Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. От мануфактурногo к промышленному производству
ПромышленныЙ переворот, связанныЙ с заменой ручного труда мaшинным, развивался постепенно. Еще в 1733 г, механик Д. Кей изобрел прядильный станок с «летучим челноком», который не надо было вручную пропускать между нитями. Он при водился в движение ножной педалью, что ускоряло процесс ткачества в два раза. В 1765 г. Д. Харгривс построил механическую прялку, названную им «Дженни», которая позволяла скручивать одновременно 16 нитей. Затем механик Кромптон, соединив достоинства прядильных станков Кея и Харгривса, построил мюль-машину, усовершенствованную Картрайтом, станок, способный заменить труд 40 ткачей, работающих вручную. Все эти станки приводились в движение мускульными усилиями. Лишь в 1771 в г. Кромфорде, возле Дерби, предприниматель Аркрайт построил первую фабрику, на которой станки приводились в движение водяным колесом через систему peменных приводов. Через 20 лет в Англии было уже около 150 прядильных фабрик, созданных по такому же образцу. Внедрение машин началось и в других отраслях промышленности. Oгpoмнoe значение для промышленного переворота имело изобретение в 1781г, усовершенствованной паровой машины Д. Уaттом (1736-1819), механиком университета Глазго. Первая в мире паросиловая установка была создана на Урале И.И. Ползуновым в 1766г. однако в России она не получила распространения. В Aнглии же внедрение машины Уатта позволило начать строить фабрики не только на берегах рек, увеличить масштабы производства. На большинстве предприятий число занятых уже измерялось сотнями человек. Рост спроса на станки и машины способствовал развитию горнодобывающей и металлургической промышленности, Еще в 1735 г. был найден способ выплавки чугyна с использованием кaмeннoгo yгля, что имело большое значение, поскольку из-за вырубки лесов цeна древесного угля стала стремительно расти. В связи с ростом спроса на металл эти способы постоянно совершенствовались, С 1740 по 1796 г. выплавка чугyна возросла с 17 тыс. т. до 125 тыс. т. Увеличение добычи железной руды, угля (за сто лет добыча yгля в Англии увеличилась с 2, 6 тыс. т., до 10 млн., т.) требовало развития транспорта. Начали строиться дороги с улучшенным покрытием, которые можно бьшо использовать в любое время года, Лондон связали с дрyгими городами постоянные рейсы дилижансов (почтовых карет). Сооружались каналы, позволяющие перевозить тяжелые гpузы. Развивающаяся промышленность создавалась вблизи центров угледобычи или крупных портов, она требовала большого количества рабочей силы. Быстро росли города, Так, население Бирмингeмa на протяжении ХVIII века увеличилось с 4 тыс. человек до 70 тыс. Рост численности горожан привел к расширению спроса на продовольствие, которым Англия не могла сама себя обеспечить, а импортировала из-за гpаницы, особенно из колоний, Начала склады ваться система международногo разделения труда: Англия вывозила промышленные товары, ввозила продукты питания и сырье.
|