![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В формировании нынешней банковской системы России можно выделить три этапа.
Первый этап охватывает период 1988-1990 гг. и характеризуется либерализацией банковской системы. Созданные в этот период банки можно условно подразделить на коммерческие и кооперативные. В ходе второго этапа реформ серьезные изменения претерпели многие специализированные банки. В целом в России к середине 1995 г. сложились три типа коммерческих банков - специализированный, отраслевой и универсальный. В процессе формирования новой банковской системы менялась и организационная структура создаваемых банков. Первые коммерческие банки создавались как общества с ограниченной ответственностью, где каждый участник (пайщик) несет ответственность лишь в пределах своего вклада в общий капитал банка. Участнику банка, полностью внесшему свой вклад в уставной фонд, выдается свидетельство, которое не относится к категории ценных бумаг. При этом за каждым участником сохраняется право с согласия остальных участников уступить свою долю или ее часть другим участникам банка или третьим лицам, к которым, соответственно, переходят права и обязанности уступающего. Банки, созданные в форме компаний с ограниченной ответственностью, не имеют права выпуска акции или облигаций. ретий этап в развитии российской банковской системы начался в 1996 г. и характеризуется качественными изменениями. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора. Предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.
26. Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику; В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает: 1) национальный банковский совет. В его компетенцию входят: 2) Председателя Банка России, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать данную должность более трех сроков подряд. Председатель Банка России несет полную ответственность за деятельность Банка; 3) совет директоров. Он разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. В его компетенцию входят: 28. Государственный долг: внутренний и внешний Внешний государственный долг - это долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика. Внутренний государственный долг - это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.
29. Государственный кредит: сущность, значение и виды Гос. кредит - это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций, это часть системы гос. финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах - в форме гос. кредита. Государство может использовать заемные средства при нормальном ходе экономических процессов, например, связанных с сезонностью, несовпадением поступления налогов с периодом расходов и т.д. Однако чаще всего привлечение дополнительных ресурсов требуется при возникновении тяжелого финансового положения государства (война, спад производства и другие причины, приводящие к бюджетному дефициту). Современное государство одновременно является и должником, и кредитором, и гарантом. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Гос. кредит может быть Внутренним или Внешним. Субъектами внутреннего гос. кредита есть Гос-во или органы местного самоуправления с одной стороны и резиденты данного гос-ва, а при внешнем гос. кредите с другой стороны выступают внешние кредиторы, которые могут быть: физ. или юр. лица, правительства других гос-в, а также международные валютно-финансовые институты. Формы государственного кредита (внутренний): 1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы. 2. казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности. Кредит берется для: 1. Финансирования бюджетного дефицита.2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.3. Финансирование предприятий местных органов власти.4. Регулирования денежного обращения страны
|