Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д) Способы улучшения коммутации.
Дополнительные полюсы. Обратимся к равенству (5-30). Мы можем переписать его в следующем виде: i = i пр + i доб, (5-40) где и . Таким образом, ток коммутации i можно считать состоящим из тока прямолинейной коммутации i пр и накладывающегося на него добавочного тока i доб. Способы улучшения коммутации основаны на уменьшении добавочного тока i доб. Его мы можем уменьшить, увеличивая r 1 + r 2, что достигается выбором щеток. Чем больше ожидаемая результирующая э.д.с. S е, тем тверже должны быть щетки, так как они создают в переходном контакте относительно большое сопротивление. Для небольших машин низкого напряжения берут мягкие (графитные) щетки. От правильного выбора щеток и от их качества в большой степени зависит коммутация. Лучшими считаются электро-графитированные щетки, полученные путем отжига угля в электропечах. Уменьшение i доб может быть также достигнуто путем уменьшения S е. Стремятся эту сумму э.д.с. сделать равной нулю: S е = eR + e к = 0. (5-41) Чтобы этого достигнуть, нужно создать в коммутационной зоне такое поле, которое бы наводило в коммутируемой секции э.д.с. е к, равную э.д.с. еR и направленную против нее. Поле в коммутационной зоне называется коммутирующим. Оно должно иметь определенную полярность. В малых машинах мощностью обычно не свыше 0, 5 кВт надлежащее коммутирующее поле получают сдвигом щеток за физическую нейтраль по вращению в генераторе и против вращения в двигателе. Однако равенство е к=- еR при этом достигается только при некоторой определенной нагрузке, так как при изменении нагрузки физическая нейтраль смещается и указанное равенство нарушается. Чтобы различие между е к и eR было невелико, берут значение еR не свыше 1—2 В, что не вызывает затруднений в случае малых машин. Для машин средней и особенно большой мощности такое значение еR потребовало бы значительного увеличения размеров машин и было бы невыгодно. В современных машинах для создания коммутирующего поля применяются дополнительные полюсы. Их обмотка, как указывалось, соединяется последовательно с обмоткой якоря (рис. 5-34). При этом коммутирующее поле увеличивается пропорционально току якоря, если магнитная цепь дополнительных полюсов слабо насыщена. Поэтому е к будет пропорциональна току якоря, так же как и еR. Следовательно, здесь мы получаем автоматичность действия дополнительных полюсов. Рис. 5-34. Соединение обмотки дополнительных полюсов с обмоткой якоря. Число витков обмотки дополнительных полюсов должно быть так выбрано, чтобы ее н.с. не только компенсировала поперечную н.с. якоря, но и имела некоторый избыток, необходимый для создания в коммутационной зоне надлежащего поля. На рис. 5-35 представлена кривая поля машины, имеющей дополнительные полюсы. Здесь же указаны необходимые полярности дополнительных полюсов при работе машины генератором и двигателем (см. также рис. 5-34). Рис. 5-35. Кривая поля машины с дополнительными полюсами. Необходимая полярность коммутирующего поля определяется на основании следующих рассуждений. Обозначим условно направление тока в секции ia до коммутации стрелкой, как указано на рис. 5-36. Направление э.д.с. Еа параллельной ветви, в которой находится секция при работе машины генератором, будет такое же, как и тока ia. Пусть рассматриваемая секция замыкается щеткой. Ток ia будет уменьшаться. При этом возникает э.д.с. еR, которая по закону Ленца стремится поддержать прежнее значение тока. Следовательно, она направлена в ту же сторону, что и ia. Электродвижущая сила е к должна быть направлена против eR. Для этого коммутируемая секция должна находиться в поле противоположной полярности по отношению к полю, которое наводит э.д.с. Еа (см. рис. 5-34, где направление э.д.с. Еа, например, нижней параллельной ветви обмотки якоря определялось полем южной полярности). Рис. 5-36. К определению полярности дополнительных полюсов генератора. Так как в двигателе Еа и ia имеют противоположные направления, то коммутирующее поле должно иметь ту же полярность, что и поле, наводящее э.д.с. Еа (рис. 5-37). Рис. 5-37. К определению полярности дополнительных полюсов двигателя. Мы вначале приняли ширину щетки равной ширине коллекторной пластины. В действительности щетка берется шире коллекторной пластины в 2—4 раза (при простых волновых обмотках в 2—2, 7 раза; при простых петлевых обмотках в 3—4 раза), что дает лучшее использование коллектора и улучшает коммутацию. Ширина щетки не должна быть слишком большой, так как это может привести к чрезмерному расширению коммутационной зоны. По той же причине не следует брать шаг у 1 с большим укорочением [обычно y 1 = Z э/2 p - (1÷ 3)]. Небольшое укорочение у 1 сказывается благоприятно на коммутации, так как при этом несколько уменьшается eR за счет уменьшения э.д.с. взаимоиндукции. К тому же самому ведет выбор К / а, равного нечетному числу, и выбор ступенчатой обмотки (для мощных машин). Для небольших машин (до 40—50 кВт) часто пазы на якоре выполняются скошенными примерно на одно пазовое деление. При этом уменьшается шум машины, так как не будут получаться резкие колебания индукции на концах полюсных наконечников, и уменьшаются колебания поля под дополнительными полюсами, что улучшает коммутацию. Как отмечалось, н.с. дополнительных полюсов должна скомпенсировать в коммутационной зоне поперечную н.с. якоря и, кроме того, создать коммутирующее поле; следовательно, она должна быть равна (на пару полюсов): F д = t A + F к. (5-42) Здесь н.с, создающая коммутирующее поле, F к»1, 2·1, 6 B кdд, (5-43) где коэффициент 1, 2 учитывает магнитные напряжения стальных участков магнитной цепи дополнительных полюсов и зубчатость якоря; В к = z A. (5-44)
|