Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Догосударственное (естественное) состояние, возникновение государства и статус суверенитета государства по Т.Гоббсу.
Догосударственное (естественное) состояние, возникновение государства и статус суверенитета государства по Т.Гоббсу Источником учения о праве и государстве является учение о догосударственном (естественном) состоянии – это состояние, в котором общество пребывает до государства. По Гоббсу, догосударственное состояние образуется естественными правами. То есть каждый человек, во взаимодействии с другими свободно реализует естественные права. Чтобы выйти из естественного состояния люди создают государство.
Источник государства – общественный договор, суть которого состоит в добровольной передаче членами общества своих естественных прав лицу или группе лиц, обретающих власть.
Государство по Гоббсу – это единственный объект власти и абсолютный суверен. В отличие от Макиавелли, теория этатизма Гоббса основывается на концепции естественного права.
Содержание политико-правового учения. Концепция договорного происхождения государства.
Гоббс различает догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).
В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право — это «свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством».
Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes); состояние постоянного страха за свою жизнь.
Загрузка...
Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».
Гоббс различает три фундаментальных естественных закона.
1. Закон как цель: «следует искать мира и следовать ему».
2. Закон как средство: «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и са мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру гих людей по отношению к себе». Отказаться от права на все вещи означает для Гоббса «упразднить общность иму щества» и установить право собственности, отсутствие ко торого в естественном состоянии — причина «войны всех против всех».
3. Закон как долг: «люди должны выполнять заключен ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника кого значения» (pacta sunt servanda).
Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: «Человек ведь является не только физическим телом; он представляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматривать равным образом как человека и как гражданина».
Гоббс выделяет три формы, правления государства:
• монархию;
• аристократию;
• демократию.
Монархия — такая форма правления государства, при которой общие интересы совпадают больше всего с частными интересами: «Богатство, сила и слава монарха обусловлены богатством, силой и славой его подданных».
Аристократия — такая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».
Демократия — такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.
Гоббс критиковал монархию, потому что по наследству верховная власть может достаться несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло. Но демократия также вызывала его критику, так как в отношении решения вопросов о войне и мира и в отношении составления законов она оказывается в «таком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнего».
Образ государства. Государство представляется Гоббсу Левиафаном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках — символы государственной власти: «Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется государством (по латыни civitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан».
Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым: верховная власть — душа; магистраты — суставы; награда и наказание — нервы; благосостояние и богатство частных лиц — это сила; безопасность народа — занятие; справедливость и законы — искусственный разум и воля; гражданский мир — здоровье; смута — болезнь; гражданская война — смерть.
|