Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественная культура Нового времени: барокко, классицизм, романтизм.
Как и для всей культуры, для художественной культуры Нового времени решающим оказалось влияние Ренессанса. То, что было порождено Возрождением, получило продолжение в Новое время, но продолжение не однолинейное, не однонаправленное. В XVII–XIX веках в Европе оформились художественные стили такие как «классицизм», «барокко», «романтизм», «реализм», «рококо», «сентиментализм». Рассмотрим только три направления, которые можно назвать не просто стилями с каким-то формальными особенностями, но и различными способами мышления, восприятия мира, характерными для Нового времени – барокко, классицизм и романтизм. XVII век часто называют веком барокко (итал. barocco, букв. странный, причудливый). Но искусство XVII века очень разнообразно, и назвать это время веком барокко можно только, если понимать его широко – как фиксацию нового мировосприятия в этом смысле под барокко можно понимать общую тенденцию к динамизму. Этот стиль продолжает ренессансный антропоцентризм, но он оказывается видоизмененным, двойственным и даже как будто сомнительным. Научное знание расширяет границы мира. Земля не воспринимается как центр мироздания, солнечная система, как выяснилось, оказалась не Вселенной, а лишь малой ее частью. Вследствие нового видения пространственно-временных параметров существования изменяются представления о месте человека. Изменение картины мира «поставило место человека в мире под вопрос» (Р. Гвардини). Эпоха барокко отражает это противоречивое положение человека: с одной стороны, его активную позицию по отношению к миру, с другой – самосознание одинокой личности, ощутившей свою ничтожность в бесконечном мире.
|