Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 14. Криминалистическая регистрация
§ 1. Понятие и виды учетов, содержащих криминалистически значимую информацию
Расследование преступлений зачастую требует быстрого получения сведений об объектах, попадающих в сферу уголовного судопроизводства. Чем больше информации, позволяющей индивидуализировать этот объект, окажется в распоряжении следователя, тем успешнее будет продвигаться расследование. Для получения такой информации и служат информационно-поисковые системы, образующие в своей совокупности современную криминалистическую регистрацию. Начало организации системы криминалистической регистрации в том виде, в котором она в основном сохранилась и поныне, было положено в 1918 г. с введением правил, регламентирующих порядок фотографирования и дактилоскопирования лиц, представляющих оперативный интерес. В 1919 г. было создано Центральное регистрационно-дактилоскопическое бюро, с 1922 г. на всей территории РСФСР внедряется единая централизованная система дактилоскопической регистрации, обязательного фотографирования и пофамильного учета преступников, с 1924 г. (уже в масштабах СССР) - централизованная регистрация неопознанных трупов и без вести пропавших лиц и несколько позже - другие виды регистрации. Криминалистическая регистрация сегодня - это отрасль криминалистической техники, изучающая признаки объектов и разрабатывающая систему научных положений и технических средств для учета, накопления и организованного использования информации об объектах, попадающих в сферу судопроизводства, в целях расследования и предупреждения преступлений. Сущность криминалистической регистрации заключается в определении: а) объектов, которые надо ставить на учет; б) наиболее существенных признаков и системы описания объектов, поставленных на учет; в) способов сбора, размещения и выдачи соответствующей информации правоохранительным органам. Наряду с этим проводится аналитическая работа по изучению динамики и причин преступности, личности преступников и действенности мер по борьбе с преступностью. В настоящее время учеты, содержащие криминалистически значимую информацию, могут быть классифицированы на виды по следующим наиболее существенным основаниям: - по функциональному признаку (назначению) - на оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты (в отдельный вид учета выделен централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении их); - по объектовому признаку (объектам учета) - на учеты физических и юридических лиц, преступлений (правонарушений) и предметов (следов); - по степени централизации - на федеральные, региональные и местные учеты; - по способу фиксации информации, используемому в регистрационных массивах, - на описательный, дактилоскопический, фотографический, коллекционный, на магнитных носителях, иных носителях для ЭВМ и смешанные учеты; - по форме ведения учетов - картотеки (фотокартотеки), журналы (фотоальбомы), видеотеки, фонотеки, коллекции, автоматизированные банки данных (АБД) на основе ЭВМ и смешанные формы. Оперативно-справочные учеты - это учеты с большим объемом массивов при относительно кратком (справочном) описании учитываемых объектов. Оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить свои данные. Розыскные учеты содержат гораздо больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцию сравнения не только установочных данных, но и сходных внешних описаний. Криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются. Каждый правоохранительный орган, в составе которого имеются следственные подразделения или подразделения дознания, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические службы, формирует и ведет свои криминалистические учеты. Но поскольку эти подразделения достаточно немногочисленны, подследственность их также включает, как правило, несколько составов преступлений, то по месту сосредоточения учеты могут быть подразделены на: 1) учеты, осуществляемые Главным информационно-аналитическим центром МВД России (ГИАЦ МВД России) и его подразделениями на местах; 2) учеты, осуществляемые Экспертно-криминалистическим центром МВД России (ЭКЦ МВД России) и его подразделениями на местах. В формировании этих учетов участвуют следователи Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, следователи органов внутренних дел, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические службы МВД России и некоторые другие ведомства. Федеральные учеты ведутся в масштабе Российской Федерации, региональные учеты - в субъектах Федерации или на территории нескольких субъектов Федерации. На уровне городов и районов ведутся местные учеты. Данная классификация достаточно условна, поскольку формирование информации идет с низовых, как правило, районных подразделений правоохранительных органов, где накапливается до 70% всей информации, циркулирующей в органах внутренних дел и иных правоохранительных органах. Составление учетных документов для формирования банков данных осуществляется следователями (дознавателями), сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, в производстве которых находятся соответствующие дела или материалы. Поэтому когда говорится о федеральных или региональных учетах, то речь идет в основном об их верхних уровнях. Централизованные учеты ГИАЦ МВД России являются межгосударственным информационным банком для государств ближнего зарубежья. Соглашение об этом заключено министерствами внутренних дел этих государств 3 августа 1992 г. Кроме того, с 1990 г. Россия имеет доступ к учетам Международной организации уголовной полиции (Интерпол). Интерпол ставит на учет только ту информацию, которая затрагивает интересы двух и более государств. На учет ставятся лица, организации, события, предметы и документы, связанные с преступлениями международного характера. Банк информации формируется на основе запросов международного характера. Основной формой ведения учетов является картотека, состоящая из идентификационных или информационных карт установленной формы, которая определяется МВД России. Сбор, обработка и хранение информации производятся с помощью универсальных автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных информационно-поисковых систем (ИПС), в том числе автоматизированных (АИПС, АИС). Автоматизированное ведение картотек не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.
§ 2. Учеты, осуществляемые ГИАЦ МВД России
Пофамильный и дактилоскопический учеты осужденных осуществляются путем ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо автоматизированных банков данных. Документы, используемые для формирования и ведения этих учетов, делятся на основные и корректирующие. Основные документы: учетная алфавитная карточка по форме N 1 на осужденного (арестованного); дактилоскопическая карта на осужденного (арестованного); розыскная карточка. Корректирующие документы: извещение об осужденном (арестованном); уведомление; сообщение для внесения изменений в анкетные данные осужденного; сообщение о смерти ранее судимого лица; постановление органа следствия (дознания) о прекращении дела по реабилитирующим основаниям, оправдательный приговор суда. Документы составляются следователями независимо от ведомственной принадлежности, сотрудниками СИЗО, ИВС, уголовно-исполнительных инспекций, подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних, паспортных служб, судами. Основанием для постановки на учет лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, являются: приговор суда; постановление о привлечении в качестве обвиняемого; постановление органа следствия (дознания), решение судьи (суда) о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; постановление о заведении розыскного дела. Документы представляются в ИАЦ в течение 48 часов с момента получения одного из оснований постановки на учет или прибытия (убытия) осужденного. Учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, предназначен для обеспечения федерального розыска лиц, пропавших без вести, а также скрывающихся от правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств. Постановка на учет лица, объявленного в федеральный розыск, осуществляется постановлением об объявлении розыска с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта разыскиваемого. При необходимости отдельные из указанных лиц объявляются в федеральный розыск и ставятся на учет по шифротелеграммам. Основанием для снятия разыскиваемого с учета является прекращение в отношении его розыскного дела. Централизованный учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения осуществляется путем ведения картотек или автоматизированного банка данных (АИПС " Оружие"). На учет ставятся похищенное, утерянное, изъятое, найденное, добровольно сданное боевое, служебное, гражданское нарезное огнестрельное оружие всех моделей, гранатометы, огнеметы, портативные ствольные и реактивные артиллерийские системы, взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления. Сдаваемое вооружение, ранее находившееся у юридических и физических лиц на законных основаниях, на учет не ставится. Для постановки на учет заполняется идентификационная карта на оружие. Она составляется сотрудниками и военнослужащими органов МВД, ФСБ, прокуратуры, военных комендатур, военных комиссариатов, воинских частей внутренних войск и Вооруженных Сил при получении заявления (сообщения) об утрате оружия, а также в случае изъятия и приема найденного и сдаваемого вооружения. Вышеперечисленные органы ориентируют дежурные части органов внутренних дел по территориальности о приметах оружия с указанием его марки, идентификационных номеров и особенностей для включения в ежесуточные оперативные сводки. Срок представления документов в ИАЦ - не позднее 2 суток с момента регистрации в ОВД, в ГИАЦ - в течение суток с момента постановки на учет в ИАЦ. Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств осуществляется с помощью подсистемы " Автопоиск". Федеральному учету подлежат легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного производства и др. Кроме них, на региональный и местный учеты ставятся мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски. Для регистрации разыскиваемого и выявленного бесхозного транспортного средства заполняется идентификационная карта П3. Основанием для постановки на учет является заявление (сообщение) в органы внутренних дел о незаконном завладении, а также о выявлении бесхозного транспортного средства. Карта заполняется следователем (дознавателем) при возбуждении уголовного дела по факту незаконного завладения транспортным средством. На бесхозное транспортное средство идентификационная карта составляется инспектором ГИБДД по розыску или сотрудником, его заменяющим. Срок представления документов в ИАЦ - в течение суток с момента регистрации в ОВД. Централизованный учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, производится с помощью картотек и подсистемы " Антиквариат". На каждый предмет антиквариата заполняется идентификационная карта на предмет П2. Предметы антиквариата ставятся на учет в ГИАЦ, ИАЦ по данным подразделений органов внутренних дел, органов безопасности, прокуратуры, таможенных органов и суда в течение 7 суток после возбуждения уголовного дела или получения сведений об утрате предмета или его выявлении. Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ реализуется с помощью АИС " Сейф". Основным ее назначением является централизованное информационное обеспечение раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь в случае рецидива преступлений и их межрегионального характера. Учет ведется совместно: а) с ГИАЦ МВД России (информационная технология сбора и первичного контроля данных, ведение картотеки информационных карт на лицо по форме N ИК 2); б) с ЭКЦ МВД России (экспертно-криминалистический анализ данных и ответы на запросы, ведение картотеки информационных карт на преступление по форме N ИК 1); в) с ДепУР МВД России и СК при МВД России (организация отработки материалов на серийные хищения и преступников, в первую очередь при рецидиве преступлений, и " гастролеров", координация усилий МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России в этом направлении). Срок представления документов - не позднее 15 дней после возбуждения уголовного дела, на преступления прошлых лет - не позднее 1 месяца после получения запроса от ЭКЦ или ДепУР МВД России. Централизованный учет преступников и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, осуществляется в ГИАЦ с помощью АИПС " АБД - Центр", в ИАЦ - с помощью АИПС " АБД - республика, область". Объектами учета на федеральном уровне являются, как правило, тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, подозреваемые или обвиняемые в их совершении. Кроме них на региональном уровне на учет ставятся преступления небольшой и средней тяжести, иные объекты, перечень которых определяется приказами МВД, УВД. Основаниями для постановки на учет являются постановления о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовного дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, заключении под стражу, постановление о заведении розыскного дела, определение суда о заключении под стражу, приговор суда о заключении под стражу, приговор суда, наличие в банке данных ГИАЦ и ИАЦ учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным делам. Для учета лиц и преступлений используется единая унифицированная информационно-поисковая карта ИПК. Данный документ используется и в основных типах обращений к учетам: постановках на учет и коррекциях. Он составляется следователями независимо от ведомственной принадлежности, сотрудниками оперативно-розыскных и других подразделений правоохранительных органов. Сроки представления документов в ИАЦ: на нераскрытые преступления и неустановленных лиц - не позднее 15 дней после возбуждения уголовного дела; на раскрытые преступления и установленных лиц - не позднее 7 дней после направления уголовного дела в суд; необходимая коррекция по другим причинам производится в те же сроки. Информация в ГИАЦ представляется в 3-дневный срок после поступления в ИАЦ. Учет лиц, совершающих хищения товаров народного потребления путем мошенничества, а также организаций, предприятий, подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров на поставку товаров народного потребления, осуществляется с помощью АИПС " Досье - мошенник". В этой подсистеме применяются следующие входные информационные документы: идентификационная карта на лицо Л1; приложение к идентификационной карте на лицо Л1.1, в которой содержится описание особенностей преступных действий данного лица. Эти документы используются во всех типах обращений пользователей к базе данных: запросах, постановках на учет, коррекциях. Они составляются сотрудниками, занимающимися выявлением и раскрытием хищений путем мошенничества. Основаниями постановки на учет являются постановления о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовных дел, привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого), заведении розыскного дела; наличие в ГИАЦ (ИАЦ) учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным делам. Сроки представления документов в ИАЦ, ГИАЦ те же, что и в вышеописанном учете. Централизованный учет лиц, без вести пропавших, трупов неизвестных граждан, неизвестных больных, находящихся в лечебных учреждениях, осуществляется путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных (АИПС " Опознание"), представляющих единую систему. Учету подлежат: лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными; лица, потерявшие связь с родственниками; несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также бежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и спецучилищ; психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений; неопознанные трупы граждан; лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных. Для учета используется опознавательная карта (ОК) единого образца на все учитываемые категории лиц, которая используется и для обращения к учетам. Основаниями для постановки на учет являются заведение уголовного, розыскного дела или дела по установлению личности. Опознавательные карты составляются сотрудниками, в производстве которых находятся соответствующие дела. На неопознанный труп, если состояние трупа не изменено, и неизвестного больного составляются еще и дактилокарты. Срок представления документов в ИАЦ - не позднее 1 месяца, в ГИАЦ - не позднее 3 месяцев с момента обнаружения лиц, подлежащих постановке на учет, или поступления заявления (сообщения) об исчезновении. Централизованный учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные номера или характерные признаки, а также содействия раскрытию связанных с ними преступлений. На централизованный учет в ГИАЦ ставятся номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, средства мобильной связи независимо от тяжести совершенного преступления. Кроме них, на региональном уровне на учет ставятся номерные вещи и документы, похищенные или изъятые в связи с совершением преступления. На каждую вещь заполняется идентификационная карта на разыскиваемую вещь ИПК-В, которая подлежит регистрации в подсистеме " Номерные вещи". Документы и номерные вещи ставятся на учет в течение 7 суток с момента изъятия вещи или возбуждения уголовного дела по факту ее хищения. Поступившие в ИАЦ идентификационные карты обрабатываются в срок не более 3 рабочих дней с момента их поступления. Централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении их, ведется в целях обеспечения правоохранительных органов информацией о правонарушениях и преступлениях со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ) или совершенных в отношении их. Он осуществляется путем формирования и ведения базы данных автоматизированной информационной системы (АИС) " Криминал-И". В ее составе функционируют подсистемы: 1) " Административная практика" (" Адмпрактика"); 2) " Преступление"; 3) " Наказание". Учету в подсистеме " Адмпрактика" подлежат иностранные граждане и ЛБГ, привлеченные к административной ответственности, в том числе нарушившие правила пребывания на территории России. Основанием для постановки на учет является протокол об административном правонарушении, в ГИАЦ - учетная карточка на иностранного гражданина (лица без гражданства), привлеченного к административной ответственности или выдворенного из Российской Федерации, либо сообщение об административном правонарушении иностранного гражданина (ЛБГ). Срок хранения информации в этой подсистеме - 5 лет. Подсистема " Преступление" предназначена для обеспечения сотрудников правоохранительных органов информацией о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ всех категорий, пребывающих на территории России, либо совершенных в отношении их. Основанием для постановки на учет является факт регистрации происшествия (преступления) с участием иностранных граждан и ЛБГ или в отношении их. Срок хранения информации в подсистеме " Преступление" - 10 лет. Подсистема " Наказание" обеспечивает автоматизированный пофамильный учет иностранных граждан и ЛБГ и предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории России.
§ 3. Криминалистические учеты, ведущиеся ЭКЦ МВД России
Учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших такие следы на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному человеку. Он ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях. Картотека учета формируется из информационных карт (форма ИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов рук в масштабе 1: 1. Допускается формирование и ведение учета в виде электронных баз данных на основе программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) в порядке, установленном МВД России. Информационные карты группируются по двум разделам. Первый содержит фотоснимки следов рук с установленным типом и видом папиллярного узора, систематизированных по выбранной дактилоскопической классификации. При этом допускается создание подразделов этого раздела по времени, способу совершения преступления и другим признакам, облегчающим проверку дактилокарт по картотеке. Второй раздел содержит фотоснимки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом папиллярного узора, а также ладоней. По первому разделу картотеки проверяются следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, и дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении преступлений, направляемые инициаторами с заданием. Следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, проверяются также по массивам дактилокарт соответствующего органа внутренних дел. Проверке же по второму разделу подлежат дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений. Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, предназначен для установления конкретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступления, фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра оружия при совершении нескольких деликтов. Постановке на учет подлежат пули, гильзы и патроны калибра не более 14, 5 мм со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий. Учет ведется на федеральном и региональном уровнях. Региональные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а также изъятыми с мест происшествий на территории соответствующего субъекта России, если по одному преступлению имеется не менее 3 экземпляров пуль, гильз или патронов, стрелянных в одном и том же экземпляре оружия. Картотека данного учета формируется из информационных карт (форма ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты учета. Ведение учета дополнительно может осуществляться в виде электронных баз данных. Перед постановкой на учет объекты проверяются по массиву пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федеральный учет - дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом. В случаях получения сообщения о раскрытии преступления без установления использованного оружия объекты учета по данному преступлению хранятся в пулегильзотеке до установления указанного оружия или истечения срока хранения. Пули, гильзы и патроны состоят на учете федеральной пулегильзотеки 3 года с момента совершения преступления, после чего направляются для помещения в региональные пулегильзотеки, где хранятся до установления использованного оружия, но не более 15 лет с момента совершения преступления. По истечении срока хранения объекты учета возвращаются инициатору для принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке. Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, а также самодельно изготовленное, переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши), подлежит обязательному исследованию и экспериментальному отстрелу. После этого оружие возвращается инициатору, а экспериментальные пули и гильзы проверяются по массиву региональной пулегильзотеки, затем с письмом произвольной формы и информационной картой направляются в федеральную пулегильзотеку. Экспериментальные пули и гильзы, стрелянные в выявленном огнестрельном оружии, проверяются по соответствующим массивам федеральной пулегильзотеки и хранятся в ЭКЦ МВД России в течение 5 лет, после чего в установленном порядке уничтожаются. Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия предназначен для установления фактов использования утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия при совершении преступлений и обеспечения его розыска. Учет ведется на федеральном уровне. Картотека данного учета формируется из информационных карт (форма ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты учета. На учет ставятся пули и гильзы утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия калибра не более 14, 5 мм, изготовленного на предприятиях по производству оружия и предназначенного для реализации на территории России; прошедшего переделку или ремонт, если они затрагивают ударно-спусковой механизм, патронник или канал ствола; ввезенного предприятиями-поставщиками из-за границы и предназначенного для оборота на территории Российской Федерации; приобретенного гражданином РФ за границей; хранящегося и используемого, а также передаваемого и продаваемого предприятиями, организациями и учреждениями; принадлежащего гражданам РФ, в том числе наградного и оставляемого сотрудникам государственных военизированных организаций, уходящим на пенсию, а также находящегося на вооружении этих организаций. Контрольные пули и гильзы, стрелянные в утраченном оружии, проверяются при постановке на учет по массиву пуль, гильз и патронов, изъятых с мест происшествий. Объекты данного учета хранятся до обнаружения утраченного оружия, после чего помещаются в архив, где хранятся в течение года, а затем в установленном порядке уничтожаются. Учет самодельного огнестрельного оружия предназначен для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления. Он ведется на федеральном и региональном уровнях. Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется из информационных карт (форма ИК-4), к которым на региональном уровне могут приобщаться натурные объекты. Формирование и ведение картотеки может дополнительно осуществляться в виде электронной базы данных. Постановке на данный учет подлежит огнестрельное оружие калибра не более 14, 5 мм с хорошо выраженными признаками и достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей станочного оборудования, инструментов и селективной сборки: изготовленное полностью самодельным способом (за исключением дульнозарядного оружия); переделанное самодельным способом из огнестрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного огнестрельного оружия); переделанное самодельным способом из газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, а также устройств промышленного производства; собранное из частей и деталей оружия, не прошедших полного цикла технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов). После производства экспертного исследования, по результатам которого огнестрельное оружие относят к одной из вышеуказанных категорий, оно ставится на региональный учет и помещается в соответствующую информационно-справочную коллекцию. Один экземпляр информационной карты на оружие направляется в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет. Срок хранения информационных карт и самодельного огнестрельного оружия в коллекции - не менее 6 лет. По его истечении огнестрельное оружие возвращается органу расследования или уничтожается. Учет самодельных взрывных устройств предназначен для установления единого источника происхождения таких устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления. Он ведется на федеральном и региональном уровнях. Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) взрывные устройства (их элементы, остатки после взрыва). Картотеки учета формируются из информационных карт (форма ИК-3), допускается формирование картотеки в виде электронной базы данных. Составление информационных карт осуществляется с использованием результатов проведенных экспертных исследований, следственных действий, иных сведений. При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, натурные образцы, не содержащие радиоэлектроники (на региональном уровне). В случаях использования в них радиоэлектронных исполнительных механизмов самодельное взрывное устройство (его остатки после взрыва) в натурном виде направляется в ЭКЦ МВД России. Приобщение к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается. Срок хранения информационных карт и элементов самодельных взрывных устройств в учетах составляет не менее 15 лет. Учеты поддельных денежных билетов, монет, бланков ценных бумаг и документов предназначены для установления единого источника происхождения (изготовителя) поддельных денег, ценных бумаг, документов по способу (технологии) их изготовления. Учеты ведутся на федеральном и региональном уровнях. Проверкам и постановке на учет подлежат: полностью поддельные деньги, в том числе в иностранной валюте, поддельные ценные бумаги, поддельные документы федерального значения, за исключением изготовленных способом рисования; подлинные, но частично измененные (с целью увеличения номинала, расслоенные и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения бумаги, следы давления и т.д.) деньги и ценные бумаги. Картотеки учетов поддельных денег, ценных бумаг и документов формируются из информационных карт (форма ИК-1), к которым приобщаются натурные объекты. Допускается формирование и ведение картотеки в виде электронной базы данных. При этом на оборотной стороне информационных карт размещаются фотографии или копии лицевой и оборотной сторон объектов, выполненные в масштабе: для денежных билетов - 1: 1; для ценных бумаг и документов - 1: 1 или 1: 2; для монет - 3: 1. Объекты учета систематизируются по наименованию, достоинству (номиналу), технологии их изготовления, единому источнику происхождения. В случаях, когда при проведении проверки по региональному учету устанавливается совпадение с ранее поставленными на учет объектами, сведения о проверяемых объектах вносятся в соответствующие таблицы письма установленной формы и ежеквартально направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет. При отрицательном результате проверки (отсутствие совпадений) объекты учета с информационными картами направляются туда же с письмом произвольной формы для проверки и постановки на федеральный учет. При поступлении на экспертное исследование одного объекта и отрицательном результате его проверки по региональному учету данный объект направляется для проверки и ставится на федеральный учет. При поступлении на экспертное исследование двух и более объектов с единым источником происхождения и отрицательном результате их проверки по региональному учету один объект ставится на региональный учет, один объект с информационной картой направляется для проверки и постановки на федеральный учет, а остальные объекты возвращаются инициатору проверки. При установлении совпадения поступившего объекта с объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информационная карта помещается в картотеку, а объект в установленном порядке возвращается инициатору. При отрицательном результате проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а информационная карта - в картотеку федерального учета. Объекты снимаются с учета по истечении срока давности по соответствующему преступлению, исчисляемого с момента их изъятия из официального оборота. Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов предназначен для установления лиц, оставивших биологические следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неизвестному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов. Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях по преступлениям, предусмотренным ст. ст. 105, 111 и главой 18 УК РФ, а также по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других розыскных мероприятий. Биологические объекты (следы, образцы) исследуются с обязательным использованием конкретных генетических маркеров (локусов). Получение образцов трупного материала органами, осуществляющими производство по делу об установлении личности неопознанных трупов, осуществляется в 10-дневный срок с момента обнаружения трупа. До завершения всех других розыскных мероприятий по установлению личности указанные образцы хранятся в медицинских учреждениях соответствующего профиля. Направление трупного материала неопознанного трупа для получения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения, в случае если установить его личность иными способами не представилось возможным. В случае установления личности неопознанного трупа образцы подлежат захоронению в установленном порядке. Учет данных ДНК состоит из двух разделов. Первый раздел содержит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц). Второй раздел включает данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов. Учет данных ДНК ведется в виде картотеки, формируемой из информационных карт (форма ИК-2), а также электронной базы данных. При этом в разделе " Служебные отметки" информационной карты указывается порядковый номер пробы ДНК в натурном виде, выделенной из биологического следа образца трупной ткани и неизрасходованной в процессе экспертного исследования. По первому разделу картотеки проверяются: 1) данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий; 2) данные ДНК неопознанных трупов; 3) данные ДНК подозреваемых (обвиняемых) лиц, установленные при производстве экспертизы (при наличии соответствующего поручения следователя, дознавателя). В этих случаях эксперт, проводивший экспертное исследование, заполняет информационную карту (форма ИКЛ). Проверка данных ДНК подозреваемого лица осуществляется по региональному учету без постановки на учет, после чего ИКЛ возвращаются инициатору запроса вместе с результатами проверки. В случаях, когда имеются обоснованные данные о том, что подозреваемое (проверяемое) лицо могло совершить преступления на территории других регионов, ИКЛ на данное лицо с письменным заданием руководителя органа расследования направляется для проверки по федеральному учету данных ДНК. Проверке по второму разделу подлежат данные ДНК предполагаемых биологических родителей или детей лиц, пропавших без вести. Выделенные из биологических объектов и неизрасходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по уголовным делам, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище и снимаются с учета в установленном порядке. Выделенные из образцов трупной ткани и не израсходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по делам об установлении личности неопознанных трупов, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ и снимаются с учета по истечении 15 лет с момента постановки на учет или в связи с установлением личности неопознанного трупа. Учеты следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств предназначены для установления конкретного следообразующего объекта, оставившего след на месте преступления, а также фактов использования одного и того же объекта при совершении разных преступлений. Они ведутся на региональном и местном уровнях. Картотеки формируются из информационных карт (форма ИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов в масштабе: для следов подошв обуви, оставленных всей подошвой, - 1: 2; оставленных участком подошвы - 1: 1; для следов орудий взлома - 3: 1; для следов протекторов шин транспортных средств - 1: 5. Объекты снимаются с учета и уничтожаются: следы подошв обуви - по истечении 2 лет; следы орудий взлома и протекторов шин - по истечении 3 лет. Учет субъективных портретов предназначен для установления личности разыскиваемых лиц (в том числе преступников, скрывшихся с места происшествия), а также фактов совершения нескольких преступлений одним лицом. Учет ведется на региональном и местном уровнях. Картотека учета формируется из информационных карт (форма ИК-6). Информационные карты на субъективный портрет составляются в электронном виде (при наличии программных и технических средств) с последующим получением копии на бумажном носителе (формат А4) или заполняются на типографском бланке. Постановке на учет подлежат субъективные портреты, изготовленные с помощью компьютерных программ, а также иных (неавтоматизированных) способов. При этом на информационные карты помещаются изображения лиц, выполненные в масштабе, при котором расстояние между центрами зрачков глаз составляет 20 мм. После изготовления субъективного портрета и его проверки по массиву учета составляется справка, которая вместе с субъективным портретом направляется инициатору задания. При установлении типового сходства с ранее изготовленным субъективным портретом аналогичная справка направляется также инициатору ранее изготовленного субъективного портрета. Каждому очевидцу после изготовления субъективного портрета предъявляются все такие портреты, изготовленные в текущем году, а по конкретному виду преступления - не менее чем за 3 года. В срок не более 10 суток с момента установления лица, на которое изготовлен субъективный портрет, инициатор направляет в ЭКП соответствующую информацию и по возможности фотографию лица, выполненную по правилам сигналитической съемки (анфас, расстояние между центрами зрачков глаз - 20 мм). Объекты учета (электронная, бумажная копии) хранятся в картотеке не менее 3 лет, после чего снимаются с учета, бумажная копия помещается в архив. Учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц предназначен для установления неизвестных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и фактов совершения нескольких преступлений одним лицом по особенностям русской речи говорящего, запечатленной на фонограммах. Учет ведется на региональном уровне по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), а также по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям. Фонотека содержит фонограммы речи неизвестных лиц либо анонимные сообщения и состоит из следующих разделов: 1) звукозаписей устной речи типовых по качеству и длительности фонограмм; 2) звукозаписей устной речи для нетиповых фонограмм. Все фонограммы, поступающие на проверку, постановку на учет, проверяются по обоим разделам фонотеки. Фонотеки формируются и ведутся в виде электронных баз данных. При этом после проверки и постановки объектов на учет представленные звуковые носители речи (голоса) возвращаются инициатору в установленном порядке. Картотека фонотеки формируется из информационных карт (форма ИК-7), к которым приобщаются фонограммы. На оборотной стороне информационных карт указывается необходимая дополнительная информация. Длительность фонограммы речи, ставящейся на учет, должна быть не менее 8 сек. При постановке на учет в фонотеку или проверке нетиповых фонограмм (а также соответствующих им по качеству и длительности) инициатор информируется о пониженной надежности поиска. На проверку представляются оригиналы фонограмм устной речи на магнитной ленте или иных носителях звуковой информации с текстами содержания разговоров и указанием фраз, произнесенных данным субъектом, и следующими сведениями об условиях звукозаписи: модель и фирма - изготовитель цифрового регистратора; тип магнитофона; скорость движения звуконосителя при записи; номера кассет или катушек; даты сеансов записи, их длительность, сведения о способах получения записи (звонки в организации, по личным телефонам и т.п.); характеристики условий записи; вид телефонной связи (внутригородская, междугородная, международная, сотовая и т.д.). Пригодность фонограмм к обработке в системе определяется специалистом. В ходе прослушивания устанавливается также наличие шумов и искажений, вносимых отдельными звеньями тракта звукозаписи. Проверяется соответствие речевой информации письменным текстам, приложенным к заданию. Типовые фонограммы речи, обрабатываемые в системе фоноучета, должны иметь конкретные характеристики по частотному диапазону речевых сигналов, отношению средних уровней этих сигналов и помех, а также уходу скорости при звукозаписи фонограмм. Кроме того, должны отсутствовать существенные искажения речевого сигнала, а длительность типовых фонограмм непрерывной устной речи субъекта, ставящегося на учет, должна быть не менее 100 сек. Фонограмму следует представлять в виде спонтанной речи в нейтральном эмоциональном состоянии субъекта, устная речь которого должна быть лингвистически представительна. Непредставительными являются читаемый или заученный текст, а также речь не на русском языке. Для нетиповых фонограмм допускается низкое качество и короткая длительность непрерывной устной речи - не менее 8 секунд; последняя может быть представительна только по части лингвистических признаков различных уровней исследования. Фонограммы сравнительных образцов речи лиц - объектов проверки должны фиксироваться аппаратурой звукозаписи на магнитные носители до подключения средств шумоочистки. При звукозаписи фонограмм устной речи субъекта должны быть обеспечены минимальные линейные и нелинейные преобразования речевых сигналов в рабочем диапазоне частот (такие, как ограничение уровней сигналов; изменение скорости движения звуконосителя; внесение шумов и др.). Уровень записи должен быть таким, чтобы речевые сигналы объекта не выходили за пределы динамического диапазона тракта. При обработке фонограмм речи в системе фоноучета для каждого объекта заполняется электронная учетная карта произвольной формы, в которую заносятся регистрационные данные, иная информация, по которой может быть осуществлен учет и поиск объектов. К таким сведениям относятся: регистрационные данные (тип задания, его инициатор, входящие и исходящие номера); регистрационные сведения объекта (если имеются); характеристика фонограмм, полученная в результате предварительного прослушивания (наименование исходной фонограммы, характеристика ситуации общения, текстовая информация: начальные и конечные слова разговора, имя исходного файла речи, начальные и конечные слова речи субъекта, ключевые слова); характеристика фонограмм, полученная в результате предварительного исследования (тип звуконосителя, скорость его движения; тракт звукозаписи; количество представленных на исследование разговоров данного субъекта, их длительность, частотный диапазон, отношение сигнал/шум); сведения о проведенных исследованиях (номер задания по внутреннему учету, дата проведения исследований, их краткие результаты; учетный номер, присвоенный объекту; фамилия специалиста, проводившего исследования; исходящий номер письма-ответа). Снятие с учета объектов осуществляется: по истечении 5 лет с момента постановки на учет - применительно к мужским и женским голосам; по истечении 1 года с момента постановки на учет - применительно к детским голосам. Краниологический учет (учет черепов неопознанных трупов) предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам. Учет ведется на региональном уровне. Органы (лица), в производстве которых находятся материалы по установлению личности неопознанных трупов, организуют получение и направление обработанных препаратов черепа в соответствующие экспертно-криминалистические подразделения для реконструкции прижизненного облика и постановки его на учет, а также проверки по данным учета без вести пропавших граждан и иных разыскиваемых лиц. Картотека учета формируется из информационных карт (форма ИК-8). При этом к карте приобщаются натурные объекты - черепа неопознанных трупов, фрагменты костей черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом. Снятие объектов с учета осуществляется в связи с установлением личности неопознанного трупа или по истечении 15 лет с момента постановки на учет. Учеты микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочного покрытия, полимеров и металлов) предназначены для установления соответствующего объекта - предмета, в состав которого они входили. Учеты ведутся на региональном уровне по тяжким и особо тяжким преступлениям. Картотеки учетов микрообъектов формируются из информационных карт (форма ИК-9), к которым прилагаются образцы микрообъектов. Срок хранения информационных карт и объектов составляет 2 года.
|