Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этико-деонтологические требования к личности и профессиональной деятельности медицинского работника
Значение моральных качеств для деятельности всех медицинских работников точно выражено в словах выдающегося отечественного врача С.П. Боткина, сказанных им в отношении врачей в конце 19 века, но в полной мере относящихся ко всем медикам всех исторических эпох: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближним и перед Родиной, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни»[1] (С.П. Боткин) Морально-психологические качества личности медицинских работников называются в профессиональных этических кодексах врачей и медсестер, литературе по медицинской этике, деонтологии и биоэтике. Они существуют в виде идеальных и стереотипных образов врачей и других медицинских работников, дополнялись примерами жизни и профессиональной деятельности выдающихся представителей медицины. В этических кодексах медицинских сестер (Международного совета медсестер, Этическом кодексе медицинской сестры России) отмечается обязательность наличия моральных качеств личности. В «Этическом кодексе медицинской сестры России» в качестве исходного этического положения утверждается: «Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие». Для специалистов в области фармацевтической деятельности, являющейся особой областью медицины, в нашей стране разработан «Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)» [2], отражающий специфику моральных проблем и задач в деятельности фармацевтических работников. Для медицинских работников, имеющих квалификацию «фельдшер», «медицинский лабораторный техник», «акушерка/акушер», «зубной техник» и других отдельных этических кодексов не создано. Все этические кодексы содержат общие для все видов медицинской деятельности общие моральные принципы, правила и нормы, главные из которых были определены на первых этапах исторического развития медицины в Клятве Гиппократа. Общими для всех медицинских работников этическими принципами профессиональной деятельности являются: непричинение вреда, благодеяние, выполнение профессионального долга, уважение прав и достоинства пациента. Нравственные качества личности медработника включают в себя качества, отражающие его отношение к людям, видам деятельности, материальны и духовным ценностям, жизни и миру в целом. Признание жизни человека высшей, безусловной ценностью, личность каждого человека – достойной уважения и ее прав и свобод составляют основополагающие ценности медицинской деятельности. Главными моральными ценностями для медицинской деятельности являются жизнь человека, здоровье, доброта, милосердие, сострадание, справедливость, ответственность, долг, честь, совесть, достоинство. Самокритичность, адекватная самооценка, скромность, оптимизм как свойство мировоззрения и мироощущения - эти качества являются условием предотвращения профессиональных ошибок и в случае их возникновения – максимально объективной, всесторонней оценки и анализа для предотвращения ошибок в будущем. Сострадание - этическое понятие, обозначающее отношение человека к другим людям, которое основывается на признании законности их интересов и выражается в понимании их чувств, оказании им моральной поддержки, готовности содействовать осуществлению их намерений Милосердие – нравственная характеристика, предполагающая наличие в характере человека таких качеств, как отзывчивость, сострадание и потребность оказывать безвозмездную помощь нуждающимся. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия[3]. В «Этическом кодексе медицинской сестры России» в качестве исходного этического положения утверждается: «Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие». В условиях современной медицины понятия милосердие, сострадание, человеколюбие, альтруизм не утратили своей значимости и являются моральными ценностями, которыми руководствуются медицинские работники в своей повседневной практической деятельности. Правдивость является обязательным нравственным качеством, которое должно проявляться во всех профессиональных и жизненных ситуациях. Ложь всегда является проявлением неискренности, стремления что-то скрыть, поэтому она более или менее осознанно замечается другим человеком, формирует недоверие ко всем последующим словам и действиям обманывающего человека. Искренность и правдивость составляют основу всех видов отношений между людьми, возможности их долгосрочной совместной деятельности. Правдивость в общении с пациентом является вопросом, который продолжает оставаться в медицинской этике дискуссионным. С одной стороны, утверждается необходимость говорить пациенту правду, что закреплено в статьях ряда этико-правовых документов. В России – это Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в ред. от 25 июня 2012 г.№ 53-ФЗ), Клятва врача России, Этический кодекс медицинской сестры России (ст.6), Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта). Пациент имеет право на получение полной, достоверной информации о состоянии своего здоровья, проводимых лечебно-диагностических мероприятиях и связанных с этим рисках для его жизни и здоровья. С другой стороны, в медицинской практике сохраняется традиция использовать «ложь во спасение», т.е. предоставлять пациенту недостоверную, искаженную информацию об имеющемся у него заболевании для предотвращения психологической травмы от полученной информации и опасных для жизни поведенческих реакций. Объективным основанием сохранения такой традиции является, прежде всего, желание пациента воспользоваться своим правом на получение истинной информации. Психологическая компетентность медработника является главным условием для определения у пациента наличия и степени выраженности желания знать правду о своем диагнозе и лечении, т.к. это желание зависит от многих личностных особенностей пациента. Направленность личности медицинского работника должна быть альтруистической. Стремление к активной, продуктивной, полезной для других людей деятельности, самосовершенствование с целью сделать свою профессиональную деятельность более эффективной – это проявление конструктивной гуманистической направленности личности. Ценностные ориентации медицинского работника должны соответствовать моральным принципам и нормам профессиональной медицинской этики. Слова Клятвы Гиппократа «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного» определяют главную моральную цель деятельности медработника – благо больного. Этические традиции деятельности медсестер основаны на христианской этике, в которой милосердие, сострадание, помощь нуждающимся признаются проявлением человеколюбия. В «Этическом кодексе медицинской сестры России» в качестве исходного этического положения утверждается: «Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие». Доброжелательность, стремление к сотрудничеству для блага пациента являются необходимыми профессионально значимыми качествами для общения и поддержания конструктивных взаимоотношений, как с пациентами и их родственниками, так и с коллегами. Доброжелательность – это качество, означающее в буквальном смысле желание добра (другому). Добро - фундаментальное, предельно широкое понятие этики, обозначающее нравственно положительное значение каких-либо феноменов или их совокупности. Понятие добра в конкретных ситуациях жизни человека и профессиональной медицинской деятельности соотносится с самыми разными по своему моральному содержанию действиями и поступками, что не всегда имеет благоприятные для пациентов последствия. Главным ориентиром в определении чего-либо как доброго должны быть для медика ценности жизни (сохраняет поступок жизнь или сокращает ее?) и здоровье человека (сохраняет что-то здоровье или ухудшает его?). Внимательность и заботливость являются нравственно-психологическими качествами личности, тесно связанными с благожелательностью. Медработник внимателен к пациенту, совершает ряд действий для обеспечения его физического и психологического комфорта, облегчения боли, выздоровления, т.е. заботится о пациенте, желая ему блага и признавая в качестве блага для человека жизнь и здоровье. Забота и внимательность медицинских работников, неразглашение конфиденциальной информации, доступность объяснений по поводу обследования и/или лечения т.п. - эти показатели деятельности медицинских работников не имеют абсолютно достоверных, имеющих материальное выражение критериев. Параметры измерения заботы, внимательности, доброты, тактичности не имеют математического выражения.
Принцип непричинения вреда («Primum non nocere!» «Не навреди!») – это главный моральный принцип медицинской деятельности, которому должен следовать каждый медицинский работник. Проявляя заботу, желая добра пациенту можно не намеренно, не осознанно причинить ему вред. Невнимательность и равнодушие становятся причинами причинения вреда пациенту. Наличие других негативных качеств личности влечет за собой халатное отношение к работе, некачественное выполнение своих обязанностей, различные нарушения и, в конечном счете, - значительный вред здоровью пациентов. Применительно к медицинской деятельности вред – это негативные последствия, которые возникают в результате взаимодействия и общения медицинских работников, пациентов и их родственников. В ходе медицинской деятельности могут быть причинены различные виды вреда, как пациенту, так и медицинским работникам. Вред для пациента может быть материальным (затраты на лечение, потеря заработка за время болезни и т.д.), физическим (ущерб здоровью вследствие профессиональных ошибок, от «побочных эффектов» лечебных и диагностических средств), психологическим (ятрогении, соррогении), социальным (инвалидность, изменение социального статуса, качества жизни и т.д.), моральным (негативные чувства и переживания от проявления неуважения к личности пациента, оскорбления, грубости, пренебрежения и т.п.). Моральный и психологический вред, причиняемый пациенту при оказании ему медицинской помощи является хоть и менее заметным, но не менее значимым для человека, чем физический или материальный. Психологический вред в форме ятрогений и соррогений рассматривается в «Психологии общения с пациентом» (гл. …). Большую профессиональную значимость имеет такое качество личности медицинского работника, как ответственность. Ответственность как этико-деонтологическое понятие выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Деятельность современного медицинского работника требует от него высокого уровня личной профессиональной ответственности, включающей в себя моральную, административную, правовую и другие виды ответственности. Ответственность является фундаментальным нравственным качеством личности, которое проявляется в умении отвечать перед самим собой (своей совестью), другими людьми и Богом (для верующих) за свои поступки, наличие и проявление в деятельности тех или иных умений, знаний, личностных качеств. Ответственность и принципиальность – качества личности, характеризующие его отношение к своей деятельности, способность сохранять свои взгляды и убеждения по главным, наиболее важным вопросам и готовность отвечать за последствия. Применительно к профессиональной медицинской деятельности моральная ответственность представляет собой соотнесение реального поведения с эталоном, задаваемым требованиями профессиональной этики и деонтологии. Медицинский работник несет моральную ответственность перед пациентами и их родственниками, коллегами, медицинским сообществом, обществом в целом, перед самим собой за свои профессиональные действия и отношения с ними. Степень соответствия действий человека существующим в обществе моральным нормам определяет степень ответственности личности. Моральная ответственность - это форма деятельности совести человека, которая включает в себя анализ собственного поведения (поступков, чувств, отношений и т.д.) и соотнесения его с этически должным. Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Она требует быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто. Субъективно совесть может восприниматься как хотя и внутренний, но чужой голос (в особенности, когда он редко о себе заявляет, или к нему редко прислушиваются) [1; с. 261-262][4]. Совестьмедицинскогоработника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступатьв соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. «Голос» совести вызывает чувство стыда. Поэтому совесть понимается как специфическая форма стыда, а ее содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым. Долг – это этическая категория, обозначающая индивидуально осознаваемую необходимость выполнения определенных нравственных обязанностей. Нравственный долг представляет собой индивидуально осознаваемую необходимость выполнения определенных требований, в том числе и добросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей. Несоответствие между реальным и должным поведением оценивается как невыполнение профессионального долга. В зависимости от степени несоответствия и уровня развития морального самосознания медработника, следуют угрызения совести, действия, направленные на устранение этого несоответствия, бездействие и т.п. В случаях значительных нарушений профессионального долга может последовать наказание в виде моральных, административных или правовых санкций. Результатом нарушения профессионального долга всегда является вред, причиненный другим людям. Для медицинской деятельности, осуществляющейся в условиях рыночных отношений в обществе, принципиальное значение имеет бескорыстие как основа сотрудничества и взаимопомощи. Любой медицинский работник, оказывающий медицинскую помощь или услуги на платной основе должен в первую очередь думать о благе пациента, стремиться принести ему максимальную пользу своими профессиональными действиями. Пациент не должен быть источником материального обогащения медицинского работника.
Интеллектуальные качества личности отражают особенности всех психических процессов познавательной сферы человека и обеспечивают не только успешное профессиональное обучение и повышение уровня профессионального мастерства, но и процесс общения с другими людьми. Наибольшее значение для медицинской деятельности имеют познавательные процессы и их свойства, взаимосвязанные с волевой сферой человека. Произвольная память и внимание, хорошо развитые способности концентрировать и переключать внимание, выделять иллюзорность восприятия, умение использовать эффективные методы запоминания играют большую роль в осуществлении качественной профессиональной деятельности. Широта и глубина мышления, развитие всех его видов, включая творческое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между действиями, событиями, явлениями, умение анализировать и классифицировать признаки, действия, события и являются необходимыми элементами интеллектуальной деятельности человека, необходимой для медицинского работника. Волевые качества личности медработника способствуют его качественной профессиональной деятельности при наличии любого типа темперамента, самосовершенствованию личности. Наибольшие трудности возникают у людей со слабым типом нервной системы (меланхолический темперамент), т.к. медицинская деятельность содержит в себе много элементов, становящихся для них сильными стрессогенами. Многообразные индивидуальные особенности характера личности позволяют медицинскому работнику успешно заниматься своей профессиональной деятельностью при отсутствии эгоистических, деструктивных или патопсихологических (акцентуированных) черт характера. Негативные черты характера становятся одной из причин низкого качества выполняемой деятельности, трудностей в общении, возникновения конфликтов, стрессовых реакций. Эмоционально-волевая сфера медицинского работника должна быть хорошо развита. Большой спектр чувств и эмоциональных переживаний медработника как личности позволяет ему лучше понимать эмоциональное состояние пациента. Доминирующими в эмоциональной сфере медицинского работника должны быть высшие чувства сострадания, милосердия и чувство своего профессионального долга. Спокойствие и уверенность в принятии решения, решительность и мужество – волевые качества личности, проявляющиеся в сложных, эмоционально насыщенных ситуациях, взаимосвязанные с моральными качествами личности. Общепризнано, что основу сострадания и милосердия составляет эмпатия в сочетании с моральными качествами человеколюбия и благожелательности. Для медицинского работника необходим средний или высокий уровень эмпатии. Высокий уровень эмпатии содержит в себе риск чрезмерного погружения в переживание страданий пациента, что может быстро привести к синдрому эмоционального выгорания. Для медицинского работника с высоким уровне эмпатии особенно важно развитие волевой сферы, самоконтроля и самосознания для сохранения самообладания и организации своей деятельности по оказанию помощи страдающему, превращающей пассивное сопереживание в активные целесообразные действия. Эмпатия как свойство личности является обязательным условием деятельности медработника в соответствии с требованиями медицинской этики, деонтологии и профессиональными обязанностями. Медицинская профессиональная деятельность – это работа в ситуациях, где преобладают боль и страдание, насыщенных негативными эмоциональными переживаниями, психологическими перегрузками, стрессами, в которых в максимальной степени выражены радость от спасения жизни человека и горе в связи со смертью. Эмоциональная насыщенность медицинской деятельности медработника требует наличия у него высокого уровня развития самосознания, самоконтроля, способностей регуляции своего психологического состояния и деятельности. Это обеспечивается наличием достаточно высокого уровня интеллектуальной сферы, адекватной самооценки и уровня притязаний, копинг-рессурсами личности. Самообладание – это волевое качество личности, позволяющее человеку в сложных, стрессовых ситуациях контролировать свои эмоциональные переживания, чувства и при помощи волевых усилий организовывать и осуществлять эффективную деятельность. Коммуникативная компетентность медицинского работника представляет собой совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективный процесс профессионального общения с пациентами, их родственниками, коллегами и другими людьми, принимающими участие в оказании медицинской помощи и услуг. Коммуникативная компетентность позволяет оказывать качественную медицинскую помощь в различных, в т.ч. экстремальных ситуациях, профессиональной деятельности, выбирать оптимальные для каждой конкретной ситуации стратегии поведения, предотвращать или конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Коммуникативная компетентность тесно связана с другими качествами и общей культурой личности медработника. Общая культура медицинского работника включает в себя широкий кругозор, разносторонние интересы и знания, полученные не только в ходе самообразования, но и в процессе общего и специального образования. Профессиональное и личностное совершенствование должно продолжаться всю жизнь. Авторитет медицинского работника появляется в процессе общения и профессионального взаимодействия с пациентом и его родственниками. Наличие у пациента положительного мнения о медработнике до знакомства с ним, которое основано на мнениях других людей, может быть частично или полностью видоизменено в процессе взаимодействия с ним в ходе диагностики, лечения или реабилитационных мероприятий. Возникшее первоначально доверие к медработнику может исчезнуть при непрофессиональных, как в узко медицинском, так и в психологическом отношении, действиях. Необходимо учитывать, что при первой встрече пациента с медицинским работником, каждый из них оценивает не только медицинскую компетентность, тяжесть заболевания и прочие, относящиеся к медицинской практике характеристики, но и личностные особенности.
|