Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ и состав поступлений налоговых доходов в местные бюджеты (на примере г.Тюмень).
Анализ формирования доходных поступлений органов местного самоуправления имеет принципиально важную роль. В целом рост доходов в бюджете г. Тюмени, как и в других муниципальных образованиях, зависит от экономической активности жителей, от наличия природных ресурсов на данной территории, развитой ресурсной базы. Таблица 3[1] Доходы бюджета города Тюмени
Как показывают данные табл. 3, если в 2008г. доля налоговых платежей была наибольшей – 71, 5 %, то в 2009 г. большую долю в общей структуре доходов города составляли безвозмездные поступления – 56, 4 % (для налоговых доходов – 31, 9 %) и в 2010г. – 51, 6 %. Можно сделать вывод, что наибольшая доля налоговых платежей была в 2008 году. В 2009 году, в условиях кризиса, видим снижение темпа роста налоговых доходов, но к 2010 году опять наблюдаем увеличение доли налоговых платежей до 51, 6 %. Надо сказать, что за последние три года сумма собственных доходов (налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты) городского бюджета снизилась с 18, 4 млрд. руб. в 2008 году до 6, 93 млрд. руб. в 2010 году. На 2011 год собственные доходы городского бюджета прогнозируются в сумме 6, 89 млрд. руб. В таких условиях возникает необходимость принятия на уровне муниципальных образований комплекса мер, направленных на увеличение доходной части местных бюджетов. Таблица 4[2] Сравнительный анализ поступления налоговых доходов бюджета г. Тюмени за 2008 – 2010 гг.(тыс. руб.)
Проведенный сравнительный анализ поступления налоговых доходов в бюджет г. Тюмени показывает, что налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (НДФЛ) являются основными в налоговых поступлениях бюджета г.Тюмени. Следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Тюмени, тем больше будет величина доходов в местный бюджет. Но это, конечно, проблема не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти (табл. 4). По мнению ученых, немаловажным доходным источником для бюджета г. Тюмени является земельный налог, который полностью зачисляется в местный бюджет. Налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость земельных участков. Было бы целесообразно совершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, периодически пересматривать оценку стоимости земли[3]. Таким образом, перед местными органами самоуправления четко обозначается задача оптимизации использования всех возможных инструментов для повышения сборов от местных налогов. В целях сравнительного анализа рассмотрим налоговые поступления в бюджет нескольких городов. Для наглядности и статистической независимости, выберем города с численностью населения, сравнимой, и в несколько раз превышающей население г.Тюмени: Кемерово и Екатеринбург соответственно (табл. 5). Думается, что это интересно потому, что сравнивая поступления доходов за 2010 год в бюджеты Тюмени, Кемерово и Екатеринбурга можем выявить различия и сходство в удельном весе поступивших сумм налогов бюджеты сравниваемых городов. Таблица 5[4] Сравнительный анализ поступления доходов за 2010 год в бюджеты Тюмени, Кемерово и Екатеринбурга (тыс. руб.)
Анализ представленных данных показывает, что бюджетообразующими налогами местных бюджетов трех городов является налог на прибыль организаций и доходы физических лиц. Разница в налоговых поступлениях этих городов определяется многими факторами: численностью населения, уровнем жизни населения, уровнем доходов налогоплательщиков (рис. 1, рис. 2). Рис. 1 Удельный вес налога на прибыль в налоговых поступлениях бюджетов городов: Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г.
Рис. 2 Удельный вес налога на доходы физических лиц в налоговых поступлениях бюджетов городов: Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г.
Как показывает анализ, удельный вес налога на доходы физических лиц, налога на прибыль в налоговых поступлениях бюджетов городов Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г, составляют основную долю налоговых поступлений местного бюджета. Их величина колеблется по данным городам. В то же время, наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов не всегда выражается в объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток может быть устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д. Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом социальных, экономических, исторических, климатических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами. Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов. Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов. Проанализируем данные по удельному весу налога на имущество в доходах бюджетов по ранее приведенным городам. Рис. 3 Удельный вес налога на имущество физических лиц в налоговых поступлениях бюджетов городов: Кемерово, Екатеринбург, Тюмень в 2010г.
Из данных рис. 3 следует меньший удельный вес налога на имущество в г.Тюмени. Очевидно, данная ситуация требует особого исследования. Вместе с тем, необходимо отметить, что по указанным городам (как и в целом по России) отмечается проблема низкого показателя собираемости по налогу на имущество физических лиц. Он складывается из-за того, что многие потенциальные налогоплательщики не подают заявление на регистрацию права собственности на недвижимое имущество и земельные участки и, соответственно, не уплачивают налог по указанному имуществу, что приводит к значительным потерям местного бюджета муниципального образования. Следует указать, что по оценке специалистов (работников муниципальных органов и сотрудников налоговой службы) существующий информационный обмен между регистрирующими и налоговыми органами несовершенен и требует доработки. Информация, предоставляемая регистрирующими органами для исчисления налогов, не точна, часть ее представляется на бумажных носителях.[5] По налогу на имущество физических лиц г.Тюмени органам власти местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы и дифференцировать ставки. Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлены предельные значения ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Так, при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не превышающей 300 000 рублей (включительно), ставка налога на имущество не должна превышать 0, 1% (включительно), при суммарной инвентаризационной стоимости от 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) ставка может устанавливаться в пределах от 0, 1% до 0, 3% (включительно), при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 000 рублей – ставка свыше 0, 3% до 2, 0% (включительно). Учитывая, что наиболее весомые суммы налога на имущество физических лиц приходятся на владельцев объектов налогообложения с суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 рублей, на территории города Тюмени ставка налога на имущество физических лиц дополнительно продифференцирована именно для имущества, попадающего в данную группу. (табл. 6). Таблица 6 [6] Ставки налога на имущество физических лиц, действующие на территории города Тюмени для имущества, не используемого в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Как видно из данных таблицы 6, в целях снижения налогового бремени физических лиц, не использующих свое имущество в предпринимательских целях, налоговые ставки дифференцированы таким образом, что позволяют осуществить плавный поэтапный переход в сумме налога при росте суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Для объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300 000 рублей (включительно) – 0, 1%, свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) – 0, 3%, свыше 500 000 рублей – 2, 0%. На территории города Тюмени в анализируемом периоде в числе основных направлений бюджетной и налоговой политики доминирует социальная направленность бюджета города. Приведенный выше анализ практики установления льгот и дифференциации налоговых ставок наглядно демонстрирует, что в части формирования доходной базы бюджета социальная направленность полностью выдерживается, хотя это сказывается на размере бюджета.[7] При планировании бюджетных доходов постоянно учитываются изменения налогового законодательства. Например, в проекте Закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2013 года» нашло отражение в первую очередь на 2011г отмена авансовых платежей для физических лиц по налогу на имущество и по земельному налогу. Отсюда очевидно, что потребуется откорректировать местные нормативно-правовые акты. Что касается самих поступлений, то указанные налоги за 2011г. будут уплачиваться физическими лицами в 2012 году, т.е. в будущем году местные бюджеты их еще не увидят. Во-вторых, до 100% увеличивается норматив зачисления в бюджеты городских округов и муниципальных районов единого налога на вмененный доход. В-третьих, увеличиваются нормативы зачисления в местные бюджеты единого сельхозналога.[8] Серьезную проблему вызывает отсутствие механизма понуждения владельцев объектов недвижимого имущества к оформлению права собственности. Затраты по постановке на кадастровый учет весьма значительны, а сама процедура оформления непрозрачна и сложна. Кроме того, устарела методика оценки инвентаризационной стоимости имущества. Например, Е.В. Бушмин считает, что целесообразно предоставить право на проведение оценки объектов недвижимости муниципалитетам или налоговым органам и на ее основании производить начисление налога. Если собственника не устроит результат такой оценки, ее может провести специализированная организация. Первостепенной задачей органов местного самоуправления в данном вопросе должна стать инвентаризация объектов недвижимости, которая позволит выявить неучтенные объекты и провести их оценку. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самыми крупными источниками формирования доходов местных бюджетов являются налоговые поступления. Следует отметить, что негативным фактором в увеличении налоговых поступлений, является низкая экономическая активность населения муниципального образования. Так как потенциальные налогоплательщики, например, не оформляют право собственности на недвижимость и земельные участки, тем самым бюджет муниципального образования не получает доходы в нужном объеме от местных налогов и, как следствие, возможность по реализации социально-экономических программ уменьшается. Как показал проведенный анализ, у муниципального образования г. Тюмень прослеживается тенденция увеличения собственных доходов и для этого есть определенные ресурсы. Но все же ситуация со сбором местных налогов требует повышения эффективности проведения контрольных мероприятий налоговыми органами с целью проверки правильности соблюдения налогового законодательства и нормативных актов исполнительной власти местного самоуправления.
|