Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кадровая документация.
В процессе возникновения и документального оформления трудовых отношений образуется множество документов под обобщенным названием «кадровая документация». Создание и ведение кадровой документации не право, а обязанность работодателя, которая регламентирована нормативно – правовыми актами. Комплекс кадровых документов систематизируется по различным признакам. По целевой принадлежности выделяют две большие группы кадровых документов.
1. Документы по учету личного состава работников, к которым относятся приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, увольнении, личная карточка работника и др. Основная часть документов по личному составу вошла в состав унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». 2. Документы, связанные с осуществлением функций по управлению персоналом и организацией труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, должностные инструкции, структура и штатная численность, штатное расписание). В Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299, эти документы получили название «документация по организационно-нормативному регулированию деятельности организации, предприятия». Различают следующие виды кадровых документов: 1) документация о приеме на работу: • заявление о приеме на работу; • трудовой договор (контракт о назначении на должность); • приказ о приеме на работу; • протокол общего собрания трудового коллектива о приеме (назначении)на работу; 2) документация о переводе на другую работу: • заявление о переводе на другую работу; • представление о переводе на другую работу; • приказ о переводе на другую работу; 3) документация об увольнении с работы: • заявление об увольнении; • приказ об увольнении; • протокол общего собрания трудового коллектива об увольнении; 4) документация об оформлении отпусков: • график отпусков; • заявление о предоставлении отпуска; • приказ о предоставлении отпуска; 5) документация об оформлении поощрений: • представление о поощрении; • приказ о поощрении; 6) документация об оформлении дисциплинарных взысканий; • докладная записка о нарушении трудовой дисциплины; • объяснительная записка о нарушении трудовой дисциплины; • приказ о наложении дисциплинарного взыскания.
В настоящее время действуют следующие унифицированные формы по учету кадров, ведение которых согласно п. 2 постановления Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 обязательно для всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности:
№ Т-1 — приказ (распоряжение) о приеме работника на работу; № Т-1а — приказ (распоряжение) о приеме работников на работу; № Т-2 — личная карточка работника; № Т-2ГС (МС) — личная карточка государственного (муниципального) служащего; № Т-3 — штатное расписание; № Т-4 — учетная карточка научного, научно-педагогического работника; № Т-5 — приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу; № Т-5а — приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу; № Т-6 —приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику; № Т-6а — приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам; № Т-7 — график отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении); № Т-8а — приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении); № Т-9 — приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку; № Т-9а — приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку; № Т-10 — командировочное удостоверение; № Т-10а — служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении; № Т-11 — приказ (распоряжение) о поощрении работника; № Т-11а — приказ (распоряжение) о поощрении работников; № Т-12 — табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда; № Т-13 — табель учета рабочего времени; № Т-49 —расчетно-платежная ведомость; № Т-51 — расчетная ведомость; № Т-53 — платежная ведомость; № Т-53а — журнал регистрации платежных ведомостей; № Т-54 — лицевой счет; № Т-54а — лицевой счет (свт); № Т-60 — записка-расчет о предоставлении отпуска работнику; № Т-61 — записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении); № Т-73 — акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы.
Указания по применению и заполнению унифицированных форм (19 форм по учету личного состава и 11 форм по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда) первичной учетной документации по учету труда и его оплате содержатся в постановлении Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1. Нормативная и нормативно-справочная документация по вопросам ведения кадрового делопроизводства регламентирует единообразную практику применения норм права и служит правовой основой ведения кадрового делопроизводства. Грамотная постановка и ведение кадрового делопроизводства невозможны без знания и изучения нормативных документов в этой сфере. Знание нормативной и нормативно-справочной документации по вопросам ведения кадрового делопроизводства позволяет:
• правильно оформить документы в соответствии с требованиями действующего законодательства, придав им юридическую силу; • обеспечить хранение и оперативное использование документов в текущей деятельности; • предотвратить негативные последствия для своих работников, возможные в случае нарушения правил ведения кадровых документов, а для работодателя в данном случае — избежать ответственности, установленной действующим законодательством; • предотвратить возможность несанкционированного использования информации.
Юридическая сила документа обеспечивается установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов и оформлением на бланке, соответствующем стандарту. Основным документом, устанавливающим состав реквизитов и требования к их оформлению, является ГОСТ Р 6.30-2003. Требования к бланкам документов рекомендуется оформить в локальных нормативных актах, например в Инструкции по делопроизводству. При этом установленные требования не должны противоречить ГОСТ Р 6.30-2003. Кроме того, ГОСТ Р 6.30-2003, перечисляя состав реквизитов, используемых при оформлении документов, не определяет данного понятия. Определение содержит ГОСТ Р 51141-98, в соответствии с которым реквизит документа — это обязательный элемент оформления официального документа (п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98). В ГОСТ Р 6.30-2003 приведен перечень реквизитов, который содержит 30 надписей, к сожалению, не указано, какие именно надписи придают документу юридическую силу. При этом не все надписи влияют на юридическую силу документа. Однако документ может содержать и дополнительные реквизиты, которые для отдельных видов документов могут быть обязательными в силу требований закона или иных нормативных актов. Помимо традиционных документов, составленных на бумажном носителе, в системе современной кадровой службы используются и электронные документы. В ст. 11 Федерального закона № 149-ФЗ установлены специальные требования к таким документам: «Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе». В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. При этом юридическая сила электронного документа в силу указанного закона подтверждается электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования. Более того, положения указанного Федерального закона не запрещают использование в электронных документах в качестве реквизитов, идентифицирующих информацию, иных аналогов собственноручной подписи. В целом состав реквизитов электронного документа должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 6.30-2003.
|