Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и состав поступлений налоговых доходов в местные бюджеты (на примере г.Тюмень).






Анализ формирования доходных поступлений органов местного самоуправления имеет принципиально важную роль. В целом рост доходов в бюджете г. Тюмени, как и в других муниципальных образованиях, зависит от экономической активности жителей, от наличия природных ресурсов на данной территории, развитой ресурсной базы.

Таблица 3[1]

Доходы бюджета города Тюмени

 

Виды доходов 2008 г (тыс.руб) Доля% 2009 г (тыс.руб) Доля % 2010 г (тыс.руб) Доля, %
Налоговые доходы 12 688 066 71, 5 5 118 988 31, 9 5 156 185 54, 6
Неналоговые доходы 1 618 485 9, 1 1 597 109 10, 0 936 193, 0 9, 9
Безвозмездные поступления 3 134 308 17, 7 9 043 607 56, 4 3 167 316 33, 5
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 302 581 1, 7 266 087 1, 7 192 454 2, 0
Всего доходов 17 743 440   16 025 791   9 452 148  

 

Как показывают данные табл. 3, если в 2008г. доля налоговых платежей была наибольшей – 71, 5 %, то в 2009 г. большую долю в общей структуре доходов города составляли безвозмездные поступления – 56, 4 % (для налоговых доходов – 31, 9 %) и в 2010г. – 51, 6 %. Можно сделать вывод, что наибольшая доля налоговых платежей была в 2008 году. В 2009 году, в условиях кризиса, видим снижение темпа роста налоговых доходов, но к 2010 году опять наблюдаем увеличение доли налоговых платежей до 51, 6 %.

Надо сказать, что за последние три года сумма собственных доходов (налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты) городского бюджета снизилась с 18, 4 млрд. руб. в 2008 году до 6, 93 млрд. руб. в 2010 году. На 2011 год собственные доходы городского бюджета прогнозируются в сумме 6, 89 млрд. руб. В таких условиях возникает необходимость принятия на уровне муниципальных образований комплекса мер, направленных на увеличение доходной части местных бюджетов.

Таблица 4[2]

Сравнительный анализ поступления налоговых доходов

бюджета г. Тюмени за 2008 – 2010 гг.(тыс. руб.)

 

Наименование доходного источника Исполнено
  Доля %   Доля %   Доля %
Налоги на прибыль 706 446 37, 0 402 500 26, 0 686 484 36, 1
Налог на доходы физических лиц 676 877 35, 0 679 477 43, 6 686 484 36, 1
Налоги на совокупный доход 228 101 12, 0 156 453 10, 0 145 777 7, 7
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 132 568 7, 1 156 442 10, 0 145 558 8, 0
Налог на имущество физических лиц 3 997 0, 2 5 228 0, 3 7 607 0, 4
Земельный налог 123 380 6, 4 131 337 8, 4 175 529 9, 0
Государственная пошлина 40 002 2, 1 21 560 1, 4 45 296 2, 4
Платежи при использовании природных ресурсов 3 170 0, 2 5 398 0, 3 5 112 0, 3
Налоговые доходы 1 914 541 1 558 395 1 897 847
Доля % по годам   81, 4 99, 1

 

Проведенный сравнительный анализ поступления налоговых доходов в бюджет г. Тюмени показывает, что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (НДФЛ) являются основными в налоговых поступлениях бюджета г.Тюмени. Следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Тюмени, тем больше будет величина доходов в местный бюджет. Но это, конечно, проблема не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти (табл. 4).

По мнению ученых, немаловажным доходным источником для бюджета г. Тюмени является земельный налог, который полностью зачисляется в местный бюджет. Налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость земельных участков. Было бы целесообразно совершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, периодически пересматривать оценку стоимости земли[3].

Таким образом, перед местными органами самоуправления четко обозначается задача оптимизации использования всех возможных инструментов для повышения сборов от местных налогов.

В целях сравнительного анализа рассмотрим налоговые поступления в бюджет нескольких городов. Для наглядности и статистической независимости, выберем города с численностью населения, сравнимой, и в несколько раз превышающей население г.Тюмени: Кемерово и Екатеринбург соответственно (табл. 5). Думается, что это интересно потому, что сравнивая поступления доходов за 2010 год в бюджеты Тюмени, Кемерово и Екатеринбурга можем выявить различия и сходство в удельном весе поступивших сумм налогов бюджеты сравниваемых городов.

Таблица 5[4]

Сравнительный анализ поступления доходов за 2010 год

в бюджеты Тюмени, Кемерово и Екатеринбурга (тыс. руб.)

 

Наименование доходного источника 2010 г
Кемерово Екатеринбург Тюмень
Сумма Доля % Сумма Доля % Сумма Доля %
Налоги на прибыль 567 897 37 % 1 322 039 45 % 686 484 36, 1 %
Налог на доходы физических лиц 564 888 36, 6 % 823 432 28 % 686 484 36, 1 %
Налоги на совокупный доход 105 700 7 % 345 675 11, 7 % 145 777 7, 7 %
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 132 234 8, 5 % 167 567 5, 6 % 145 558 8, 0 %
Налог на имущество физических лиц 5 854 0, 4 % 11 567 0, 3 % 7 607 0, 4 %
Земельный налог 124 789 8 % 198 634 6, 7 % 175 529 9 %
Государственная пошлина 34 675 2, 2 % 67 564 2, 3 % 45 296 2, 4 %
Платежи при использовании природными ресурсами 4 801 0, 3 % 13 456 0, 4 % 5 112 0, 3 %
Налоговые доходы 1 540 838 2 949 934 1 897 847

 

Анализ представленных данных показывает, что бюджетообразующими налогами местных бюджетов трех городов является налог на прибыль организаций и доходы физических лиц. Разница в налоговых поступлениях этих городов определяется многими факторами: численностью населения, уровнем жизни населения, уровнем доходов налогоплательщиков (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1 Удельный вес налога на прибыль в налоговых поступлениях бюджетов городов: Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г.

 

Рис. 2 Удельный вес налога на доходы физических лиц в налоговых поступлениях бюджетов городов: Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г.

 

Как показывает анализ, удельный вес налога на доходы физических лиц, налога на прибыль в налоговых поступлениях бюджетов городов Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г, составляют основную долю налоговых поступлений местного бюджета. Их величина колеблется по данным городам. В то же время, наличие элементов субъективности при формировании регулирующих дохо­дов местных бюджетов не всегда выражается в объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток может быть устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д.

Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом социальных, экономических, исторических, климатических, этни­ческих особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основ­ными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно уве­личивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жи­телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Проанализируем данные по удельному весу налога на имущество в доходах бюджетов по ранее приведенным городам.

Рис. 3 Удельный вес налога на имущество физических лиц в налоговых поступлениях бюджетов городов: Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г.

 

Из данных рис. 3 следует меньший удельный вес налога на имущество в г.Тюмени. Очевидно, данная ситуация требует особого исследования. Вместе с тем, необходимо отметить, что по указанным городам (как и в целом по России) отмечается проблема низкого показателя собираемости по налогу на имущество физических лиц. Он складывается из-за того, что многие потенциальные налогоплательщики не подают заявление на регистрацию права собственности на недвижимое имущество и земельные участки и, соответственно, не уплачивают налог по указанному имуществу, что приводит к значительным потерям местного бюджета муниципального образования.

Следует указать, что по оценке специалистов (работников муниципальных органов и сотрудников налоговой службы) существующий информационный обмен между регистрирующими и налоговыми органами несовершенен и требует доработки. Информация, предоставляемая регистрирующими органами для исчисления налогов, не точна, часть ее представляется на бумажных носителях.[5]

По налогу на имущество физических лиц г.Тюмени органам власти местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы и дифференцировать ставки. Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлены предельные значения ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Так, при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не превышающей 300 000 рублей (включительно), ставка налога на имущество не должна превышать 0, 1% (включительно), при суммарной инвентаризационной стоимости от 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) ставка может устанавливаться в пределах от 0, 1% до 0, 3% (включительно), при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 000 рублей – ставка свыше 0, 3% до 2, 0% (включительно). Учитывая, что наиболее весомые суммы налога на имущество физических лиц приходятся на владельцев объектов налогообложения с суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 рублей, на территории города Тюмени ставка налога на имущество физических лиц дополнительно продифференцирована именно для имущества, попадающего в данную группу. (табл. 6).

Таблица 6 [6]

Ставки налога на имущество физических лиц, действующие на территории города Тюмени для имущества, не используемого в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения Ставка налога  
До 300000 рублей (включительно) 0, 1 процента  
Свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно)   0, 2 процента  
Свыше 500000 рублей до 700000 рублей (включительно) 0, 3 процента  
Свыше 700000 рублей до 1500000 рублей (включительно) 0, 5 процента  
Свыше 1500000 рублей 1, 0 процента

 

Как видно из данных таблицы 6, в целях снижения налогового бремени физических лиц, не использующих свое имущество в предпринимательских целях, налоговые ставки дифференцированы таким образом, что позволяют осуществить плавный поэтапный переход в сумме налога при росте суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Для объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300 000 рублей (включительно) – 0, 1%, свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) – 0, 3%, свыше 500 000 рублей – 2, 0%.

На территории города Тюмени в анализируемом периоде в числе основных направлений бюджетной и налоговой политики доминирует социальная направленность бюджета города. Приведенный выше анализ практики установления льгот и дифференциации налоговых ставок наглядно демонстрирует, что в части формирования доходной базы бюджета социальная направленность полностью выдерживается, хотя это сказывается на размере бюджета.[7]

При планировании бюджетных доходов постоянно учитываются изменения налогового законодательства. Например, в проекте Закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2013 года» нашло отражение в первую очередь на 2011г отмена авансовых платежей для физических лиц по налогу на имущество и по земельному налогу. Отсюда очевидно, что потребуется откорректировать местные нормативно-правовые акты. Что касается самих поступлений, то указанные налоги за 2011г. будут уплачиваться физическими лицами в 2012 году, т.е. в будущем году местные бюджеты их еще не увидят.

Во-вторых, до 100% увеличивается норматив зачисления в бюджеты городских округов и муниципальных районов единого налога на вмененный доход.

В-третьих, увеличиваются нормативы зачисления в местные бюджеты единого сельхозналога.[8]

Серьезную проблему вызывает отсутствие механизма понуждения владельцев объектов недвижимого имущества к оформлению права собственности. Затраты по постановке на кадастровый учет весьма значительны, а сама процедура оформления непрозрачна и сложна. Кроме того, устарела методика оценки инвентаризационной стоимости имущества. Например, Е.В. Бушмин считает, что целесообразно предоставить право на проведение оценки объектов недвижимости муниципалитетам или налоговым органам и на ее основании производить начисление налога. Если собственника не устроит результат такой оценки, ее может провести специализированная организация.

Первостепенной задачей органов местного самоуправления в данном вопросе должна стать инвентаризация объектов недвижимости, которая позволит выявить неучтенные объекты и провести их оценку.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самыми крупными источниками формирования доходов местных бюджетов являются налоговые поступления.

Следует отметить, что негативным фактором в увеличении налоговых поступлений, является низкая экономическая активность населения муниципального образования. Так как потенциальные налогоплательщики, например, не оформляют право собственности на недвижимость и земельные участки, тем самым бюджет муниципального образования не получает доходы в нужном объеме от местных налогов и, как следствие, возможность по реализации социально-экономических программ уменьшается.

Как показал проведенный анализ, у муниципального образования г. Тюмень прослеживается тенденция увеличения собственных доходов и для этого есть определенные ресурсы. Но все же ситуация со сбором местных налогов требует повышения эффективности проведения контрольных мероприятий налоговыми органами с целью проверки правильности соблюдения налогового законодательства и нормативных актов исполнительной власти местного самоуправления.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал