Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Валютный контроль за экспортными операциями.
Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт). Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые: -между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом; -между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона " О валютном регулировании и валютном контроле" Правительством Российской Федерации; -между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта. Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ. Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами. С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля: *оформление паспорта сделки; *таможенное оформление экспортных товаров; *передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров; *контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров; *передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров; *конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля. Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов. Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет. 8. «Валютный коридор» как инструмент валютно-финансовой политики Валютный коридор — это пределы колебания валютного курса, устанавливаемые как способ его государственного регулирования и поддержания центральным банком посредством покупки и продажи валюты. Характерная особенность валютного коридора состоит в том, что изменение курсовых соотношений и установление самого валютного курса могут колебаться исключительно в строго ограниченных и закреплённых нормативно-правовыми документами пределах. Следовательно, валютный коридор позволяет более точно прогнозировать экономическую ситуацию и тем самым значительно снижать риск в процессе осуществления внешнеэкономических операций, что является достаточно стабилизирующим фактором для всей экономики страны. В Российской Федерации валютный коридор впервые введён 8 июля 1995 г. и действовал до 1 октября 1995 г. Затем «коридор» был продлён до конца 1995 г. в пределах от минус 5, 7 до плюс 7, 5 % от уровня курса доллара на 5 июля 1995 г. С 1 января до 1 июля 1996 г. был введён новый валютный коридор, на смену которому пришла так называемая скользящая привязка российского рубля к американскому доллару. Эта политика получила название наклонного валютного коридора, когда изменения валютного курса стали привязываться к прогнозным оценкам изменения уровня инфляции, но с небольшим отставанием. В период кризиса ликвидности, начавшегося в конце 2008 года ЦБ РФ ввёл так называемый бивалютный коридор, состоящий из отношения к рублю 0, 55 доллара и 0, 45 евро. При этом на бирже курс поддерживался в рамках коридора путём валютных интервенций из резервов ЦБ. Мировой опыт свидетельствует о том, что валютный коридор вводится, как правило, в условиях отсутствия свободного капитала на финансовом рынке, из-за большого бюджетного дефицита, значительного внутреннего и внешнего долга. На Украине валютный коридор был введен 3 сентября 1997 года.
|