![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон Ома для замкнутой цепи
ЦЕЛЬ УРОКА: На основе экспериментов и теоретического анализа механической модели замкнутой электрической цепи вывести формулу закона Ома и научить учащихся применять его в конкретных ситуациях. ТИП УРОКА: комбинированный. ОБОРУДОВАНИЕ: ванна электролитическая, раствор серной кислоты, вольтметр демонстрационный с добавочным сопротивлением 300 Ом, магазин сопротивлений, соединительные провода, модель замкнутой электрической цепи на магнитной доске, обобщающая таблица " 3акон Ома". ПЛАН УРОКА: 1. Вступительная часть 1-2 мин 2. Опрос 10 мин 3. Объяснение 20 мин 4. Закрепление 10 мин 5. Задание на дом 2-3 мин II. Опрос фундаментальный: 1. ЭДС. 2. Химические источники тока.
1. Электрическая " атомная" батарея представляет собой металлическую сферу с изолированным от нее куском Дополнительная информация: Размеры нанобатареек на основе радиоактивных изотопов меньше копеечной монеты, но они позволяют не менее полувека давать энергию для питания мобильного телефона. 2. Конденсатор емкостью 20000 мкФ подключен к источнику тока регулируемой ЭДС. Если ЭДС источника тока равномерно изменяется со скоростью 10 В/с, то какова сила тока в этой цепи? 3. В цепь, состоящую из медного провода сечением 5 мм2, надо включить свинцовый предохранитель. Какое сечение должен иметь предохранитель, чтобы при нагревании провода более чем на 100С он расплавлялся? Начальная температура свинца 270С, температура плавления 3270С. Вследствие кратковременности процесса потерями тепла на нагревание окружающей среды пренебречь. III. Изготовим простейший гальванический элемент. Измерим напряжение на клеммах источника тока. Чему равна ЭДС источника тока? Далее, повторение с использованием механической модели.
ε =U+Uвн – экспериментальная проверка. U = IR, Uвн= Ir, ε =U+Ir. 1) I=0; U=ε. 2) r=0; ε =U (идеальный источник тока). 3) r≠ 0, I≠ 0, U< ε.
Вопросы: 1. Является ли гальванический элемент (источник тока) источником электрических зарядов? 2. Почему свет фар автомобиля тускнеет во время запуска двигателя? 3. Задача: Внутреннее сопротивление источника тока 0, 5 Ом, а его ЭДС 1, 5 В. Сопротивление потребителя 2, 5 Ом. Сопротивление амперметра и подводящих проводов ничтожно мало, а сопротивление вольтметра очень велико. Определить показания амперметра и вольтметра для положений 1, 2 и 3 переключателя П.
Полезная мощность:
Полная мощность:
Вопрос: Два потребителя подключаются к электрической батарее: один раз последовательно, другой - параллельно. В каком случае КПД будет больше?
1. При подключении к батарее гальванических элементов сопротивления 16 Ом сила тока в цепи была 1 А, а при подключении сопротивления 8 Ом, сила тока стала 1, 8 А. Найти ЭДС и внутреннее сопротивление батареи. 2. 3. Резисторы, сопротивления которых 2 Ом и 8 Ом, поочередно подключаемые к батарее, потребляют одинаковую мощность 8 Вт. Какую максимальную мощность на внешней нагрузке можно получить от данного источника тока? 4. При подключении к батарее резистора на нем выделяется мощность 12 Вт. При этом КПД системы, состоящей из резистора и батареи, оказался равным 0, 5. Найти КПД системы при подключении к батарее другого резистора, на котором выделяется мощность 9 Вт. 5. Вопросы:
V. § 59 Упр. 10, №№ 5-7 1. Подготовить пятиминутное сообщение о жизни и научной деятельности Георга Ома. 2. Составить обобщающую таблицу " Закон Ома для замкнутой цепи", используя рисунки, чертежи и текстовый материал. 3. Определите ЭДС источника тока с помощью двух вольтметров, используя минимальное число электрических схем. 4. Соберите цепь по схеме, которая позволяла бы получить график, зависимости полезной мощности, развиваемой источником тока на реостате, от силы тока. Используя данные графика, найдите ЭДС и внутреннее сопротивление источника; постройте графики: Р = Рп (r), Р = Р (R). " Теория - обаятельная мать тяжелого, нудного эксперимента". Харлан Мэйс
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Научить учеников измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. ТИП УРОКА: лабораторная работа. ОБОРУДОВАНИЕ: аккумулятор (батарейка), амперметр и вольтметр лабораторные, реостат, резисторы на колодке, соединительные провода, эталонный источник тока. ПЛАН УРОКА: 1. Вступительная часть 1-2 мин 2. Краткий инструктаж 5 мин 3. Выполнение работы 30 мин 4. Подведение итогов 5 мин 5. Задание на дом 2-3 мин II. Инструктаж по выполняемой работе (рассказ ученика и дополнения с мест). Записать в тетради название работы, цель, оборудование, краткую теорию, зарисовать на доске электрическую схему установки. Измерение силы тока и напряжения, вычисление ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Отчетная таблица:
III. Можно предложить выполнить работу различными способами: 1. Измерение ЭДС вольтметром и затем определение внутреннего сопротивления источника тока (метод описан в учебнике). 2. Традиционный способ с помощью амперметра, вольтметра и реостата. 3. Амперметр и два резистора с известным сопротивлением, поочередно включаемые в электрическую цепь. IV. Сравнение относительной погрешности результата измерения. Какой из методов измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока является наиболее точным? V. Упр. 10, № 9
|