Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И их связи между собой






Раздел IV

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

По итогам изучения данного раздела студенты должны:

Знать

· особенности проектирования зданий с учётом движения людских потоков;

· принципы обеспечения благоприятных условий видимости и зрительного восприятия;

· основные методы обеспечения в зальных помещениях оптимальной акустики.

Уметь

· оценивать планировочные решения зданий с точки зрения беспрепятственной эвакуации;

· правильно выбирать формы залов и их отдельных поверхностей с учётом акустических требований.

Владеть

· методами расчётов предельных состояний движения людских потоков;

· инженерным методом расчёта времени реверберации в залах.

 

 

Принципы определения размеров и формы помещений

и их связи между собой

Для правильного расположения помещений в здании необхо­димо составить функ-циональную, или технологическую, схему. Она представляет собой условное изображение помещений в виде прямоугольников, их группировку и связи между ними. Прямоугольни-ки должны иметь примерную площадь, соответствующую назначению помещений. Связи изображаются стрелками.

На рис. 4.1изображена функциональная схема кинотеатра. Здесь помещения фойе, кинопроекционная, кассовый вестибюль группируются вокруг зрительного зала. К этим помещениям примыкают вестибюль с гардеробом, туалеты, кулуары-фойе или специаль­ные залы, где могут устраиваться выставки, проводиться встречи с читателями, концерты, различные мероприятия, а также буфет. Отдельную группу составляют административные помещения.

 

 

 

Рис. 4.1. - Функциональная схема кинотеатра: 1‒ вход-выход; 2 ‒ просмотр фильма;

3 ‒ демонстрация фильма; 4‒ покупка билетов; 5‒ продажа билетов; 6 ‒ ожидание сеанса; 7‒ прием пищи; 8‒ хранение продуктов питания; 9‒ административ­ная;

10‒ санузел; 11‒ гигиеническая; 12‒ курительная; 13‒ связи

 

 

К разработке функциональных схем зданий со сложными функциональными процессами (театры, промышленные пред­приятия) архитектор привлекает специалистов - технологов, которые прежде всего составляют программу здания. Она вклю­чается в задание на проектирование. Технологи разрабатывают совместно с архитекторами-проектировщиками также и наиболее рациональные связи между помещениями.

Основная форма помещений в плане - прямоугольная, хотя возможны и другие, более сложные формы. Форма зданий в плане может быть любой. Она соответствует функциональной схеме. Помимо функциональной схемы на выбор объемно-планировоч­ной структуры и этажности здания большое влияние оказывают условия климата, рельеф, архитектурное окружение.

Соответственно главному функционально­му назначению основной массы помещений формируются здания данного назначения. На­пример, учебные здания состоят главным об­разом из учебных помещений (аудиторий, лабораторий и т. п.), в которых осуществляется основная функция, присущая этому зданию.

Как в помещениях, так и в здании кроме главной функции обычно осуществляются под­собные функции. Например, в учебном здании подсобными функциями являются питание, об­щественные собрания, руководство и управле­ние и т. п. Для них предусматриваются специальные помещения: столовые и буфеты, залы собраний (актовые залы), административные помещения и пр. При этом перечисленные под­собные функции будут для этих помещений главными. Им же сопутствуют свои подсоб­ные функции (см. рис. 4.2).

 

 

Рис. 4.2 - Функциональная схема здания школы

Все помещения в здании, отвечающие как главному, так и подсобному функциональному назначению (так называемый состав помеще­ний здания), связываются между собой боль­шой группой помещений, основным функцио­нальным назначением которых является дви­жение людей (коридоры, лестницы, кулуары, фойе, вестибюли и т.п.). Эти помещения могут быть названы коммуникационными или помещениями " связи".

Функциональная целесообразность предполагает знание принципов определения размеров помещений по условиям размещения людей и оборудования. Они основаны на антропометрии (система измерения тела человека и его частей) (рис. 4.3) и эргономике (дисциплина, изучающая человека и его параметры в условиях трудовой деятельности) (рис. 4.4). В течение веков эмпирически оттачивались архитектурные приемы и параметры проектирования, увязанные с потребностями человека, от размеров помещений и связей между ними до продолжительности инсоляции и качества температурно-воздушной среды. Только в XX в. в проектировании возобладал научный подход, который был поддержан выдающи­мися архитекторами, такими как Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье.

Рис 4.3 - Габариты человека.

 

Размеры места, которое занимает человек в процессе своей деятельности, связаны с размерами места, занимаемого оборудо­ванием, и с размерами самого оборудования. Если в помещении размещаются несколько человек, то его площадь определяется суммой площадей мест, занимаемых людьми и оборудованием.

Кроме того, должна быть предусмотрена площадь, занимаемая проходами от входа в помещение к каждому месту, и дополни­тельная площадь, если это необходимо, для осмотра и ремонта предметов оборудования. В тех случаях, когда человек зани­мает самые различные положения при работе, много передви­гается и занимаемую им общую площадь определить трудно, целесообразно произвести фото- или кинофиксацию положений человека с помощью фото- или видеокамеры, укрепленной над рабочим местом (рис. 4.5). Очерчивая по крайним положениям человека контур, получим фактически занимаемую им площадь, требуемую для нормальных условий работы.

Рис. 4.4 – Эргономика: а – зависимость габаритов оборудования от габаритов человека; б ‒ схема некоторых положений человека в движении (габариты даны с учётом подвижности).

 

На рис. 4.6представлены антропометрические схемы, опреде­ляющие расстановку столов в учебной аудитории с учетом мини­мально необходимого пространства для мест студентов и стес­ненного или более свободного прохода к своим местам. На этой основе можно составить габаритные схемы аудитории на 24 чело­века (рис.4.7).Эти схемы называются нормалями.

Рис 4.5. Положения человека во время выполнения

производственных операций (план).

 

На практике в погоне за ложно понимаемой экономией иногда пренебрегают удобствами при расстановке оборудования. Так, в групповых аудиториях отказываются от независимого выхода для каждого учащегося. В результате студенты должны выхо­дить в проход, если один из сидящих за столом вызван к доске, что приводит к дополнительной затрате времени и дезоргани­зует учебный процесс. Выразить эти потери экономически очень трудно, но то, что это большое неудобство несомненно. Зависи­мый выход допустим в лекционных аудиториях, где учебный про­цесс не предполагает выхода студентов во время лекции к доске.

Определенные таким образом размеры помещения должны быть увязаны с конструктивной системой здания.

Рис 4.6. Расстановка оборудования в аудитории:
а – с проходом между столами 60 см (рабочее положение); б – то же (положение стоя); в – с проходом между столами 90 см.

Рис 4.7. Расположение мебели в аудитории:
а – с двухместными столами (1, 58 – 1, 73 м2/чел.); б – с трехместными столами (1, 68 – 1, 81 м2/чел.); в – со сдвинутыми столами (1, 66 – 1, 82 м2/чел.); 1 – место преподавателя; 2 – доска; 3 – умывальник.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал