Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И их связи между собойСтр 1 из 4Следующая ⇒
Раздел IV ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
По итогам изучения данного раздела студенты должны: Знать · особенности проектирования зданий с учётом движения людских потоков; · принципы обеспечения благоприятных условий видимости и зрительного восприятия; · основные методы обеспечения в зальных помещениях оптимальной акустики. Уметь · оценивать планировочные решения зданий с точки зрения беспрепятственной эвакуации; · правильно выбирать формы залов и их отдельных поверхностей с учётом акустических требований. Владеть · методами расчётов предельных состояний движения людских потоков; · инженерным методом расчёта времени реверберации в залах.
Принципы определения размеров и формы помещений и их связи между собой Для правильного расположения помещений в здании необходимо составить функ-циональную, или технологическую, схему. Она представляет собой условное изображение помещений в виде прямоугольников, их группировку и связи между ними. Прямоугольни-ки должны иметь примерную площадь, соответствующую назначению помещений. Связи изображаются стрелками. На рис. 4.1изображена функциональная схема кинотеатра. Здесь помещения фойе, кинопроекционная, кассовый вестибюль группируются вокруг зрительного зала. К этим помещениям примыкают вестибюль с гардеробом, туалеты, кулуары-фойе или специальные залы, где могут устраиваться выставки, проводиться встречи с читателями, концерты, различные мероприятия, а также буфет. Отдельную группу составляют административные помещения.
Рис. 4.1. - Функциональная схема кинотеатра: 1‒ вход-выход; 2 ‒ просмотр фильма; 3 ‒ демонстрация фильма; 4‒ покупка билетов; 5‒ продажа билетов; 6 ‒ ожидание сеанса; 7‒ прием пищи; 8‒ хранение продуктов питания; 9‒ административная; 10‒ санузел; 11‒ гигиеническая; 12‒ курительная; 13‒ связи
К разработке функциональных схем зданий со сложными функциональными процессами (театры, промышленные предприятия) архитектор привлекает специалистов - технологов, которые прежде всего составляют программу здания. Она включается в задание на проектирование. Технологи разрабатывают совместно с архитекторами-проектировщиками также и наиболее рациональные связи между помещениями. Основная форма помещений в плане - прямоугольная, хотя возможны и другие, более сложные формы. Форма зданий в плане может быть любой. Она соответствует функциональной схеме. Помимо функциональной схемы на выбор объемно-планировочной структуры и этажности здания большое влияние оказывают условия климата, рельеф, архитектурное окружение. Соответственно главному функциональному назначению основной массы помещений формируются здания данного назначения. Например, учебные здания состоят главным образом из учебных помещений (аудиторий, лабораторий и т. п.), в которых осуществляется основная функция, присущая этому зданию. Как в помещениях, так и в здании кроме главной функции обычно осуществляются подсобные функции. Например, в учебном здании подсобными функциями являются питание, общественные собрания, руководство и управление и т. п. Для них предусматриваются специальные помещения: столовые и буфеты, залы собраний (актовые залы), административные помещения и пр. При этом перечисленные подсобные функции будут для этих помещений главными. Им же сопутствуют свои подсобные функции (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2 - Функциональная схема здания школы Все помещения в здании, отвечающие как главному, так и подсобному функциональному назначению (так называемый состав помещений здания), связываются между собой большой группой помещений, основным функциональным назначением которых является движение людей (коридоры, лестницы, кулуары, фойе, вестибюли и т.п.). Эти помещения могут быть названы коммуникационными или помещениями " связи". Функциональная целесообразность предполагает знание принципов определения размеров помещений по условиям размещения людей и оборудования. Они основаны на антропометрии (система измерения тела человека и его частей) (рис. 4.3) и эргономике (дисциплина, изучающая человека и его параметры в условиях трудовой деятельности) (рис. 4.4). В течение веков эмпирически оттачивались архитектурные приемы и параметры проектирования, увязанные с потребностями человека, от размеров помещений и связей между ними до продолжительности инсоляции и качества температурно-воздушной среды. Только в XX в. в проектировании возобладал научный подход, который был поддержан выдающимися архитекторами, такими как Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Рис 4.3 - Габариты человека.
Размеры места, которое занимает человек в процессе своей деятельности, связаны с размерами места, занимаемого оборудованием, и с размерами самого оборудования. Если в помещении размещаются несколько человек, то его площадь определяется суммой площадей мест, занимаемых людьми и оборудованием. Кроме того, должна быть предусмотрена площадь, занимаемая проходами от входа в помещение к каждому месту, и дополнительная площадь, если это необходимо, для осмотра и ремонта предметов оборудования. В тех случаях, когда человек занимает самые различные положения при работе, много передвигается и занимаемую им общую площадь определить трудно, целесообразно произвести фото- или кинофиксацию положений человека с помощью фото- или видеокамеры, укрепленной над рабочим местом (рис. 4.5). Очерчивая по крайним положениям человека контур, получим фактически занимаемую им площадь, требуемую для нормальных условий работы. Рис. 4.4 – Эргономика: а – зависимость габаритов оборудования от габаритов человека; б ‒ схема некоторых положений человека в движении (габариты даны с учётом подвижности).
На рис. 4.6представлены антропометрические схемы, определяющие расстановку столов в учебной аудитории с учетом минимально необходимого пространства для мест студентов и стесненного или более свободного прохода к своим местам. На этой основе можно составить габаритные схемы аудитории на 24 человека (рис.4.7).Эти схемы называются нормалями. Рис 4.5. Положения человека во время выполнения производственных операций (план).
На практике в погоне за ложно понимаемой экономией иногда пренебрегают удобствами при расстановке оборудования. Так, в групповых аудиториях отказываются от независимого выхода для каждого учащегося. В результате студенты должны выходить в проход, если один из сидящих за столом вызван к доске, что приводит к дополнительной затрате времени и дезорганизует учебный процесс. Выразить эти потери экономически очень трудно, но то, что это большое неудобство несомненно. Зависимый выход допустим в лекционных аудиториях, где учебный процесс не предполагает выхода студентов во время лекции к доске. Определенные таким образом размеры помещения должны быть увязаны с конструктивной системой здания. Рис 4.6. Расстановка оборудования в аудитории: Рис 4.7. Расположение мебели в аудитории:
|