Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протипожежні вимоги до розташування і пристрою будівель і споруд на поверхні шахт .
При размещении зданий и сооружений на промплощадке шахты необходимо: В местах пересечения галерей и эстакад с железнодорожными путями противопожарные зоны должны выступать от оси пути в обе стороны не менее чем на 3 м. 3.
Билет №4 1. При ведении взрывных работ на угольных шахтах опасных по газу или пыли перед каждым заряжанием шпуров, их взрыванием и при осмотре забоя после взрывания мастер-взрывник обязан проводить измерение содержания метана. Запрещается выполнять взрывные работы при содержании метана 1 % и более в забоях и выработках, примыкающих, на протяжении 20 м от них, а также в месте укрытия мастера-взрывника. Измерение содержания метана в месте укрытия мастера-взрывника также должен проводиться перед каждым подключением электровзрывной сети к взрывному прибору. Взрывные работы допускаются только: а) в забоях выработок, непрерывно и устойчиво проветриваемых в соответствии с требованиями Правил безопасности в угольных шахтах и при осуществлении необходимых мер для борьбы с взрывами пыли; б) при взрывании зарядов с применением ЭД. При этом в выработках с повышенным выделением метана в качестве источника тока должны применяться только искробезопасные взрывные приборы. В забоях выработок, где имеется газовыделение или взрывчатая угольная пыль, разрешается применять только предохранительные электродетонаторы мгновенного и короткозамедленного действия. При этом должны соблюдаться следующие условия: а) максимальное время замедления электродетонатора короткозамедленного действия с учетом разброса по времени срабатывания не должно превышать при применении ВВ IV класса 220 мс, а при применении ВВ V и VI классов - 320 мс; б) в подготовительных выработках, проводимых по углю, и в комбайновых нишах очистных забоев без машинного вруба все заряды в угольном забое должны взрываться от одного импульса тока взрывного прибора; в) при протяженности угольного забоя более 5 м разрешается разделять его по длине на участки и взрывание в каждом из них производить раздельно. г) в подготовительных выработках, проводимых по углю с подрывкою боковых пород, взрывание зарядов в шпурах по углю и породе может проводиться как раздельно, так и одновременно (одним забоем или с опережением одного из них), причем раздельное взрывание может производиться только с разрешения руководителя шахты при количестве циклов не более одного по углю и одного по породе, за исключением случаев создания опережающих заходок в начале проведения выработки, но не более 5 м. Запрещается одновременная выдача мастеру-взрывнику для производства взрывных работ ВВ различных классов, а также предохранительных и непредохранительных электродетонаторов, в т.ч. короткозамедленного и замедленного действия для разных забоев, если в одном из них применяются электродетонаторы с большим замедлением, взрывчатые вещества более низкого класса. 2. Тяжкість електротравми визначається впливом факторів: — електричного характеру — величина напруги, сила струму, вид струму (постійний чи змінний), частота при змінному струмі; — неелектричного характеру — тривалість дії електроструму; — навколишнього середовища — температура, тиск, вологість повітря; — шляху протікання струму через тіло людини. У разі ураження людини електричним струмом основним уражуючим фактором є сила струму, що проходить через тіло людини. При цьому ступінь негативного впливу на організм людини збільшується із зростанням струму. 3.. Каждая подъемная установка должна быть оснащена устройством для подачи сигнала от стволового к рукоятчика и от рукоятчика к машинисту, ремонтной сигнализацией и радиосвязью, используемые при осмотре и ремонте ствола, подъемных сосудов, а также элементов копрового станка на подъемных установках вертикальных стволов. 2. На людских и грузо-людских вертикальных подъемных установках (с углом наклона выработок более 50 °), кроме рабочей и ремонтной сигнализаций, должна предусматриваться также и резервная сигнализация с обособленным питанием отдельным кабелем (каналом). По функциональным возможностям резервная сигнализация не должна отличаться от рабочей. При наличии двух подъемных установок в одном стволе, каждая из которых обеспечивает спуск и подъем работников со всех горизонтов, резервная сигнализация может отсутствовать. 3. В случае подъема работников из шахты скипами в аварийных случаях, предусмотренных ПЛА, должна быть обеспечена возможность подачи сигналов с посадочной площадки на верхнюю приемную площадку и с верхней приемной площадки машинисту подъема. 4. Если установка обслуживает несколько горизонтов, то должно быть устройство, показывающее, из какого горизонта подан сигнал, а также устройство, препятствующее одновременному поступлению сигналов из разных пунктов. 5. На одноклитьових людских подъемных установках, оборудованных сигнализацией из клети, подача сигнала из клети машинисту должно осуществляться только лифтером, который прошел обучение по профессии и назначен приказом директора шахты (работодателя). На грузолюдских одноканатных подъемных установках, оборудованных сигнализацией из клети, кроме того, должны предусматриваться и сигнализация с приемных площадок, а также устройство, не допускающее одновременное включение сигналов из клети и с приемных площадок. Ремонтная сигнализация на таких подъемных установках может отсутствовать. 6. Вагонетки для перевозки работников горизонтальными выработками должны обустраиваться устройствами для подачи сигнала " Стоп" машинисту локомотива. На людских подъемах с пассажирскими вагонетками в выработках с углом наклона до 50 ° должна быть предусмотрена сигнализация, обеспечивающая подачу сигналов машинисту подъема горняком (кондуктором) из поезда. Эта сигнализация может использоваться при осмотре и ремонте выработок и пути, а также для подачи сигнала " стоп" в аварийных случаях. 7. Вагонетки, служащих для перевозки работников наклонным выработкам, должны оборудоваться сигнализацией кондуктору поезда, которая должна быть доступна всем пассажирам, находящимся в вагонетках. Все приемные площадки этих выработок должны быть обеспечены телефонной связью или производственным громкоговорящей связью с машинистом подъема. 8. Если ствол оборудован более одной подъемной установкой, подача исполнительного сигнала должна производиться только рукоятчиком каждой подъемной установки. 9. Схема стволовой сигнализации всех подъемных установок должна предусматривать возможность подачи сигнала " Стоп" с любого горизонта непосредственно машинисту. Каждый непонятный сигнал должен восприниматься рукоятчиком и машинистом как сигнал " Стоп". Возобновление работы подъемной установки разрешается только после личного выяснения машинистом подъемной установки причин поступления неясного сигнала. 10. В системе стволовой сигнализации должна обеспечиваться блокировка, исключающая представление рабочих команд (кроме команды " Стоп") с околоствольного двора горизонта непосредственно машинисту, минуя рукоятчика. Указанное требование не распространяется на: а) сигнальные устройства, имеющие блокировку, препятствующую пуску машины до получения разрешительного сигнала от рукоятчика; б) одноклетевые подъемные установки с подачей сигнала из клети; в) скиповые подъемные установки; г) установки с перекидными клетями за подъема только груза; г) ремонтную сигнализацию. Сигнала на работу подъема разрешается только после закрытия двери клети и стволовых решеток. 11. Между машинистом подъемной машины и рукоятчиком, а также между рукоятчиком и стволовым должна быть налажена прямая телефонная связь. Такой же связь должна быть и на скиповых подъемных установках между машинистом и операторами загрузочного и разгрузочного устройств. На строящихся шахтах, до момента сдачи их в эксплуатацию, кроме того, необходимо устанавливать производственный двухстороннюю громкоговорящую связь. - Во время прохождения и углубления стволов должен быть оборудован прямой двусторонний телефонный или громкоговорящая связь поверхности с полком.
.Б илет №5 1. Важно знать, что делать ни в коем случае нельзя: · не открывайте резко окна и форточки в помещении, где скопился газ, это может спровоцировать самопроизвольное возгорание под притоком кислорода; · не начинайте оказывать первую медицинскую помощь человеку в том месте, где он обнаружен, иначе рискуете тоже оказаться в аналогичном положении; · не оставляйте открытыми вентили и топки при их обнаружении. Примерный алгоритм действий при оказании первой помощи при отравлении газом включает в себя определенную последовательность действий: · вынесите или выведите человека из опасного помещения; · уложите на бок на свежем воздухе и растяните верхнюю пуговицу; · срочно вызовите бригаду скорой помощи; · при отсутствии движений грудной клетки сделайте искусственное дыхание; · если не прощупывается пульс, то необходим массаж сердца через грудную клетку в сочетании с искусственным дыханием. Не оставляйте пострадавшего без присмотра для приезда врачей. Следите за отхождение рвотных масса. Если человек находится в бессознательном состоянии, то может произойти аспирация рвотных масс в дыхательные пути. Для предотвращения этого необходимо держать голову человека наклоненной вбок и чуть вперед. О к с и д в у г л е ц ю (СО) – отруйний газ без кольору і запаху, відносна щільність 0, 97. Тривала робота людини в атмосфері, яка складає 0.01 % оксиду вуглецю, викликає захворювання з тяжкими наслідками. Вміст в атмосфері 0, 4 % оксиду вуглецю є смертельно небезпечним. При 1 % СО людина губить свідомість після декількох вдихань. Правилами безпеки допускається вміст СО в рудничному повітрі 0, 0017 %. Головними джерелами утворення СО в шахтах є рудникові пожежі, вибухи метану або вугільного пилу. СО утворюється також при вибухових роботах. С і р к о в о д е н ь (H3S) – газ без кольору, з характерним запахом тухлих яєць і солодкуватим смаком, нормальна щільність його 1, 53 кг/м3. Має значні отруйні властивості. За характерним запахом сірководень легко виявити навіть тоді, коли вміст його в повітрі дуже незначний і не погрожує здоров’ю людини. При значних концентраціях Н2S у повітрі його запах не відчувається, що збільшує його небезпечність. Сірководень утворюється при розкладі органічних речовин, при вибухових роботах, особливо у випадках неповного згоряння вибухових речовин, при горінні вугілля, вміщуючого піріт, а також виділяється з тріщин вугільних пластів і порід, іноді сумісно з метаном. Сірководень горить і при концентрації у повітрі 6 % вибухає, температура спалаху 290 - 487°С. Сірководень добре розчиняється у воді. Так, за нормального атмосферного тиску і температури +15°С в 1 л води розчиняється 3, 23 л Н2S. Якщо зкаламутити воду, насичену Н2S, то з неї може виділитися небезпечна для життя кількість газу. Тому, в виробки, де є скупчення води і відчувається запах сірководню, не слід заходити без ізолюючих респіраторів. Граничний вміст Н2S в шахтному повітрі – 0, 00071 %. С і р ч и с т и й а н г і д р и д (SO2) – газ без кольору, з гострим смаком і запахом. Надто отруйний. Відносна щільність - 2, 2. Присутність SO2 навіть в незначній кількості призводить до роз’їдання слизових оболонок очей, носа. Короткочасне перебування людини в атмосфері з 0, 05 % SO2 небезпечне для життя. Граничний вміст SО2 в шахтному повітрі – 0, 00038 %. В шахті SО2 утворюється при вибухових роботах, горінні вугільних пластів які містять сірку, а також виділяється з вугілля і породи. О к с и д и а з о т у (NO, N2O5, NO2, N2O4) утворюються в шахті при вибухових роботах. Найбільше стійкий діоксид азоту NO2 – газ червоно – бурого кольору, і легко може бути виявленим по різкому запаху задовго до небезпечної концентрації. Оксиди азоту добре розчиняються у воді, в одному об’ємі води при 20°С розчиняється 67 об’ємів N2O5, тому у вологих виробках вони поглинаються вологою повітря. У якості ефективного заходу боротьби з ними застосовують зрошення. Оксиди азоту дуже отруйні. Небезпечність погіршується ще й тим, що токсична дія їх на організм людини проявляється через 6, а іноді і 40 годин після отруєння. Смертельна концентрація оксидів азоту при короткочасному вдиханні - 0, 025 %. Вміст оксидів азоту в повітрі діючих виробок вугільних шахт не повинен перевищувати 0, 00026 % у перерахуванні на NO2. В о д е н ь (Н2) – газ без кольору з відносною щільністю 0, 07. Розчинність у воді за температури 0°С і тиску 101 МПа 2, 1 %, маса 1 л за нормальних умов 0, 09г. Горить і вибухає за вмістом його в повітрі від 4 до 74 %; температура спалаху на 100 - 200 °С нижча, за температуру спалаху метана. Виділяється з порід, калійних пластів і вугілля середнього ступеню метаморфізму, утворюється під час заряджування акумуляторних батарей. Рудні шахти, в яких хоча б на одному пласті виявлено водень, відносяться до небезпечних за газом і поділяються на чотири категорії. 2. 3. На шахтах должны быть водоотливные установки, которые предусматривают откачку максимальных притока воды в действующих горных выработок. Главные и участковые водоотливные установки должны иметь водосборники, которые состоят из двух и более изолированных друг от друга выработок. Для участковых водоотливных установок по решению главного инженера шахты разрешается иметь водосборники, которые состоят из одной выработки.
Билет №6 1. До роботи в очисних і підготовчих вибоях на пластах, небезпечних за раптовими викидами вугілля, породи та газу, допускаються гірники, що мають стаж роботи у вугільних шахтах не менше ніж один рік.10. Усі працівники, які обслуговують машини, механізми або електроустановки, повинні мати спеціальні посвідчення (свідоцтва) на право обслуговування та управління ними, що видаються їм після навчання в навчально-курсових комбінатах, які мають ліцензію на надання освітніх послуг Міністерства освіти і науки України відповідно до вимог постанови Кабінету Міністрів України від 08.08.2007 N 1019 " Про ліцензування діяльності з надання освітніх послуг". Машиністами підйомних машин і майстрами-підривниками можуть призначатися особи віком не менше ніж 22 роки.11. Не допускається видавати наряди (завдання) на роботи в місця, що мають порушення вимог Правил, крім нарядів на усунення цих порушень, а також давати доручення, виконання яких може призвести до порушень Правил, перебувати або виконувати роботи в підземних виробках, стан яких є безпосередньо небезпечний для працівників, за винятком робіт з усунення цих небезпек. 2.. Горизонтальные выработки, по которым проводится откатка локомотивами, должны иметь уклон не более 0, 005 ‰. В тех случаях, когда горно-геологические условия не позволяют выполнить указанное требование, допускается как исключение увеличение уклона до 0, 050 ‰. При этом откатка должна выполняться по проекту, который имеет экспертное заключение и выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства. 2. Тормозной путь поезда на максимальном наклонные при перевозке грузов не должен превышать 40 м, а при перевозке работников - 20 м. 3. Локомотив при движении должна находиться в голове поезда. Размещение локомотива в хвосте разрешена только при маневровых операций, выполнять которые разрешается на участке длиной не более 300 м при скорости движения не более 2 м / с. Разрешается заталкивания составов вагонеток к забою при проведении однопутных подготовительных выработок на расстояние не более 400 м. 4. Каждый локомотив должен быть оборудован системой освещения с фарами белого и красного света. Допускается сочетание в одной фаре белого и красного света. Освещение пути при включенном основном (дальнем) свете должно осуществляться на расстояние 60 м. Для светового обозначения движущегося поезда, на последней вагонетке должен быть установлен светильник с красным светом. В случае движения локомотива без вагонеток светильник с красным светом должен устанавливаться на задней (по ходу) части локомотива, если отсутствуют фары с красным. При размещении локомотива в хвосте поезда на передней наружной стенке первой по ходу движения вагонетки должен быть подвешен включенный светильник с красным светом. Электровозы должны быть оборудованы звуковым сигнальным устройством и скоростемером. 5. Движение аккумуляторного электровоза, котрый не имеет крыши над кабиной, на участках пути под включенным контактным проводом должно выполняться буксировкой при отсутствии машиниста в кабине аккумуляторного электровоза. 6. Зазор между загрузочным устройством и локомотивом с кабиной без крыши должен быть величиной не менее 0, 4 м. 7. Допускается эксплуатация локомотивов при условии: а) отсутствие нарушений взрывобезопасности оборудования на локомотивах; б) наличие крышки на батарейном ящике аккумуляторного электровоза, исправного ее блокирующего устройства и наличия электроизоляционного покрытия; в) исправных электрооборудования, блокировочных устройств и средств защиты; г) исправных и отрегулированных тормозов; г) исправных песочниц и наличие песка в них; д) исправных сцепных устройств; е) исправных буферов; е) сработанности менее чем на 2 / 3 толщины тормозных колодок и менее чем на 10 мм - бандажей; ж) наличие исправных фар; с) исправности сигнальных устройств. 8. Каждый локомотив, находящийся в эксплуатации, должен осматриваться в следующие сроки: а) ежесменно - машинистом при приемке локомотива; б) дежурным электрослесарем при выпуске локомотива на линию; в) еженедельно - начальником электровозного депо или механиком участка шахтного транспорта; г) ежемесячно - начальником вместе с механиком участка шахтного транспорта. Ежегодно должен проводиться осмотр локомотивов и оборудования подземных гаражей и зарядных камер комиссией, назначенной приказом директора шахты (работодателя), с участием представителя территориального органа Госгопромнадзора. 3. Заземлению подлежат металлические части электротехнических устройств, которые не находятся под напряжением, но которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции, а также трубопроводы, сигнальные тросы и др., размещены в выработках, в которых есть электрические установки и проводки. Для заземлителей в зумпфе, водосборнике или специальном колодце должны применяться стальные полосы площадью не менее 0, 75 м2, толщиной не менее 5 мм и длиной не менее 2, 5м. Для заземлителей в сточных канавах должны применяться стальные полосы площадью не менее 0, 6 м2, толщиной не меньше 3 мм и длиной не менее 2, 5 м.
|