Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принесение присяги на верность Оттону III: император восседает между представителями двух сословий — духовного и светского. Миниатюра из Евангелия Отгона III, Конец X в.






там, выполняли в основном импе­раторские заказы.

Росписи церкви Святого Георгия в монастыре Оберцелле — харак­терный пример раннесредневековой живописи Германии (последняя четверть X в.). Здесь были изображе­ны чудесные деяния Христа — «Воскрешение Лазаря», «Исцеление бесноватого», а также другие сюже­ты из Нового завета. Пейзаж дальне­го плана заменили горизонтальные полосы различных оттенков — так мастер обозначил степень про­странственной удалённости эле­ментов изображения. Здания автор изобразил условно — они лип» указывали на место происходивших событий. Художник стремился под­черкнуть особое значение Христа и Его деяний, поэтому в каждой ком­позиции фигура Спасителя занима­ет центральное положение.

Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. В то время создавались в основном богослу­жебные книги. Тексты Священного писания распределялись в них по типам церковных служб, месяцам и датам. Большинство сохранивших­ся рукописей выполнено в мона­стыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства масте­ров этой школы признаны миниа­тюры так называемых Евангелия Оттона III и «Книги евангельских чтений Генриха II».

В Евангелии Оттона III (конец X в.) помещены миниатюры, каждая из которых занимает целую стра­ницу. На одной из миниатюр импе­ратор Оттон III, восседающий на троне, окружён священниками и солдатами — их фигуры олицетво­ряют Церковь и воинство. На дру­гой миниатюре представлены че­тыре женщины с дарами в руках, символизирующие четыре части империи — славянские земли, Гер­манию, Галлию (современную Францию) и Рим. Женщины, почти­тельно склонившись, подходят к императору. Рукопись была поме­щена в драгоценный переплёт: ши­рокая золотая рама, украшенная

множеством жемчужин и сверкаю­щих камней, обрамляла пластину слоновой кости; в центре пластины была изображена сцена Успения Богоматери.

Миниатюры «Книги евангельских чтений Генриха II» (между 1002 и 1014 гг.) выполнены яркими краска­ми на золотом фоне. На одной из миниатюр воспроизведена сцена коронования Генриха II и его супру­ги Кунигунды. Композиция разделе­на по горизонтали на две части. В верхней находится огромная фигу­ра Христа. Он держит короны над головами Генриха II и Кунигунды. По обе стороны от них стоят апо­столы Пётр и Павел. В нижней час­ти композиции помещены символи­ческие изображения провинций Германской империи.

Другим центром искусства мини­атюры был город Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983 г.). Это сборник писем Папы Григория Великого. Сама книга не сохрани­лась, до нашего времени дошли лишь две миниатюры. На одной из них, занимающей целую страницу, изображён Папа Григорий Вели­кий, вдохновляемый Святым Духом. Согласно легенде, Папа диктовал свои поучения секретарю, который находился за занавеской. Вдруг на­ступило долгое молчание. Обеспо­коенный, юноша проделал неболь­шую дырочку в занавеске и увидел, что на плече у Папы сидит голубь (в христианской традиции — символ Святого Духа) и прижимает клюв к его губам. Когда голубь убрал клюв, Папа начал говорить.

Папа Григорий Великий пред­ставлен сидящим на троне с голу­бем на плече. Над головой Папы сияет золотой нимб, взгляд устрем­лён вдаль. Гораздо меньше по раз­мерам фигура секретаря. Худож­ник показывает его в тот момент, когда он, согнувшись, осторожно проделывает отверстие в занавеске. Автор миниатюры не просто ил­люстратор — он талантливый рассказчик, который в одной сцене су­мел передать и легенду, и её симво­лическое значение. Сюжет второй миниатюры характерен для того времени: перед величественным императором стоят четыре неболь­шие женские фигуры, олицетворя­ющие земли империи. Обе миниа­тюры помещались рядом, и это означало единство духовной и свет­ской власти в государстве.

Оттоновское искусство достигло расцвета при императоре Генри­хе III (1039—1056 гг.). В первые го­ды правления молодой государь вместе с матерью, императрицей Гизелой, посетил монастырь Эхтернах (ныне это территория Люк­сембурга). Миниатюры «Книги евангельских чтений Генриха III» (1039—1043 гг.) повествуют именно об этом событии. На одной из них художник изобразил Генриха III с аббатами монастыря, на другой — императрицу Гизелу со свитой и с


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал