Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О подлинности мощей преподобного Серафима Саровского






Это откровение было получено мной из уст Преподобного Серафима Саровского много лет тому назад, но только сейчас оно получило своё полное завершение. Вот что говорил Он тогда и добавил сегодня.

«Радость Моя! Пришло время сообщить миру о той ошибке, которая произошла при обретении «Моих мощей» в 1991 году.

Эти мощи, лежащие в Дивеево, действительно те самые, которые лежали в Моей раке в момент их вскрытия коммунистами в 1920 году[1]. Но дело в том, что в этот момент Мои мощи были уже укрыты в надёжном месте, а вместо них были положены останки одного из саровских монахов, указанные Мной в видении одному из гробовых монахов. Тем самым Аз желал снять угрозу их уничтожения ввиду факта их неполной сохранности[2]. Останки саровского иеромонаха были похожи на Мои и размером, и цветом волос, и травмой на груди. Цвет косточек их, правда, отличался от цвета Моих мощей, но кто из кощунников мог знать об этом? И кто из них мог знать, что Мои мощи содержались в образцовом порядке и не могло получится так, чтобы кости Моей руки могли оказаться среди костей ноги[3] или были перепутаны запястные кости левой и правой ладоней? И позвонки Мои могли лежать только на своих местах, но никак не в числе костей руки? Это отцы Руфин и Маркеллин, торопившиеся с облачением вновь «обретённых» мощей, перепутали их Промыслом Божиим с тем, чтобы вы, читающие этот акт о вскрытии, могли убедиться в том, что это действительно не Мои мощи. И, смотрите, как подробно все эти ошибки были поименованы в акте и подчёркнуто было, что материя на облачении «совершенно новая»! [4] Безбожники не ведали о том, что косточки Мои почти сорок лет лежали в воде, настоянной на дубовых стружках, [5] и от того приобрели несвойственный им темно-коричневый цвет, но кто видел их, кроме переоблачавших их монахов? А ведь об этом им можно было прочитать в сохранившихся документах дореволюционного времени. Но не положено им было от Бога о чём-либо догадаться, да и как они смогли бы отличить один оттенок цвета от другого по словесным описаниям? А для вас кощунники верно подметили в акте закрытия[6] «Моих» мощей летом 1921 года, что кости, лежащие в гробике, стали заметно темнее[7], чем они были в декабре 1920 года, а это подтверждает факт того, что эти мощи действительно были только что вынуты из земли и подверглись влиянию свежего воздуха. Свет же практически не касался их, потому что крышка раки была закрыта почти всё это время.

Мощи Мои в момент обретения их в 1903 году были скреплены остатками Моей высохшей кожи[8] и были цельнокупны в районе запястий и щиколоток, поэтому их никак нельзя было перепутать в момент обретения, о чем вы можете прочитать в сохранившихся документах, а впоследствии их можно было перепутать только злонамеренно, но кому это нужно было?! Все гробовые монахи были настоящими богобоязненными православными отцами и братьями и никак не могли бы решиться на это. Нельзя даже и подозревать их в этом! Но кто перепутал косточки, да и зачем?! Вы должны были хотя бы попробывать ответить на этот вопрос. Формы рук и ног Моих переоблачались отдельно друг от друга и как так могло получиться, что безбожники вскрыли факт пренебрежительного и неблагоговейного отношения к Моим мощам?! Но кто из вас задумался об этом?! И как получилось так, что Мои мощи окрашенные дубильными веществами в цвет «напоминающий корку черного ржаного хлеба», за какие-то несколько месяцев могли стать ещё «темнее, чем были при вскрытии 17 декабря 1920 года». А ведь волосы головы и бороды Моей тоже были окрашены этими дубильными веществами, [5]вытянутыми водой из стружек и стенок дубового гроба. И где теперь следы от всего этого на мощах лежащих в Дивеево? [9]

И почему эти мощи принесли в Дивеево через Арзамас, [10] а не через Саров?! Почему ни у кого не родилась мысль заглянуть в многочисленные пророчества[11] о Моём приходе в Дивеево и хотя бы внешне попытаться исполнить их? И почему не получилось это сделать? И где те многочисленные исцеления, о которых писалось в 1903 году[12] и которых совсем нет в репортажах об обретении «Моих мощей» в 1991 году?! Почему никто не запротоколировал их? И были ли они? [13]

И самое главное, а для чего Аз «воскрес» в виде Моих мощей? Для того, чтобы вести Проповедь Последнего Всемирного Покаяния? [14] Ну и как же Аз веду её, и много ли плачущих и меняющих образ своей жизни? И почему наши священники и архиереи, по-прежнему, так плохо крестятся, ведь Аз, по свидетельству Пелагии Рязанской «буду обличать Пастырей, как младенцев, покажу им, как правильно креститься, и многое другое»?! [15] И где те архиереи, которые сказали: «Вот, я не верил в воскресение мертвых, а теперь, после «воскресения из мёртвых» батюшки Серафима, верю»? Где они эти архиереи, хоть бы одного увидеть?! А может быть Аз вовсе не воскресал ещё ни в виде мощей и ни в каком-либо другом образе?

И неужели никто не чувствует разницу в веянии благодати исходящей от Моих прижизненных вещей и приписываемых Мне мощей? Неужели никто не чувствует, что благодать исходящая от Моей тубареточки или Моего чугунка, в котором освящают сухарики, гораздо сильнее, чем благодать исходящая от «Моей раки»?! И где та горка костылей, которая некогда лежала в Сарове у моего гробика после Моего прославления в 1903 году? Где благоухание исходящее от мощей и почему никто не испытывает его? Почему не слышно у раки крика бесноватых? Их, что, нет среди целующих гробик? И почему мощи других святых гораздо сильнее «Моих»? Почему никто не хочет честно ответить на эти вопросы? Кто наложил табу на их задавание?

А всё очень просто: не воскресал Аз ещё из мертвых и вся эта псевдорадость по поводу Моего псевдовосстания из мертвых есть обычная попытка подъёма Солнца вручную – из этого никогда не могло получиться ничего хорошего. И Пасха среди лета всё ещё впереди. И та радость, которая посетит всех вас в то время, действительно будет тем самым, предсказанным в Моих пророчествах действием Благодати Духа Святаго!

Ну а что касается судьбы этих мощей, которые лежали вместо Моих во время вскрытия в 1921 году, [16] и у которых было высветлено белое пятно на лбу[9], то они были снова завёрнуты в вату, а затем снова зашиты в материю, после чего, вместе с муаровой подушечкой, поручами и варежками, вновь были положены на своё место в могилу, а Мои цельбоносные мощи возвратили на прежнее место. И снова от них полился поток исцелений и утешений. И так вплоть до апреля 1927 года, когда Мои мощи были грубо свёрнуты в комок и засунуты в тот самый синий просфорный ящик, [17] откуда благополучно исчезли по пути в Москву.[18]

А вслед за этим среди осведомителей ОГПУ нашелся один брат[19] сказавший, что знает о месте укрытия «Моих подлинных мощей» и могилка этого иеромонаха была вновь потревожена и краснослободское ОГПУ получило в свои руки «подлинные останки Серафима Саровского», о которых и телеграфировало в Пензу и они, в итоге, оказались в запасниках музея атеизма и религии, находящегося в Казанском соборе Ленинграда.[20] Где и были обнаружены в конце 1990 года и после сравнения с актами вскрытия 1920 года объявлены Моими и перенесены в село Дивеево, где поспешили объявить Меня воскресшим, а Мои пророчества исполнившимися.[21]

Но сколько мощей в Дивеево должно быть открыто согласно Моим пророчествам? Четыре, пять, восемь? И как могли мощи Матушки Александры «выйти ранее», если в момент обретения мощей мощи матушки Елены Мантуровой достали первыми?! И где нетление мощей матушек Марфы и Елены Дивеевских? И согласно каким пророчествам были прославлены дивеевские блаженные Пелагия, Параскева и Мария? А новомученики и преподобноисповедницы? Где об этом было написано и кем предсказано?! Не сказано ли чётко и ясно было, что в Дивеево будет только пятеро мощей и всё?! [22]

Много вопросов Аз мог бы задать вам сегодня, но, думаю, не получу на них никакого ответа. Читайте и размышляйте, а если чего-то не понимаете, то не стесняйтесь спрашивать через ныне живущих старцев, пробуйте молиться и получать ответы на ваши вопросы. Ведь никто из вас не удосужился обратиться ко Мне и попросить «имиже весть судьбами» подвердить или опровергнуть подлинность мощей лежащих в Дивеево. А разве Аз оставил бы без ответа этот очень важный для вас вопрос?! Но вы не спросили и не попросили, а понадеялись на самих себя и на свой падший разум. А он вас подвёл.

Но покаяние меняет всё и ваше новое держание[23] может и должно привести к исправлению всех ранее совершённых ошибок и к обретению Моих подлинных мощей, которые сегодня жаждут обрести только единицы и вовсе не ищет официальное священноначалие. А Они уже совсем готовы к тому, чтобы состоялось Их обретение и перенос в город Саров, где Аз воскресну из мертвых и по приходу Моему в Дивеево открою там Проповедь Последнего Всемирного Покаяния и буду учить вас всему: и как правильно надо креститься, и многому-многому другому.

Перемените образ вашего мышления и спокойно отнеситесь к тому, что в Дивеево никогда не было и не могло быть Моих подлинных мощей до Моего воскресения из мертвых. Не препятствуйте Моим земным помощникам исполнять данные им поручения и благословения и не называйте прелестниками тех, кто им никогда не являлся. И не оставайтесь равнодушными, а изучите все доступные вам материалы и либо опровергните Мои слова, либо примите их как руководство к действию. Аминь»

__________________________________

[1] Статья " КОЩУНСТВО": " 17 декабря 1920 года (...) Вскрытие мощей началось в 11 часов 30 минут."

[2] АКТ освидетельствования св. останков преп. Серафима Саровского Чудотворца 11 января 1903г.: По снятии крышки гроба, внутренние его стенки также оказались сырыми, в трех местах покрытыми плесенью (...) В гробу присутствующие увидели: ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды. Тело приснопамятного о. Серафима предалось тлению.

[3] Статья " КОЩУНСТВО": Из акта вскрытия: " Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястых четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки. Всего костей ступни: предплюсных — 7, плюсных — 5, фаланговых первых недостает одной и второфаланговых недостает 2. Правая ступня: всего костей предплюсных 7, плюсных одна целая и одна распавшаяся, четыре эпифиза распавшихся плюсневых костей.Недостает 14 фаланговых костей."

[4] Статья " КОЩУНСТВО": Из акта вскрытия: " Место, соответствующее лицу, покрыто белой материей и подбородок — вновь черной материей. Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура а черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой."

[5] Воспоминания протоиерея Димитрия Троицкого " Прославление преподобного Серафима Саровского": Когда разобрали надмогильный свод(...): могила подвижника оказалась затопленной, и вода полностью покрывала крышку гроба. (...) Авторитетные хозяйственники и саровские старцы пришли к мнению: вода попала в могилу преподобного при водопроводных работах, происходивших здесь лет сорок тому назад. Так что гроб отца Серафима стоял в воде длительное время.(...)

(...) Присутствовавшие при открытии крышки гроба свидетельствуют, что... Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба.

[6] " АКТ закрытия мощей Серафима Саровского в Сарове Темниковского уезда Тамбовской губернии, составленный 16 августа 1921 года."

[7] " АКТ закрытия мощей Серафима Саровского в Сарове 16 августа 1921 года": " Стеклянная крышка снимается, и кости скелета обтираются сухой ватой, причем таковые имеют темно-коричневый, темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года, цвет."

[8] Воспоминания протоиерея Димитрия Троицкого " Прославление преподобного Серафима Саровского": " Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением."

[9] Источник https://www.diveevo.ru/: " Когда сняли куколь, надетый на голову, то поразило светлое, даже белое, пятно на лобной части. Оно значительно отличалось от желтовато-коричневого цвета мощей.

Воспоминания Арсения, архиепископа Истринского: " Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. (...) Кости черепа преподобного – темного цвета, а это место – светлое-светлое, настолько оно зацеловано."

[10] Воспоминания Арсения, архиепископа Истринского: " Этот крестный ход прошел буквально по всей России: по городам и Московской, и Владимирской, и Нижегородской областей, и дальше – через Арзамас – в Дивеево."

Воспоминания епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова): " Величественный Воскресенский собор города Арзамаса - последняя остановка святых мощей по пути в Дивеево."

[11] Пророчества преп. Серафима Сровского: " По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево." " В Дивеево же Я, воскреснув в Сарове, приду живой вместе с Царём."
Пророчества блаж. Пелагеи Рязанской: " Святые Мощи понесут на плечах через Каширу по Волгоградской дороге через Михайлов в Тамбов, а оттуда в Саров."

[12] Воспоминания протоиерея Димитрия Троицкого " Прославление преподобного Серафима Саровского": " А какое множество людей собралось здесь, чающих получить предстательством преподобного Серафима благодатную помощь и исцеление от разных обдержащих их недугов. Хромые, слепые, расслабленные и другие убогие встречались на каждом шагу. И многие из них, благодарение Богу, по вере своей исцелялись. О случаях исцеления приходилось постоянно слышать, да и не только слышать, но и видеть самих исцеленных, славящих и благодарящих Бога, явившего над ними, молитвами преподобного Серафима, Свою милость. У источника преподобного Серафима - этого кладезя исцелений, постоянно проявляются знамения милости Божией. В один из дней здесь было более десяти случаев исцелений хромых. Последние, как бы в доказательство чудесно явленной над ними милости Божией, собрали свои костыли и в присутствии множества народа на берегу реки Саровки предали их сожжению."

Воспоминания князя Владимира Волконского " Саровские торжества 1903 года ": " Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10-12. (...) Все верили; все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших Преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д." (...) Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: " Мама, я здорова". Я, и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли — остолбенели.
ЧУДЕСА при открытии мощей преп. Серафима Саровского.

[13] Источник diveevo.ru: " На праздник приехало много больных, надеявшихся на исцеление. Всего в Дивееве было тогда 6-8 тысяч, во всяком случае не более 10 тысяч паломников. Вероятно, было много чудес, но они тогда не фиксировались.

[14] Пророчества преп. Серафима Сровского: " По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние."

Пророчества блаж. Пелагеи Рязанской: " Он будет проповедовать на весь мiр Покаяние."

[15] Пророчества блаж. Пелагеи Рязанской

[16] Закрытие происходило 16 августа 1921 года.

[17] Монахиня Серафима (Булгакова) вспоминала: " Мощи же Батюшки Серафима, то есть его косточки, как они были облачены в мантию и одежды, все это свернули вместе и вложили в синий просфорный ящик."

[18] Подтверждает некоторые факты и монахиня Серафима (Булгакова): " Ящик со святыми мощами повезли на Арзамас через село Онучино, где и остановились ночевать и кормить лошадей. Однако как бы ни хотели скрыть концы, но, когда тройка со святыми мощами въехала в село Кременки, там на колокольне ударили в набат".

Выехавшие из Сарова отряды направились в разные стороны. Один ехал в Пензу и вез изъятые в монастыре реликвии Серафима (епитрахиль, мантии, вериги и т. п.), другой — в Москву с мощами Преподобного. О дальнейшей судьбе святых останков существует предание, переданное той же монахиней Серафимой (Булгаковой): " Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе.
Говорили, что, приехав на ночлег, кощунники ящик со святыми мощами заперли в амбаре, а ключи взяли себе. Но сами сильно выпили".

[19] Телефонограмма в Пензу 4 июля 1927 года (через три мясяца после изъятия мощей): " Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд".

[20] Воспоминания Арсения, архиепископа Истринского: " В 1990 году (...) мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов..."

Рассказ Святейшего Патриарха Алексия II об обретении мощей преп. Серафима: " Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского".

[21] Воспоминания епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова): " 'Перевернута последняя страница Дивеевской летописи, - обращается Святейший Патриарх к тысячам верующих. - Мощи Преподобного Серафима Саровского прошли через всю Россию и прибыли в Троицкий Дивеевский монастырь. Исполнилось пророчество великого старца. Мы видели, с какой духовной радостью встречали православные верующие в городах и весях драгоценную святыню нашей Церкви - святые мощи Преподобного. Действительно, пасхальной радостью исполнялись наши сердца, и мы пели пасхальные песнопения, вспоминая его слова, что среди лета будут петь Пасху'".

[22] Пророчества преп. Серафима: " Я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу". " Четверо мощей у нас тут (в храме Рождества Пресвятой Богородицы — Сост.) почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас".

[23] Благовестие о воскресении Серафима Саровского. Тайна Божия о Держании

 

 

ВЕЛИКАЯ ДИВЕЕВСКАЯ ТАЙНА

ИЗ КНИГИ " НА БЕРЕГУ БОЖИЕЙ РЕКИ"

Записано Мотовиловым в ночь с 26 на 27 октября 1844 года.

Однажды я был в великой скорби, помышляя, что будет с нашей Православной Церковью, если современное нам зло все более и более будет размножаться, и, будучи убежден, что Церковь наша в крайнем бедствии как от преумножающегося разврата по плоти, так равно, если только не многим более, от нечестия по духу через рассеваемые повсюду новейшими лжемудрователями безбожные толки, я весьма желал знать, что мне скажет о том батюшка Серафим.

Распространившись подробно беседою о святом Пророке Илии, он сказал мне на вопрос мой между прочим следующее:

" Илия Фесвитянин, жалуясь Господу на Израиля, будто он весь преклонил колена Ваалу, говорил в молитве, что уж только один он, Илия, остался верен Господу, но уже и его душу ищут изъята... Так вот что, батюшка, отвечал ему на это Господь:

" Седмь тысяч мужей оставих во Израили, иже не преклониша колен Ваалу ".

Так если во Израильском царстве, отпадшем от Иудейского верного Богу царства и пришедшем в совершенное развращение, оставалось еще седмь тысяч мужей, верных Господу, то что скажем о России? Мню я, что в Израильском царстве было тогда не более трех миллионов людей. А у нас, батюшка, в России сколько теперь? Я отвечал: " Около 60 миллионов". И он продолжал:

" В двадцать раз больше. Суди же сам, сколько теперь у нас еще обретается верных Богу! Так-то, батюшка, так-то: ихже предуведе, сих и предъизбра, сих и предустави; ихже предустави, сих и блюдет, сих и прославит. Так о чем же унывать-то нам!.. С нами Бог! Надеющийся на Господа, яко гора Сион, и Господь окрест людей своих... Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века; во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию".

И тогда я спросил его, что значит это, к чему говорит он мне о том.

" К тому, – ответствовал батюшка отец Серафим, – что таким-то образом хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковы – хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устнами исповедающие благочестие, ею преданное, и на деле во всех случаях жизни творящие по святым Заповедям Господа нашего Иисуса Христа". В подтверждение же того, что еще много на земле русской осталось верных Господу нашему Иисусу Христу, православно и благочестно живущих, батюшка отец Серафим сказал некогда одному знакомому моему – то ли отцу Гурию, бывшему гостиннику Саровскому, то ли отцу Симеону, хозяину Маслищенского двора, – что однажды, быв в духе, видел он всю землю русскую, и была она исполнена и как бы покрыта дымом молитв верующих, молящихся ко Господу...

В одной из бесед своих с Мотовиловым преподобный Серафим, говоря о духовном состоянии последних христиан, оставшихся верными Богу перед концом мира, поведал нечто весьма важное на подкрепу остатку исповедников Христовых:

" И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы избранных ради не сократились оные дни, в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи совершенным Человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: " Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? " Подобное же оставление человечества благодатию Божией должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновании коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей и все святые ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в Предвечном Совете ".

* * *

Поведаю теперь то, что я хранил доселе в сердечной памяти своей и чему, думается мне, еще не выходили Божьи сроки. Если не обманывает меня внутреннее извещение-предчувствие, сроки эти исполнились, и настало время явить миру верующих и неверующих сокровенный доныне и мною скрываемый умный бисер, подобного которому мир еще не ведал со дней греческого императора Феодосия Юнейшего.

Воскрешение Лазаря известно каждому христианину. О воскресении же семи отроков знают весьма немногие, и потому прежде объявления великой Серафимовой тайны (назову ее Дивеевской – по месту ее обретения) я вкратце сообщу неосведомленным сказание о семи отроках.

Эти семь благородных отроков – Максимилиан, Ексакустодиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Иоанн и Антонин, – связанные между собою одинаковою воинскою службою, тесною дружбою и верою, во время Декиева гонения на ефесских христиан (около 250 года) скрылись в горной пещере, называемой Охлон, близ города Ефеса в Малой Азии.

В пещере этой они проводили время в посте и молитвах, приготовляясь к мученическому подвигу за Христа.

Узнав о местопребывании юношей, Декий велел завалить вход в пещеру камнями, чтобы предать исповедников голодной смерти.

По истечении 170 лет, в царствование Феодосия Младшего (408-450), истинного защитника веры, вход в пещеру был открыт, и блаженные юноши восстали, но не для мучений, а для посрамления неверующих, отвергавших истину воскресения мертвых. По извещении об этом великом чуде царь Феодосий прибыл с сановниками своими и со множеством народа из Константинополя в Ефес, где обрел юношей этих еще в живых и поклонился им как дивному свидетельству свыше о будущем всеобщем воскресении. По свидетельству церковного историка Никифора Каллиста, царь был в общении с ними семь дней, беседовал с ними и сам прислуживал им во время трапезы. По миновании тех дней юноши вновь уснули сном смерти уже до страшного суда Господня и всеобщего воскресения. Святые мощи их прославлены многими чудесами.

Сказание это независимо от церковного предания имеет свидетельство и исторической своей достоверности. Святой Иоанн Колов, современник этого события, говорит о нем в Житии преп. Паисия Великого (19 июня). Марониты – сирийцы, отколовшиеся в VII веке от Православной Церкви, чтут в своей службе святых отроков. Они находятся в эфиопском календаре и в древних римских мартирологах. История их известна была Магомету и многим арабским писателям. Григорий Турский говорит, что эти мужи до сего дня почивают в том самом месте, одетые в шелковые и тонкие полотняные одежды. Пещера отроков доныне показывается близ Ефеса в ребрах горы Приона. Судьба их мощей неизвестна с XII века, в начале которого игумен Даниил видел их еще в пещере.

По вере моей чудом преподобного Серафима спасенный в 1902 году от смерти, я в начале лета того же года ездил в Саров и Дивеев благодарить преподобного за свое спасение и там, в Дивееве, с благословения великой дивеевской старицы игумении Марии и по желанию Елены Ивановны Мотовиловой получил большой короб всякого рода бумаг, оставшихся после смерти Николая Александровича Мотовилова, с разными записями собственной рукой его, и в этих-то записях я и обрел то безценное сокровище, тот " умный бисер", который я называю Дивеевской тайной – тайной преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца. Передаю обретенное словами записи:

" Великий старец батюшка Серафим, говоря со мной о своей плоти (он плоти своей никогда мощами не называл), часто поминал имена благочестивейшего государя Николая, августейшей супруги его Александры Феодоровны и матери вдовствующей императрицы Марии Феодоровны. Вспоминая государя Николая, он говорил: " Он в душе христианин ". Из разных записок – частью в тетрадях, частью на клочках бумаги – можно было предположить, что Мотовиловым была приложена немалая энергия к тому, чтобы прославление преподобного было совершено еще в царствование Николая I, при супруге его Александре Феодоровне и матери Марии Феодоровне. И велико было его разочарование, когда его усилия не увенчались успехом вопреки, как могло тому казаться, предсказаниям Божьего угодника, связавшего прославление свое с указанным сочетанием августейших имен.

Умер Мотовилов в 1879 году, не дождавшись оправдания своей веры.

Могло ли ему или кому-либо другому прийти в голову, что через 48 лет после смерти Николая I на престоле всероссийском в точности повторятся те же имена – Николая, Александры Феодоровны, Марии Феодоровны, – при которых и состоится столь желаемое и предсказанное Мотовилову прославление великого прозорливца Преподобного Серафима?

В другом месте записок Мотовилова обретена была мною и следующая ВЕЛИКАЯ ДИВЕЕВСКАЯ ТАЙНА:

" Неоднократно, – так пишет Мотовилов, – слышал я из уст великого угодника Божия старца о. Серафима, что он плотью своею в Сарове лежать не будет. И вот однажды осмелился я спросить его: – Вот вы, батюшка, все говорить изволите, что плотию вашею вы в Сарове лежать не будете. Так нешто вас Саровские отдадут?

На сие батюшка, приятно улыбнувшись и взглянув на меня, изволил мне ответить так:

- Ах, ваше боголюбие, ваше боголюбие, как вы! Уж на что царь Петр-то был царь из царей, а пожелал мощи св. благоверного князя Александра Невского перенести из Владимира в Петербург, а святые мощи того не похотели.

- Как не похотели? – осмелился я возразить вели кому старцу. – Как не похотели, когда они в Петербурге в Александро-Невской Лавре почивают? – В Александро-Невской Лавре, говорите вы? Как же это так? Во Владимире они почивали при вскрытии, а в лавре под спудом – почему же так? А потому, – сказал батюшка, – что их там нет.

- И много распространившись по сему поводу своими богоглаголивыми устами, батюшка Серафим поведал мне следующее:

- Мне, ваше боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет аки воскресение семи отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего ".

" Открыв мне, – пишет далее Мотовилов, – сию великую и страшную тайну, великий старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли, Дивеево станет лаврой, Вертьяново – городом, а Арзамас – губернией. И проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и по открытии их сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему ". Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого – преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца.

В дополнение же к тайне этой вот что я слышал из уст 84-летней дивеевской игумении Марии. Был я у нее в начале августа 1903 года, вслед за прославлением преподобного Серафима и отъездом из Дивеева царской семьи. Поздравляю ее с оправданием великой ее веры (матушка, построив Дивеевский собор, с 1880 года не освящала его левого придела, веруя согласно Дивеевским преданиям, что доживет до прославления Серафима и освятит придел в святое его имя); поздравляю ее, а она мне говорит:

- Да, мой батюшка, Сергей Александрович, велие это чудо. Но вот будет чудо так чудо. Это когда крестный-то ход, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как говаривал наш угодничек-то Божий преподобный Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо-чудное, диво-дивное.

- Как это понимать, матушка? – спросил я, на ту пору совершенно забыв тогда уже мне известную великую Дивеевскую тайну о воскресении преподобного.

- А это, кто доживет, тот увидит, – ответила мне игумения Мария, пристально на меня взглянув и улыбнувшись.

Это было мое последнее на земле свидание с великой носительницей Дивеевских преданий, той двенадцатой начальницей, Ушаковой родом, на которой, по предсказанию преподобного Серафима, и устроился через 30 с лишним лет после его кончины Дивеевский монастырь – будущая женская лавра. Через год после этого свидания игумения Мария скончалась.

* * *

Вот что писал князю Владимиру Давидовичу Жевахову Е, Поселянин (Е, Н. Погожев) в письме от 19-го декабря 1922-го года:

" Поведали вчера (18-го декабря) бывшие в Понетаевке прошлое (1921-го года) лето монашки. Там, весной 1921-го года была прислана комиссия для осмотра, мощей в Сарове. Председатель — крестьянин, кажется, из Вертьянова. В ночь, уже в Сарове видит он сон: стоит у раки, и кости Преподобного Серафима соединяются, и вскоре он встает из раки, одетый, как рисуют на иконах, и говорит этому человеку:

Смотри, я живой!

И при том двумя перстами коснулся его щеки. Тот проснулся СТОЯ, дрожа и в поту, и с двумя черными пятнами на лице в месте касания. Он поутру рассказал бывшее. Составили акт за подписью, отказался от поручения и уехал".

* * *

На пути моего земного странничества мне пришлось по великой неволе, во дни изгнания буржуев из сел и деревень в города, перебраться в предместье города Пирятина на Украине, Приютила нас бездомных стариков одна добрая чета молодых супругов, мало нам знакомая, но близкая по родству дорогому мне человеку, По нем мы и получили у них и приют и привет в самое для нас тяжелое, казавшееся даже безвыходное, время.

3-е апреля 1923 года был днем, назначенным для нашего выселения. В ночь на это число супруга из этой четы, знавшая обо мне только понаслышке, видит такой сон:

— Вижу я, — сказала мне она, — что идут по какой-то незнакомой улице, где множество народа, и происходит великое смятение при виде надвигающейся страшной тучи. Быстро налетела эта туча, и началось нечто невообразимое: буря коверкала и выворачивала с корнем деревья, разрушая дома — словом, мне показалось, что началось, или землетрясение, или общая гибель и конец света... Я пала ниц на землю, закрыв лицо руками, и от страха впала в полусознательное состояние.

Когда я очнулась, и решилась открыть глаза, то увидела страшный мрак и полное разрушенье: поломанные и вырванные с корнем деревья, разрушенные до основания дома, развалившиеся печи и кое-где полуразвалившиеся печные трубы — словом, хаос и ужас... И, вдруг на востоке блеснул яркий луч света и пронзил, окружавший меня густой мрак. И в голове моей, как молния, пронеслась мысль: — это свет от Всевидящего Ока, что обновилось на старом Прилукском соборе. И в свете этого луча, я, среди хаоса и разрушения, увидала большую картину-икону и на ней изображение лежащего в гробу некоего монаха. Под которым была надпись: Преподобный Серафим Саровский.

Смотрю: монах этот оживает, поднимается из гроба, встает и смотрит на меня с небесной улыбкой. В благоговейном страхе я вновь падаю пред этим видением на землю и, когда поднимаю голову, то вижу, что Преподобного уже нет, а на том месте стоит Божия Матерь с опущенными веждами. Была она одна, и Предвечнного Младенца с нею не было.

Я проснулась. О Преподобном Серафиме я не думала, мало что о нем слышала, а с вечера, когда спать ложилась, даже и Богу не помолилась, и оттого, когда во сне увидала Божию Матерь, то сильно испугалась, чтобы мне от Нее не досталось за леность и нерадение к молитве.

Простодушный рассказ простодушной женщины я передаю здесь, как он есть. Я не берусь толковать этого сна; но как сон этот подходит ко сну " председателя комиссии", явившейся кощунствовать над мощами Преподобного, и как идет он к Великой Дивеевской Тайне, о которой сказала мне игумения Мария, что " кто доживет, тот увидит".

Сергей Александрович Нилус

 

 

СЛОВО СВТ. АРХИЕПИСКОПА ИОАННА «ОЖИВУТ ЛИ КОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ?»

Не было предела скорби и унынiю древнихъ iудеевъ, когда разрушенъ былъ Iерусалимъ и сами они были отведены въ рабство Вавилонское. " Где сутъ милости Твоя древнія, Господи, имиже клялся еси Давиду", — взывали они (Пс. 88, 50). " Ныне же отринулъ еси и посрамилъ еси насъ ненавиедящіи насъ расхищаху себе и во языцехъ разсеялъ ны еси" (Пс.43, 10-3).

Но когда, казалось, не было надежды на спасенiе, находившiйся также въ плененiи пророкъ Iезекiиль удостоился дивного виденiя. “Бысть на мне рука Господня, ” (Iезъ. 1, 3) — говоритъ онъ о томъ. Невидимая Десница Господня поставила его среди поля, полного костей человеческихъ. И вопросилъ его Господь: “Сыне человече, оживутъ ли кости сiя? ”. “Господи Боже! Ты веси сiя, ” (Iезъ. 37, 3) — отвечаетъ пророкъ. Тогда гласъ Господень повелелъ пророку сказать костямъ, что дастъ имъ Господь духъ жизни, облекши ихъ жилами, плотiю и кожей. Изрекъ пророкъ слово Господне, раздался гласъ, затряслась земля и кости стали совокупляться, кость къ кости, каждая къ составу своему, появились на нихъ жилы, плоть выросла и покрылась кожею, такъ что все поле стало полно телъ человеческихъ, только душъ не было въ нихъ. Снова слышитъ Господа пророкъ и по повеленiю Его прорекаетъ слово Господне, и отъ четырехъ странъ слетаются души, входитъ духъ жизни въ тела, они встаютъ, и поле наполняется собранiемъ множества людей.

И сказалъ Господь: “Сыне человечь, сiя кости весь домъ Израилевъ... глаголютъ — погибе надежда наша, убiени быхомъ... се Азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людiе мои, и дамъ духъ Мой въ васъ, и живи будете, и поставлю вы на земли вашей” (Iезъ. 11, 12-14).

Такъ открылъ Господь Богъ Iезекiилю, что непоколебимы Его обетованiя и кажущееся невозможнымъ уму человеческому совершается силой Божiей.

То виденiе означало, что Израиль, освободившись отъ плененiя, вернется въ свою землю, въ высшемъ же смысле указывало на вселенiе духовного Израиля въ вечное небесное Царство Христово. Въ то же время здесь предображалось и грядущее общее воскресенiе всехъ умершихъ.

Посему сiе пророчество Iезекiиля читается на утрени Великой субботы, когда смертiю своей Христосъ, сокрушивъ врата смерти, отверзаетъ гробы всехъ умершихъ.

Вера въ воскресенiе есть краеугольный камень нашей веры.

Аще воскресенiя мертвыхъ несть, то ни Христосъ воста; аще же Христосъ не возста, тще убо проповедание наше ” (I Коръ. 15, 13-14). Если нетъ воскресенiя, ложно все христiанское ученiе. Вотъ почему такъ борятся противъ веры въ воскресенiе враги Христiанства и также утверждаетъ веру въ воскресенiе Церковь Христова. Не разъ подымались высоко волны неверiя, но откатывались передъ новыми знаменiями, являвшими действительность воскресенiя, оживотворенiя Богомъ признаваемого за умершее.

Въ V-мъ веке въ царствованiе Императора Феодосiя Младшего сильно стало распространяться сомненiе въ воскресенiе мертвыхъ, такъ что даже у церквей велись о томъ споры. И какъ разъ въ то время произошло дивное событiе, достоверность которого подтверждается рядомъ историческихъ записей.

Еще въ средине III-го столетiя, въ царствованiе императора Декiя (249-251), по его распоряженiю въ пещере возле города Ефеса были засыпаны камнями семь отроковъ. Сынъ градоначальника Ефеса, Максимилiанъ, и шесть друзей его — Iамвлихъ, Дiонисiй, Iоаннъ, Антонинъ, Мартинiанъ и Ексакустодiанъ исповедали себя христiанами и отказались принести жертву идоламъ. Воспользовавшись затемъ временемъ, даннымъ имъ на размышленiе и временнымъ отъездомъ императора, они ушли изъ Ефеса и скрылись въ одной изъ пещеръ въ окрестныхъ горахъ. Когда Декiй вернулся, то, узнавъ о томъ, онъ приказалъ засыпать входъ въ пещеру камнями, чтобы отроки, лишенные пищи и притока воздуха, тамъ были заживо погребены. Когда приказанiе Декiя исполнялось, два тайные христiанина, Феодоръ и Руфинъ, записали то событiе на оловянныхъ доскахъ, которые скрыли между камнями у входа въ пещеру.

Находившiеся въ пещере отроки, однако, не знали, что произошло. Накануне они, узнавъ о прибытiи въ городъ Декiя и помолившись усердно Богу, заснули крепкимъ, необыкновеннымъ сномъ, который продолжался около 172 летъ. Они пробудились лишь въ царствованiе Феодосiя Младшего, какъ разъ когда шли споры о воскресенiи. Въ то время тогдашнiй хозяинъ того места разобралъ заграждавшiе входъ въ пещеру камни и употребилъ ихъ на постройку, совершенно не подозревая, что въ пещере находятся дети, о которыхъ уже все давно забыли. Проснувшiеся отроки думали, что они проспали одну ночь, такъ какъ не заметили въ пещере никакихъ переменъ и сами они нисколько не переменились. Одинъ изъ нихъ, младшiй, Iамвлихъ, ходившiй прежде въ городъ за пищей, помолившись съ друзьями Богу, такъ же пошелъ въ Ефесъ узнать, разыскиваютъ ли ихъ и купить себе пищи. Онъ былъ пораженъ переменой, видя несуществовавшiе еще вчера, какъ ему казалось, церкви и слыша открыто произносимое имя Христа. Думая, что по ошибке попалъ въ другой городъ, онъ решилъ все же купить здесь хлеба, но когда за данный хлебъ онъ далъ монету, хлеботорговецъ сталъ пристально ее разсматривать и спросилъ, где онъ нашелъ кладъ. Напрасно Iамвлихъ уверялъ, что клада онъ не находилъ и что деньги онъ получилъ отъ родителей, сталъ стекаться народъ и добивался, где онъ нашелъ старинные деньги. Iамвлихъ назвалъ имена своихъ родителей и друзей, ихъ никто не зналъ, и, наконецъ, Iамвлихъ, услышалъ отъ собравшихся, что онъ действительно находится въ Ефесе, но императора Декiя давно уже нетъ, царствуетъ христолюбивый? еодосiй.

О происшествiи услышали градоначальникъ и епископъ и для проверки словъ Iамвлиха вместе съ нимъ они пошли къ пещере, где нашли шесть остальныхъ отроковъ, а при входе въ пещеру обнаружили оловянные доски и изъ нихъ узнали, когда и какъ отроки оказались въ пещере. О всемъ томъ градоначальникъ немедленно известилъ Царя, который лично прибылъ въ Ефесъ и беседовалъ съ отроками. Во время одной изъ беседъ они преклонили главы и уснули сномъ вечнымъ. Царь хотелъ перенести ихъ въ столицу, но явившiеся ему во сне отроки заповедали погрести ихъ въ пещере, где они уже много летъ спали дивнымъ сномъ. То было исполнено, и въ теченiе многихъ вековъ ихъ мощи почивали въ той пещере — русскiй паломникъ ХII века Антонiй описываетъ, какъ поклонялся имъ.

То чудесное пробужденiе отроковъ принято было тогда какъ прообразъ и подтвержденiе воскресенiя. Всюду разнеслась весть о томъ, упоминаютъ то несколько современниковъ-историковъ, говорилось о томъ на вскоре бывшемъ въ томъ граде III Вселенскомъ Соборе. То поразительное чудо укрепило тогда веру въ воскресенiе. Явно проявилась сила Божiя, сохранившая въ теченiе долгихъ летъ нетленными телеса и одеянiе отроковъ.

Такъ, какъ воздвигъ ихъ отъ сна Господь, такъ соберетъ кости Онъ и воздвигнетъ умершихъ, по виденiю пророка Iезекiиля.

Пророчество то, предзнаменующее не только воскресенiе мертвыхъ, но и сохраненiе отъ гибели хранящего Божiй законъ народа, исполнилось также наглядно надъ Русской Землей.

Въ начале XVII века по прекращенiи царствовавшего рода настало на Руси лихолетье. Русская земля осталась безъ власти, раздиралась внутренней смутой, подвергалась нападенiю окрестныхъ народовъ, захватившихъ многiе русскiе области и даже сердце Россiи — Москву. Измалодушествовались русскiе люди, потеряли надежду, что будетъ существовать Русское Царство, многiе искали милостей у чужихъ государей, другiе приставали къ разнымъ самозванцамъ и ворамъ, выдававшимъ себя за царевичей.

Когда казалось, что нетъ больше Руси, лишь немногiе еще уповали на ее спасенiе, раздался изъ подземелья Чудова монастыря последнiй призывъ уморенного тамъ Патрiарха Ермогена. Грамота его съ посланiемъ архимандрита Троице-Сергiевой обители Дiонисiя и келаря Авраамiя Палицина достигла Нижнего Новгорода. Въ ней русскiе люди призывались встать на защиту святынь московскихъ и Дома Божiей Матери.

Грамота всколыхнула сердца, и гражданинъ Косьма Мининъ съ паперти собора обратился къ согражданамъ съ пламеннымъ призывомъ все отдать для Отечества. Сразу посыпались пожертвованiя, стало собираться ополченiе. Во главе его призвали стать доблестного воеводу князя Димитрiя Михайловича Пожарского, едва оправившегося отъ ранъ. Но, сознавая немощь силъ человеческихъ, русскiе люди отдали себя подъ покровъ Взбранной Воеводы, и какъ величайшее сокровище взяли въ войско изъ Казани ту чудотворную икону Божiей Матери, которую тамъ некогда изъ земли подъялъ святой Патрiархъ Ермогенъ, будучи еще пресвитеромъ Ермолаемъ.

Двинулось русское ополченiе, уповая не на свои слабые силы, а на всемогущую помощь Божiю. И действительно совершилось то, что не могли до сихъ поръ сделать никакiе усилiя. Въ короткiй срокъ освобождена была Москва, и въ нынешнiй день памяти семи отроковъ Ефесскихъ русское ополченiе торжественнымъ крестнымъ ходомъ вошло въ Кремль, откуда навстречу имъ шелъ другой крестный ходъ, съ Владимирской иконой Божiей Матери, остававшейся въ плененномъ граде.

Очищена была Русская Земля отъ враговъ и самозванцевъ, восстановлено было Русское Царство, на престолъ которого взошелъ юный Михаилъ? еодоровичъ Романовъ. Воскресла Русь, залечились раны ее, и пошла она отъ славы къ славе.

Казанскiй образъ Божiей Матери, съ которымъ освобождена была Москва и съ ней вся Русская Земля, сталъ величайшей святыней всего русского народа. Списки его, поставленные въ первопрестольной Москве, а затемъ и въ новомъ царственномъ граде святого Петра, также прославились множествомъ чудотворенiй. Казанскiе иконы Богородицы находились въ каждомъ граде, селе и почти каждомъ доме, а праздникъ Казанской иконы Богоматери праздновался во всей Россiи какъ большой праздникъ.

Ныне опять потрясена до основъ Русская Земля, высоко вздымаются волны безверiя. Скорбь обхватываетъ сердца и въ напастехъ готовы русскiе люди, подобно плененнымъ израильтянамъ, взывать: “Cухи быша кости наша, погибе надежда, убiени быхомъ” (Iезъ. 37, 11). Но память семи возставшихъ отъ сна отроковъ съ сретенiемъ Казанской иконы Божiей Матери вещаютъ о всемогущей деснице Божiей, а глаголъ пророка Iезекiиля изъ глубины вековъ гремитъ гласомъ Господнимъ: “ Се азъ отверзу гробы ваша и изведу васъ отъ гробъ вашихъ, людiе Мои, и поставлю вы на земли вашей и увесте, яко Азъ Господь: глаголахъ и сотворю, глаголетъ Господь ” (Iезекъ. 37, 12-14).

Шанхай, 1948 гъ.

 

 

ИЗ КНИГИ " РОССИЯ ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ"

Монахиня Серафима (Булгакова † 4.3.1991):

“В последние дни перед разгоном (Дивеевской обители осенью 1927 г.) я вдруг неожиданно увидела на своей кровати большую тетрадь. Это была сшитая рукопись Мотовилова, и далее красивым четким почерком — расшифровка. Рукопись была написана страшно неразборчивым почерком, одни волнистые линии, наподобие стенографической записи.

Дуня Булатова, жившая в келлии с Агашей Купцовой, мне говорила. Агаша была из рода Мелюковых, то есть родственница Елены Ивановны Мотовиловой. Раз Дуня выпросила у нее одну тетрадь Мотовилова. Там было сшито все подряд: хозяйственные счета, деловые бумаги и т.д. Но все же она сумела там разыскать и духовное. Мотовилов пишет, что Преподобный (Серафим Саровский) ему много говорил о будущем России. И он было сел и хотел записать, но Ангел остановил его руку, сказав: “Не пиши, а передавай устно”. Там еще было написано, что Преподобный говорил, что смерть его будет подобна смерти семи отроков Ефесских.

Эту рукопись у Агаши выпросил один человек, назвавшийся царским фотографом. Обещал напечатать.

В рукописи еще было написано:

“Не то диво что не дошли за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Я, как они восстали во уверение Всеобщего Воскресения, так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемирному Диву”.

“Часто слыша от Великого Старца, что он плотью своею в Сарове лежать не будет, я однажды осмелился вопросить его: “Как же Батюшка, вы изволите все говорить, что вы плотию своею лежать не будете. Нешто вас Саровские отдадут? ” И на сие Батюшка, приятно на меня взглянув и улыбнувшись, изволил мне ответить следующее: “Ах, Ваше Боголюбие, Ваше Боголюбие. Какие вы. Уж на что Царь Петр, то был Царь из Царей, а захотел мощи Святого Благоверного князя Александра Невского перевести из Владимира в Петербург, а Святые Мощи того не пожелали и в Петербурге их нет”. — “Как же нет? — осмелился я возразить великому Старцу. — Как же нет, когда он почивает там в Александро-Невской Лавре”. — “В Александро-Невской Лавре, говорите вы, — ответил мне Батюшка. — Как же так, во Владимире они почивали на вскрытии, а в Петербурге под спудом. Почему же так, а потому, Ваше Боголюбие, что их там нет”. И, много распространившись по сему предмету, батюшка Отец Серафим изволил мне открыть великую тайну. “Мне, – сказал, – убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры — Воскресению Христову и всеобщему Воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем во утверждение догмата воскресения, воскресить меня, и воскрешение мое будет, яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеев, где буду проповедовать всемирное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивееве люди со всех концов земли, и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу. Но тогда уж настанет и конец всему”

Таково сказание, которое я (С. А. Нилус) сложил в своем сердце со времени 1902 года из записок Мотовилова и которое решился сказывать лишь ближайшим мне по духу лицам, которых всегда было не очень много. Косвенным подтверждением сему из тайников Дивеевских я слышал лично от великой старицы 85-летней игумений Марии, предреченной Преподобным Серафимом как 12-й начальницы, на которой, сказывал Батюшка, “у вас и монастырь устроится”. Поздравляя ее в августе 1903 года с оправданием ее великой веры открытия мощей Преподобного Серафима (она в своем Соборе не освящала с 1879 года ни одного престола, веруя, что доживет до прославления Преподобного и освятит престол в честь его и славу). И услышал от нее следующие высоко-знаменательные слова: “Правда ваша, батюшка мой, Сергей Александрович, это чудо. Но вот будет чудо так чудо, это когда крестный ход, что теперь из Дивеева шел в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как сказывал нам Батюшка угодник Божий, что колосьев будет в поле. Вот это так будет чудо чудное, диво-дивное”. — “Как понимать это, матушка? ” — спросил я ее, совсем на ту пору забыв то, что я знал из рукописей Мотовилова. На это ответила матушка, загадочно ласково улыбнувшись: “Кто доживет — увидит”.

* * *

Из семейного архива Флоренских:Будет время, когда все словеса предречений Господних, сказанные Великому Старцу Серафиму о судьбах Четвертого жребия во вселенной Божией Матери, вполне сбудутся. Ибо по обетованию Господню воскреснет на некоторое время и восстанет из гроба Великий Старец Серафим и пешком перейдет из Саровской Пустыни в село Дивеево — и при сонме Высочайшей Фамилии, Великокняжеской, Царской, Императорской и русских и иностранных безчисленного множества людей, уверив всех воскресением своим в непреложности и всех людей в конце веков всеобщего воскресения, понеже, наконец, там вечным опять до времени сном смерти почиет и тогда-то, после сего вторичного Батюшки Отца Серафима Успения, село Дивеево, соделавшись Домом всемирным, просветится паче всех, не только русских, но и всех градов на свете — ибо свет веры Христовой через это воскресение из мертвых Великого старца Серафима утвердится вселенной всей. Тогда с какой жадностью все обратятся ко всем источникам православным для узнания о начале и ходе сего дива истории, сего 4-го жребия вселенского Божией Матери, нового света Афонской Женской Дивеевой Горы; сего места спасения всего мира во времена антихриста” (Писано было Мотовиловым 8 ноября 1867 года).

* * *

Преп. Серафим — дивеевским сестрам: " Засну я в Сарове, а проснусь в Дивееве"...

 

 

" ЗАПИСКИ Н. А. МОТОВИЛОВА, СЛУЖКИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ПРП. СЕРАФИМА" (2003г.)

...Но вот самые последние слова его (Серафима Саровского) беседы, которыми он после того закончил свою предсмертную беседу со мною. «А во грядущее-то лето на этих трех грядочках мы поработаем с вами». Те самые слова, которые, как я выше поминал, и заставили меня спорить с высокопреосвященным Антонием, что я еще увижу на земле (батюшку Серафима) и должен буду лично с ним о многом переговорить. По поводу каковых слов его, пиша набело записки мои о жизни сего великого старца Серафима в 1835 или в 1836 году, хорошенько год не припомню, слышал я дивные речи невидимого благодатного посетителя, растолковавшего мне подробно, что значит откровение ему, отцу Серафиму, бывшее за несколько месяцев до кончины его, что смерть его будет подобна смерти семи отроков, спавших в пещере Ефесской, что тогда сбудутся слова великого старца сего, сказанные сиротам его, следующие: «Это что за диво, что следователи за сто сажень не дошли до моей мельницы и не разломали ее, – диво вот, когда будет и вот в чем будет, когда убогий Серафим плоть свою принесет к вам в Дивеево и почиет у вас, и навсегда будет мощами своими пребывать с вами, и тогда-то среди лета Пасху запоют».

О чем хотя и напечатано в издании в передаче иеромонаха Иоасафа, но в искаженном виде, чтобы запутать дело, чего еще в действительности не было и о чем в подробности мне было здесь в Воронеже, как я выше пояснил, в 1835 или в 1836 году сказано. И когда я хотел вписать это сказание в мою книгу, то явившийся и растолковавший мне это, крепко схватив правую руку мою и невидимо удерживая меня от вписывания этого, сказал мне: «Нет, не пиши этого и во всеобщее безразличное известие не передавай, потому чтоэто только для мудрых дается знать тебе и для крепких в вере удобопонятно, слабые же в вере и непонимающие вполне путей Провидения Божиего или не поверят этому, или, поверив, будут недоумевать, как же это будет, а передавай это на словах всем тем, которые в вере Христовой и в благодати Божией утверждены и твердо убеждены в величии пред Богом заслуг святого старца Серафима, и не сомневаются в том, что он истинный угодник Божий, тем подробно все рассказывай, а с тебя будет и этого вдоволь, что когда слова мои сбудутся и все увидят сами сбытие этих рассказов твоих о моих словах то скажут: " какое чудо – за столько лет Мотовилов неоднократно сказывал нам обо всем этом подробно и ясно, а мы и тут все-таки ему ни в чем не верили и его же считали сумасшедшим, а ведь вот сбылось же наконец так, как он нам задолго еще сказывал". Но первому из всех поди и скажи высокопреосвященному Антонию и вспроси его, что это такое, прелесть ли, или правда, и от Бога ли я тебе сказал все это? А я тебе скажу, что я послан к тебе от Господа Бога и сказал все это тебе по Его Святой воле. А что теперь четыре часа утра и что преосвященный не отворялся еще, как ты думаешь, то не бойся, иди к нему. Он уже встал и встретит тебя в дверях своих этими словами: " Что с вами? Неужели опять нападение от бесов? " Но он сам тебе скажет, что это не прелесть, а двери к нему все отворены, иди и скажи ему все, что я передал тебе от Господа Бога о великом рабе и угоднике Его Серафиме».

Я высокопреосвященного Антония точно с сими словами встретившего меня нашел в дверях его канцелярии. Хотя все келейники спали, но двери были к нему наружные кем-то растворены, и когда я подробно все ему рассказал, то он мне, подумав немного, сказал: «Да, это не прелесть, а Божественное откровение вам и очень легко может быть и даженужно (и) необходимо для Церкви Святой, ибо вера в воскресение из мертвых столько важный православно – христианский догмат, что святой апостол Павел прямо говорит: Аще воскресения из мертвых несть, то суетна вера наша, и окаяннейши есмы паче всех человек. Но Господь наш Иисус Христос Богочеловек истинно воскрес из мертвых тридневен и, обоженною Плотию Своею питая нас, сидит одесную Бога Отца, есть истинная Живоносно из мертвых воскресшая, всесотворившая и всеискупившая нас Глава Единая всей Святой Вселенской Апостольской Церкви вовеки, которой и молимся мы на всякой литургии о еже соединитися Святым Божиим Церквам под эту истинную и Единственную всей Вселенской Церкви Божией Главу Христа Жизнодавца – Бога же и Человека и Всетворца нашего Единого Сущего от Пресвятой Троицы – по предстательству Пречистой Его Матери и Приснодевы Богородицы Марии, Единой по Бозе всемогущей».

Так кончилась беседа моя утренняя с высокопреосвященным Антонием по поводу сего откровения невидимым посетителем переданного мне о кончине великого старца Серафима и о смысле того, что значит, что она подобна будет смерти семи отроков Ефесских, спавших в пещере....

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал