![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие методов постройки судов
Построечные места взаимообусловлены с применяемой на заводах принципиальной технологией постройки судов. Поэтому для правильного понимания условий возникновения и развития модульных принципов в судостроении необходимо остановиться на важнейших тенденциях совершенствования такой технологии. Это тем более важно потому, что модульные принципы возникли на базе существующих методов постройки судов, как логическое их развитие на современном этапе научно-технического прогресса в отрасли. Поэтому достижения науки и практики в области методов постройки судов должны безусловно учитываться при освоении модульных принципов в отечественном судостроении. Все это обусловило необходимость краткого ретроспективного анализа методов постройки судов и путей их совершенствования. Принципиальная технология и организация постройки судна определяются методом постройки судна, способом формирования его корпуса и методом организации постройки судна (рис. 2.10). Выбор варианта технологии и организации постройки производится с учетом особенностей конструкции и серийности судна, производственных возможностей завода-строителя, а также расчета экономической эффективности методов постройки. Метод постройки судна характеризуется конструктивно-технологическими элементами судна, из которых последнее собирается на построечном месте. В настоящее время в судостроении
Способы формирования корпуса судна Методы организации постройки судна
Непрерывный Островной
J Пирамидальный]- [Поточно-бригадный|< -
'Поточно-нозинион-ный
Блочный
Раздельный Конивеерный!
Таким образом, производство по укрупнению секций является частью или разновидностью «предстапельного производства». В общем случае такое производство должно включать укрупнение секций, насыщение секций механизмами, системами, оборудованием; изготовление блоков и модулей; изготовление функциональных и зональных агрегатов и монтажных блоков. Примером укрупнения секций промыслового судна, когда из плоскостных бортовых секций, палубных секций и секций поперечных переборок формируются укрупненные объемные секции. Их формирование осуществляется в перевернутом положении (на палубе). При этом большая часть сборочно-сварочных работ осуществляется в нижнем положении. В перспективе в этих укрупненных секциях можно выполнять ряд работ по монтажу систем, судового оборудования, изоляции и пр. Укрупненные секции кантуются, устанавливаются на днищевые секции, образуя блоки. Второе направление совершенствования секционного метода — насыщение секций, превращение секции из элемента корпуса & элемент судна. Это направление связано с целесообразностью переноса работ по монтажу механизмов, оборудования, отделке и оборудованию судов на возможно более ранние этапы постройки судна. В связи с этим не только блоки насыщаются оборудованием и механизмами, но и секции. В качестве примера изготовления насыщенных секций может служить полный монтаж закрытий грузовых люков на секциях палубы вне судна. Блочный метод является наиболее характерным для серийной постройки малых и средних судов. В последние годы он находит применение и для постройки крупнотоннажных судов. Совершенствование этого метода в настоящее время осуществляется по следующим основным направлениям: увеличение размеров, массы и степени насыщения блоков; изготовление надстроек блоками; развитие модульно-агрегатного метода монтажа судовых мег ханизмов и оборудования; переход к модульно-блочным методам постройки судов. В надстройках концентрируется большой объем корпусных и монтажных работ, по отделке и оборудованию судовых помещений. Подробно технология блочного метода и использование модульных методов изготовления и монтажа надстроек изложены в гл. 5. В настоящее время основу совершенствования механомонтажных работ составляет переход к модульно-агрегатному методу (МАМ) монтажа судового оборудования. Под этим методом понимается компоновка и формирование насыщенных судовых помещений, главным образом машинно-котельных отделений, из сборочных единиц всех уровней — агрегатов, зональных блоков и модулей. Агрегатом называют сборочную единицу, скомпонованную из оборудования, выполняющего определенную функцию. Сборочная единица, компонуемая по территориальному принципу, т. е. расположенная в определенной зоне машинно-котельного отделения или другого насыщенного помещения, называется зональным блоком. Зональные блоки состоят из различного оборудования как объединенного выполнением единой функции, так и выполняющего различные функции. Несущей конструкцией зонального блока может быть специальная рама, чаще всего каркасного типа, и штатная корпусная конструкция. Несомненное преимущество такого рода сборочных единиц — возможность их стандартизации или унификации, что исключает необходимость в разработке документации на стандартные или унифицированные агрегаты при проектировании новых судов. Совершенствование модульно-агрегатного метода предусматривает создание крупных зональных блоков, в которые компонуется все оборудование, расположенное в данном районе (зоне), как объединенное функциональной общностью, так и не связанное единой функцией, а также все трубопроводы (транзитные) и местное электрооборудование. В состав зональных блоков могут входить один или несколько агрегатов и корпусные конструкции (цистерны, участки палубы, платформы и т. п.). Применение зональных блоков позволяет удвоить по сравнению с функциональным агрегатированием объем монтажных работ, производимых в цехах, а следовательно, способствует дальнейшему сокращению продолжительности монтажных работ, выполняемых на судне, и снижению общей трудоемкости монтажа. Как указывалось выше, одним из наиболее перспективных путей развития блочного метода является переход к модульным принципам. /Сущность модульного метода постройки судов состоит в том», что корпус судна формируется на построечном месте из модулей, т. е. из однотипных (стандартных) блоков, имеющих полное или почти полное насыщение из унифицированных секций и узлов. ■ ' Модульные принципы могут быть применены не только при постройке корпусов судов целиком, но и при изготовлении отдельных корпусных конструкций, надстроек, жилых, служебных „я., бытовых помещений и т. п. ^Модульные принципы дают наибольший эффект при постройке судов большими сериями. В отечественном судостроении они впервые были реализованы при строительстве комбинированных судов типа «Борис Бутома» дедвейтом 100 тыс. т. Таким образом, весь ход развития судостроения убедительно свидетельствует о постепенном росте размеров и массы секций и блоков, увеличении степени их насыщения механизмами, устройствами, системами и, что особенно важно, — о повышении уровня унификации этих сборочных единиц. Все это создает объективные условия для перехода к модульному судостроению.
|