несколько позиций: — не чувствовать напряженности событий и отвечать в обычном стиле, приближая этим самым инцидент; — осознавать проблему, но отвечать неадекватно; — бессилия и злости без каких-либо действий; — позицию невмешательства: мол, само пройдет и т. д. После инцидента для руководства предприятия, как показывает практика, также возможны варианты позиций: 1) растерянности и бездействия, панического ухода («страусиное поведение»); 2) агрессивного поведения и действия; 3) солидарности с бастующими и даже руководства забастовкой; 4) попыток подачек бастующим и прекращения на этой основе забастовки; 5) попытки воздействия на работников посредством неформальных лидеров и пр. В целом эти позиции можно свести к двум: — потерян контроль над ситуацией и администрации принимает спонтанные решения без должного анализа; — контроль над ситуацией не потерян, руководство может принимать обдуманные решения. На латентной фазе собственно и возникает конфликт на базе появления проблемы или проблем. Развиваясь в скрытой форме, появляется зародыш конфликта, дискутируются в стихийной форме возможные требования, конфликт набирает критическую массу для перехода к открытым действиям. Ухудшаются производственные характеристики. Воздействие внешних детерминантов и факторов, тех или иных управленческих решений на развивающийся социальный конфликт тем выше, чем менее он развернут, организован. Ведь первоначальная связь между участниками конфликта носит неустойчивый характер. Конфликт достаточно легко может быть погашен. Для этапа формирования социального конфликта характерна большая устойчивость, его разви-тие приобретает самодостаточный характер. Происходит дифференциация и интеграция членов трудового коллектива вокруг выдвинутых целей развивающегося социального конфликта. Дифференциа-ция проявляется в расслоении коллектива по отношению к предъявляемым требованиям, оформляе-мым стачкомом или профсоюзом. Развитие органов забастовки — свидетельство процессов второго рода — интеграции участников забастовки вокруг определенных центров. Социальный конфликт па предприятии — это всегда процесс взаимодействия организованных групп. И этот процесс затраги-вает обе участвующие стороны: работников и предпринимателей (администрацию предприятия). Стороны втягивают в свою орбиту естественно по ролям дифференцированных участников. Администрация притягивает ксебетех, кто ответственен за управление предприятием. Работники концентрируются вокруг профсоюза или стачкома. Констатация наличия проблемы или противоречия как стартового момента столь резкой формы социального конфликта как забастовка, подразумевает и наличие социальных групп, противостоящих в этом конфликте. Эти группы в себе формируют или имеют по сложившемуся распределению ролей ядра, концентрирующие в себе и на себя связи противостоящих сторон. Нарастание опыта проведения забастовок усиливает оснащенность этих социальных групп, совершен-ствует их действия. Отсюда вытекают два противоположных по сути заказа на этапе формирования конфликта: заказ на разрушение забастовки, ее недопущение, элиминацию всеми допустимыми и недопустимыми средствами. Носителями этой ориентации выступает администрация как представитель собственника, поддерживаемая в ряде случаев старыми профсоюзным структурами. Другой заказ связан с эффективным проведением предзабастовочных и, в случае необходи-мости, забастовочных действий, стремлением инициаторов забастовки реализовать с наибольшей результативностью поставленные цели. На сегодня инициаторы забастовки чаще всего формируют свои особые органы управления ею вне традиционных структур (забастовочные комитеты). Начался и про-цесс переформирования профсоюзных структур, все более вовлекаемых в забастовочное движение. Последовательность шагов в рамках формирования социального конфликта на фазе формирования обычно следующая (мы не рассматриваем в этом случае дикие забастовки): — формирование требований работников и предъявление их администрации предприятия; — работа согласительной комиссии; — в случае нерешенности спорных вопросов — выход на арбитраж; — при нерешенности спорных вопросов и проблем — объявление забастовки, то есть переход конфликта в активную поведенческую фазу, связанную с полным или частичным прекращением работы. В связи с вышесказанным, получается четыре возможных варианта развития событий на предзабастовочной стадии социального конфликта. Вариант первый. Дикая забастовка, когда латентная фаза конфликта после инцидента сразу переходит в забастовку. Вэтомслучае формирование органов забастовки приходится на активный этап конфликта. Организованность бастующих весьма слабая, действия незаконны, возможны агрессивные акции. Вариант второй. Силовое подавление конфликта на предзабастовочной стадии. Такие варианты возможны на любой фазе, особенно при незаконности забастовки или при преобладании силы на стороне администрации. Вариант третий. Социальный конфликт развивается в пределах договорного конфликта. Есть основания для забастовки, но во взаимодействии сторон преобладает кооперация или склонность к компромиссу. В ходе договорного процесса принимаются взаимоприемлемые решения и конфликт этим решением исчерпывается. Вариант четвертый. Нормальная забастовка, когда одна фаза конфликта последовательно заменяется другой. Итак, все предварительные процедуры соблюдены, на пороге начало забастовки.
|