Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неэффективные реакции
Мы же, наоборот, часто прибегаем к различного рола негативным реакциям на конфликты. Исследовав некоторые из них, я полагаю, что смогу лучше понять, как справляться с конфликтами и их последствиями. 1. Неспособность признать проблему или конфликт. Я называю ее синдромом «все прекрасно». Лицо или предмет, являющиеся объектом конфликта, игнорируются, и конфликт просто остается незамеченным. 2. Угод от решения. Конфликт «молчаливо обходится». Вы не говорите о нем и прячетесь, избегая человека или источник конфликта. Интересно, что такой была реакция Адама и Евы на Бога после их проступка в райском саду. Библия говорит, что «(они) скрылись». Они спрятались, и Богу пришлось искать их. Я обнаружил, что чем больше я говорю с человеком, который именно так реагирует на конфликт, тем молчаливее этот человек становится. И, повышая голос, чтобы добиться хоть какого-то ответа, я получаю противоположный результат и разжигаю конфликт более сильными выражениями. 3. Игнорирование значения конфликта. Нашим лозунгом становится фраза «Нам все равно». В этой ситуации обиженная сторона думает: «Мне все равно, потому что он или она не послушает меня в любом случае». Или «Мне все равно, потому что он или она не изменится». Или «Все обойдется». Поверхностное и легкомысленное отношение к конфликту не решает его. Наоборот, оно дает ему идеальный шанс перерасти в значительно более сильный взрыв. 4. «Духовный» подход. Часто употребляемая фраза «Что ж, возблагодарим Господа!» сразу же сопровождается цитатой из Послания к Римлянам 8: 28: «Все содействует ко благу». Но слишком часто истина заключается в нехватке искренности и в том, что этот подход — всего лишь разновидность тактики уклонения. 5. Злопамятность. Чувства обиды и гнева как результат конфликта затаиваются в душе и — взрыв неизбежен. Послание к Филиппийцам увещевает нас использовать вместо этого «духовный огнетушитель», чтобы забыть прошлое. Я Думаю, что все супруги должны заключить соглашение, но которому в споре нельзя обращаться к событиям, случившимся раньше. Один человек пришел на прием к специалисту по семейным вопросам с жалобой: «Каждый раз, когда мы ссоримся с женой, она впадает в историку!» Консультант перебил: «Вы имеете в виду — в истерику?» «Нет, я имею в виду — в историку! — ответил мужчина — она постоянно вспоминает прошлое!» Это — злопамятность. 6. Переход на личности вместо проблемы. Пример этой часто встречающейся реакции я видел недавно, когда одна дама, связанная с периферийной группой евангельских христиан, спросила меня: «Читали ли Вы, что такой-то и такой-то написал о том-то и том-то?» Я сказал, что читал. Она тут же набросилась на автора, а не на то, что он написал. «Вы знаете, что он три раза разводился?» — спросила она. Вместо того, чтобы обратиться к проблеме и решить конфликт, она перешла на личности. 7. Перекладывание вины на кого-нибудь другого. Обычно это говорит о неспособности обвиняющего лица признать свои собственные ошибки. Реакция Адама и Евы (Бытие 3: 9-13) после того, как они вкусили запретного плода, представляет прекрасный пример этого. Бог спросил: «Что ты сделал?» Адам ответил: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Сначала Адам обвинил Бога, а затем — жену. Ответ Евы был: «Змей обольстил меня». Оба обвиняли кого-то другого. 8. Желание победить любой ценой. 9. Уступки во всем, только бы избежать конфликта. Ни одна из этих позиций ничего не решает. В обоих случаях только один из партнеров уходит с ощущением, что удалось чего-то достичь. Кроме того, обе тактики порождают чувство обиды. 10. Покупка специального подарка другому. Это — излюбленный прием мужей. Вместо решения конфликта эти люди пытаются откупиться от него.
|