![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скрытые трансакции ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Скрытыми называются трансакции, в которых одновременно осуществляется не менее двух ролевых позиций каждого из партнеров по общению. В трансакции такого вида можно выделить два условных плана: внешний, видимый (социальный) и скрытый (психологический). Рассмотрим такую ситуацию. На уроке учитель предложил учащимся открыть учебники и самостоятельно изучить конкретный вопрос. Наблюдая за самостоятельной работой учеников, учитель заметил, что один из них читает не учебник, а художественное произведение, не имеющее никакого отношения к уроку. После истечения времени, отведенного на самостоятельную работу с учебником, учитель приступает к опросу учащихся. «К доске пойдет Соловьев», — говорит он. Слова учителя звучат спокойно, корректно, без раздражения, без заискивания перед учеником, без давления на него с помощью голоса. В ответ ученик также спокойно и корректно произносит: «Олег Николаевич! Можно я еще поготовлюсь?» На первый взгляд здесь осуществляется взаимодополняющая трансакция типа Взрослый — Взрослый. В самом деле, любой сторонний наблюдатель может сказать, что корректный Взрослый учителя предлагает Взрослому ученика заняться делом: «Я предложил классу самостоятельное изучение вопроса, а теперь хочу выяснить, как усвоен изученный материал. Поэтому прошу Соловьева выйти к доске и озвучить прочитанное». А в ответ все, кто находился в классе, слышат спокойное обращение Взрослого ученика к Взрослому учителя с просьбой разрешить ему еще немного поготовиться. В этом случае как бы осуществляется трансакция, изображенная на рисунке 16. Однако наш учитель не просто вызывает ученика к доске. Он ведь знает, что ученик-то отвлекался и нужный материал не изучал. Следовательно, Родитель учителя может подсказать педагогу, что «на уроке отвлекаться нельзя», Что «нарушителя дисциплины надо наказать». Поэтому у учителя появятся и другие слова, которые он не будет произносить вслух: «Сейчас я посмотрю, как ты будешь себя чувствовать! Будешь знать, как отвлекаться на уроке!» Тем самым скрытый коммуникат учителя будет направлен от его Родителя к Дитя ученика. Очевидно, ученик, попавший в такую ситуацию, будет чувствовать себя довольно неловко. Его Дитя начнет тревожиться: «Ну вот, опять влип. Что же делать? Как упросить учителя, чтобы не вызывал меня к доске?» Поэтому обращение к учителю с просьбой еще немного поготовиться может отражать внутренние, не произносимые вслух слова ученика: «Ну, пожалуйста, не вызывайте меня сейчас к доске! Я больше не буду отвлекаться!» Тем самым скрытый коммуникат ученика будет направлен от его Дитя к Родителю учителя. На рисунке 17 видно, что на социальном плане происходит общение Взрослый — Взрослый (сплошные коммуникаты 1 — 2), а на психологическом уровне осуществляется трансакция, которую мы обозначили как пристройку «сверху» (пунктирные коммуникаты 3—4). Скрытые коммуникаты существенно обогащают общение партнеров, поскольку вовлекают в процесс взаимодействия дополнительные данные Родителя, Взрослого и Дитя. Одновременно скрытые трансакции создают дополнительные трудности партнерам по общению, так как скрытые коммуникаты часто не совпадают с внешними, видимыми коммуникатами, противоречат им и перечеркивают их. Наличие скрытых коммуникатов превращает общение в своеобразную игру, в которой есть видимый и скрытый планы. На внешне видимом плане и учитель, и ученик ориентируются на соблюдение формальных атрибутов общения. В условиях урока педагог предложил учащимся изучить новую тему, а затем попросил одного из учеников ответить по изученному материалу. В свою очередь, ученик Соловьев дал учителю информацию о том, что он еще недостаточно хорошо освоил новый материал, что ему хотелось бы не отвечать у доски, а подготовиться еще немного на своем месте. Это внешне видимый план их общения понятен всем присутствующим в классе. На скрытом плане и учитель, и ученик ориентируются на личностные атрибуты общения. Самолюбие учителя было задето дерзкой выходкой ученика, отдавшего предпочтение не учебному предмету, а посторонним занятиям на уроке. Поэтому внутренний голос учителя будет подыскивать достойные этому задетому самолюбию слова типа: «Ну и наглец!», «Ах ты, нахал!», «Ах ты, умник!», «Ну, я тебя проучу за это!» Подобные непроизносимые слова учителя и определяют направление его скрытого коммуниката от своего Родителя к Дитя ученика. В свою очередь, обращение учителя к Соловьеву с просьбой выйти к доске также задевает самолюбие ученика. Ведь сейчас вскроется его обман, сейчас и педагог, и все ученики поймут, что он не справился с заданием, что он либо обманщик, либо тупица, либо лентяй. Поэтому лихорадочный поиск выхода из создавшегося положения может сопровождаться такими непроизносимыми вслух словами ученика: «Не повезло!», «Он (учитель) все же видел, что я не читал учебник!», «К доске выходить нельзя, так как я не знаю материала! Но как же выйти из этой ситуации, чтобы не позориться перед классом?», «Как отвести от себя гнев учителя?», «Попробую вести себя корректно: не признаюсь, что не знаю нового материала, но и отвечать не пойду, попрошу отсрочки». Подобный лихорадочный поиск решения и сопровождающие этот поиск слова определяют зависимую позицию ученика и говорят о том, что его скрытый коммуникат направлен от его Дитя к Родителю учителя. Следует отметить, что сами непосредственные участники общения, т. е. учитель и ученик, не получают полной информации о скрытых коммуникатах своего партнера, а могут лишь догадываться о них. Еще меньшую информацию об этих скрытых коммуникативных посылах учителя и ученика Соловьева, об их внутренних диалогах получат сторонние наблюдатели общения, т. е. все ученики класса. Таким образом, знания о ролевых позициях партнеров по общению и видах трансакций дают возможность для осуществления двух принципиально важных функций педагогической деятельности: аналитической и прогностической. Во-первых, эти знания позволяют анализировать особенности состоявшегося общения между педагогом и воспитанником, понимать причины успешного или, напротив, неудачного взаимодействия между ними, видеть промахи в действиях педагога. Во-вторых, на основе этих знаний у педагога появляются возможности для прогнозирования своего общения со своими подопечными, для влияния на характер этого общения в ходе взаимодействия с воспитанником. Вопросы и задания 1. Что понимается под состояниями партнеров по общению? 2. Охарактеризуйте состояние Родителя. Приведите примеры воздействия на партнера с позиции Родителя. 3. Что характерно для состояния Дитя? Приведите примеры, в которых ученик находится в позиции Дитя. 4. Охарактеризуйте состояние Взрослого. Подберите примеры, в которых ученик общается с учителем, находясь в позиции Взрослого. 5. Подберите из литературных источников ситуации взаимодействий педагогов и воспитанников. Проанализируйте особенности ролевых позиций общающихся в этих ситуациях людей. 6. Инсценируйте небольшие фрагменты известных детских сказок и охарактеризуйте ролевые позиции действующих персонажей. 7. Поупражняйтесь в выполнении некоторых типичных действий учителя: а) войдите в класс и поприветствуйте учащихся; б) выразите свое возмущение по поводу того, что ученик отвлекается на вашем уроке. Повторите подобные действия поочередно, занимая различные ролевые позиции. 8. Подберите примеры педагогических ситуаций к схемам.
|