Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Силлабо-тоническая система стихосложения.






Характеристика основных систем русского стихосложения.

· Устный народный (тонический) стих - акцентное стихосложение без учёта слогового объёма междуударных пауз и есть тоническое стихосложение.Внутри тонического стихосложения учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих). Достаточно учитывать только сл о вные (а не слоговые) акценты. Пример из былины «Алеша Попович и Тугарин»:

Из славного Ростова красна города,

Как два ясные сокола вылетывали,

Выезжали два могучие богатыря,

Что по имени Алешенька Поповичем млад

А со молодым Екимом Ивановичем.

Они ездят, богатыри, плечо о плечо…


БЫЛИНА ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

 


Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

 

 



Силлабические стихи (слоговые) стихи имеют свою особенную внутреннюю ритмическую организованность, резко отличаются от песенно-тонических стихов. Она определяется РАВНЫМ количеством СЛОГОВ в каждом стихе, существовала в России в XVI—XVII вв. и в первой трети XVIII в. Все стихи носили тогда общее название виршей (или вершей); вирша — это двустишие, скрепленное рифмой. Силлабическими же

они стали называться лишь в начале XIX в. Почти все поэты-виршевики XVI—XVII вв. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в результате образовался разрыв между языком народной поэзии и языком виршевиков.

Пойду я, младенька, погуляю,
Я на свои новые на сени;
Посмотрю-ка я далече в чисто поле,
Хорошо ли в поле луги зеленеют.
Лазоревые цветы расцветают.
Зеленеются в чистом поле луги,
Лазоревые цветы расцветают.

(Песня А. М. Пестова, сб. «Демократическая поэзия 17 века», М.—Л., 1962)

Срам честный лице девы вельми украшает,
Егда та ничесоже нелепо дерзает.
Знамя же срама того знается оттуду,
Аще очес не мещет сюду и онуду.

(Симеон Полоцкий)

 

В силлабической стихотворной системе не реализовались все декламационно-ритмические возможности своего языка (редукция неударных гласных, подвижность словного ударения), поэтому русская поэзия естественно тяготела к стоповой системе стихосложения – системе силлабо-тонической.

 

Силлабо-тоническая система стихосложения.

Стихи, построенные по силлабо-тоническому принципу, отличатся гораздо большей внутренней ритмической организованность, нежели стихи других систем. Если тонические стих обладают равноударностью, а стихи силлабические – равносложностью, то в силлабо-тонике сочетаются оба этих принципа на основе иного качества организованности. Таким «качеством» являются СТОПЫ., из которых каждая представляет собой определенное количество слогов с определенным местом в ней ритмических акцентов.

В зависимости от количества стоп в строке размер стиха именуется трехстопным, четырехстопным и так далее. При определении размера нужно не только называть размер (ямб или анапест), но обозначать и количество стоп в строке: трехстопный ямб, пятистопный анапест и т. п. Повторяющееся в силлабо-тоническом стихе сочетание ударного и безударных слогов называется стопой. Стопа отделяется вертикальной чертой.

 

Мы отмечали, что ритм силлабо-тоники основан на упорядоченном чередовании ударного и безударного слогов. Сама эта упорядоченность всегда отвечает схеме одной из пяти стоп: хорея, ямба, дактиля, амфибрахия, анапеста.

Например: четырехстопный ямб:

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной - случай берегут;

В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).


 

2. Характеристика и примеры всех видов стоп силлаботоники.

Силлабо-тоническая система стихосложения знает пять основных видов стоп, двухсложные стопы:

Хорей — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй — безударный. Схема хорея: | — È |. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя

Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный. Схема ямба: | È —|. Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог…

Пиррихий| È È | стопа из двух безударных слогов, например третья стопа в следующей ямбической строчке: когда|не в шу|тку за|н+емог (Пушкин).

Спондей|   |.

Кроме двусложных стоп — хорея и ямба — в русской силлабо-тонике есть трехсложные стопы:

Дактиль — стопа из трех слогов, где первый слог ударный, второй и третий — безударные. Схема дактиля: | — È È |. Тучки небесные, вечные странники

Амфибрахий — стопа из трех слогов, где первый и третий слоги безударные, а второй — ударный. Схема амфибрахия | ÈÈ |. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи..

Анапест — стопа из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий — ударный. Схема анапеста: | È È — |.

В стихотворениях, написанных любым из этих размеров, все стихи могут складываться из одинакового количества метрически равных стоп – в основном от ДВУХ до ШЕСТИ.


 

Возьмем строчку из пушкинской сказки — Три девицы под окном — и составим ее схему: — У | —У | У У | Ясно, что это хорей, но мы замечаем явные отступления от идеальной схемы. Отступления связаны с тем, что на местах, где в идеальной схеме должны быть ударные слоги, в реальной стихотворной строке появляются безударные. Стопа, где вместо обязательного ударного слога стоит безударный, называется пиррйхием. В ямбе или хорее пиррихий будет выглядеть на схеме так | У У |, а в трехсложных размерах | УУУ |. Отступление от размера может быть и в том, что в стопе на месте обязательного безударного появляется ударный слог. Такое отступление называется спондеем. Иначе говоря, спондей — это стопа со сверхсхемным ударением. Приведем классический пример спондея из пушкинской поэмы «Полтава»:

Швед, русский колет, рубит, режет.

- - |и - |и - |и - |и

В первой стопе, как видим, на месте обязательного безударного (как положено в ямбе) стоит ударный слог, образуя тем самым спондей. Схема спондея для двусложных размеров | |, для трехсложных | У |,

(дактиль, амфибрахий), | У | (амфибрахий, анапест),

| — У — | (дактиль, анапест).

Спондей и пиррихий — два основных вида отступлений от идеальной схемы размера (ее называют также метрической схемой, а размер — метром). Стихотворений, полностью соответствующих метрической схеме и не содержащих никаких отступлений от нее, почти нет. Практически все русские силлабо-тонические произведения содержат отступления от метрической схемы.

Чем же все-таки отличается размер стихотворения от ритма? Размер — это идеальная схема, лежащая в основе типа ритмической упорядоченности данного стихотворного произведения. Ритм же стихотворения — это тот реальный вид, который принимает в данной стихотворной форме идеальный размер. При анализе стихотворных произведений особое внимание привлекают именно отступления от размера. Эти проявления реального ритма бывают художественно важны и оправданны, они решают определенную идейно-художественную задачу. Например, спондей придает стихотворному ритму быстроту (рядом оказываются два полноударных слова). Отрывистость, быстрота, напряженность — именно это хотел передать А. Пушкин при описании Полтавской битвы. В строчке Швед, русский колет, рубит, режет, прибегая к спондею, поэт подчеркнул стремительность и напряженность битвы.

Напротив, пиррихий придает стиху замедленность, плавность, мелодичность. Например, такова роль пир- рихиев в ритмической и содержательной структурах отрывка из стихотворения А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»: Я помню чудное мгновенье: и - и - и и и - Передо мной явилась ты, и и и - и - и - Как мимолётное виденье, и и и - и и и - Как гений чистой красоты. и - и - и и и -

Пиррихии наблюдаются в первой строке (выделено слово чудное), во второй (слово передо), в третьей (слова мимолетное виденье) и в четвертой (слово красоты). Во второй строке пиррихий выполняет техническую роль, во всех остальных случаях пиррихии несут художественную нагрузку, выделяют важные в содержательном отношении слова, придают стиху ту мелодичность, протяжность, которые помогают поэту иыразить свои чувства.

Для того, чтобы выразить содержательную, художественно значимую функцию стихотворного ритма, нужно освоить технику составления схемы стиха, деления на стопы, выявления размера и отступлений от него. Только полностью овладев этими приемами анализа, можно рассматривать содержательную роль ритма.


 

 

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

«Весенние воды» Федор Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

 

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

 

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.

 

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег»). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»), метафоры (хоровод дней, сонный брег), олицетворения («весна идет», «они гласят»), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.


 

Аллитера́ ция – средство звукописи; повтор опорного согласного, т. е. непосредственнопредшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разныхсловах одного и того же речевого отрезка. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника»А. С. Пушкина:

 

Не в а взду в алась и ре в ела,

Кот л ом кл окоча и кл убясь…


К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных илисонорных): «М илых лад ни м ыслию с м ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

Ассонансом называют и одну из разновидно­стей рифмы, и повторы гласных звуков в стиховой ткани. Ассонанс как рифменное явление будет рассмотрен в статье о рифме. А здесь разговор пойдет об ассонансе как о звуковом рисунке стиха.
Подобно аллитерации, ассонанс служит стилистическим средством, усили­вающим выразительность эмоциональной речи. Однако эстетическим эффек­том ассонанс превосходит аллитерацию. И не то чтобы аллитерация была хуже ассонанса. Просто ассонанс попадается много реже аллитерации, что обусловлено причиной объективной. В нашем языке гласных звуков в не­сколько раз меньше согласных, в то время как их встречаемость в речи лишь на одну пятую уступает встречаемости согласных. Поэтому гласным сравни­тельно труднее выделиться из привычного звукового фона в ощутимые на слух повторы. Эффект ассонансов можно сравнить с эффектом драгоценных камней:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Блок

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Заболоцкий

Ассонансы особенно часты в народной поэзии и в белых авторских стихах, где они своеобразно компенсируют отсутствие рифмы:

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!
Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью...

Эту народную стилевую стихию гениально воссоздал Лермонтов в речи старого солдата, безымянного героя Бородинской битвы:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

 

 

Тема 2. Специфика лирического стихотворения

Анализ отрывка «Унылая пора…» из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.

Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».

Сходны в стихотворении образы осенней природы - лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».

Жанр произведения – стихотворение, поэтому большое внимание уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: «могильная пропасть», «свежее дыханье». Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным. Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения – ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный, веселый тон, точно передающий светлое душевное состояние автора. Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения.
В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: «осенний хлад», «страждут озими», «мучишь». «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две – друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.
Наблюдается использование синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет». Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: «Чредой слетает сон, чредой находит голод».
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, «последние лисы с нагих … ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото».Данное творение – образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостьюоблика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе " Я" в лирическомстихотворении;

один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении, не тождествен образу автора - создателя произведения.Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическомпроизведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения Л. г.

 

ЛИРИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ предстает как принадлежащее говорящему (носителю речи). Оно не столько обозначается словами (это случай частный), сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирически запечатленное переживание ощутимо отличается от непосредственно жизненных эмоций, где имеют место, а нередко и преобладают аморфность, невнятность, хаотичность. Лирическая эмоция –это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека.

 

 


 

Тема 3. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка

Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Тропы – это слова, употребленные в переносном значении. Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.

К тропам относятся следующие лексические средства.

· Эпитет, или художественное определение (отличать от логического определения).

· Сравнение, или сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. В сравнении обычно используются слова «как», «как будто», «словно».

· Метафора, или скрытое сравнение, в котором присутствует только второй член сравнения, т. е. то явление, с которым сравнивается. Первый член сравнения подразумевается, не называясь. Слова «как», «как будто», «словно» обычно отсутствуют.

· Олицетворение, разновидность метафоры, при которой неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.

· Аллегория, или иносказание, т. е. изображение отвлеченного понятия через конкретные образы и предметы.

· Метонимия, сближение понятий по смежности.

· Гипербола, или художественное преувеличение.

· Литота, или художественное преуменьшение.

СРЕДСТВА ЗВУКОПИСИ:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал