![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия народа и республики по Цицерону
Главным содержанием политико-правового учения Цицерона является развитие им понятия республики.
Источниками понятия республики являются: 1. Древнегреческая идея производности государства от права. 2. Идея Аристотеля о связи справедливости и политики. 3. Представления греческих стоиков о свободном индивиде, как гражданине космополиса.
Республика (Respublica – дело народа, общее дело), исходным в понятии республики, является понятие народа. Народ – это общность людей связанных между собой общностью интересов и согласием вопросов права. Народ у Цицерона это не этническая, но политико-правовая общность.
Республика – это согласованная общая и единая власть членов народа выражающая их общий интерес, неделимое по долям на каждого члена народа, но необратимо суммируемая из их согласованных волей и образующее государство.
Таким образом, республика это: 1. Общий интерес членов народа 2. Общая и единая власть членов народа 3. Государство
Государство – это часть и аспект республики (республика - это не государство, и не вид государства). Республика не зависит от форм правления. То есть республика может возникнуть в государстве в любой положительной форме правления (монархия – царская власть), (аристократия – власть оптиматов), (демократия – власть популяров).
Иными словами, республика это качество достижимое в любой положительной форме правления. Учение Цицерона полностью принадлежит естественно-правовой концепции.
При этом Цицерон развивает эту концепцию: * Он утверждает приоритет естественного права над волеустановленным. * Естественное право отчасти служит источником международного права.
Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство (res publica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)... Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».
Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности.
Продолжая греческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качестве критерия классификации Цицерон использует количество правящих. Цицерон различает:
1. царскую власть — монархия;
2. власть оптиматов — аристократия;
3. народную власть — демократия.
Все эти формы правления являются несовершенными, так как имеют недостатки:
при царской власти «все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов»;
при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы;
при демократии несправедливо само равенство.
Эти формы несовершенного правления «легко» стремятся к вырождению в «дурные государства»: тиранию, олигархию, произвол толпы. В отличие от греческих философов Цицерон вообще не признавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права.
Лучшая форма государственного правления — смешанная, т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем равномерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти оптиматов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти.
Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве». Когда к власти пришли триумвиры, Цицерон выступил против. Его имя было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают преследованию. Цицерону отрубили голову и правую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме.
|