Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности населения и хозяйства Японии. Факторы экономического роста Японии.






Население. По численности населения (127 млн. чел) Япония занимает 8-е место в мире. На протяжении ХХ в. процесс воспроизводства населения претерпел значительные изменения. Рождаемость снизилась с 40 ‰ в 20-е гг. до 10 ‰ в середине 90-х гг. Такая низкая рождаемость обусловле­на рядом причин, важнейшей из которых является все большее участие женщин в общественном труде, желание их сделать карьеру. Значительно сократилась смертность населения. Сегодня она одна из самых низких в мире – 7 ‰.

Япония вышла на 1-е место в мире по показателю ожида­емой продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни женщин составляла в 2007 г. 85 лет, мужчин – 78 лет. Число женщин преобладает над мужчинами (в соотношении 51 % к 49 %).

Среди причин «демографической революции» в Японии на­зывают традиции и образ жизни японцев, в том числе малое потребление ими алкогольных напитков, большие достижения в области организации здравоохранения и борьбе с такими за­болеваниями, как онкологические, инфаркт и др.

Большое влияние на естественное движение населения ока­зала и демографическая политика государства, которая прово­дится с начала 1950-х гг. – программы под лозунгом «Борьба против абортов», «Здо­ровье и счастье для будущих поколений». Одна из главных ограничительных мер демографической политики – повышение возраста вступления в брак: для муж­чин составил 28 лет, для женщин – 26 лет. В Японии довольно широко распространилась «мода» на безбрачие.

Кроме перечисленных большое влияние на снижение рож­даемости оказали и продолжают оказывать экономические факторы. Среди них главный – постоянно увеличивающиеся затраты на воспитание детей.

В Японии наблюдается характерный для всех развитых стран процесс старе­ния нации. Если в 1950 г. доля старшей возрастной группы (бо­лее 65 лет) составляла 5 %, то в 2007 г. она возросла до 20 %, а в 2025 г., по прогнозам, превысит 27 %. В стране насчитывается 4 тыс. человек, отметивших свой 100-летний юбилей. Доля лиц до 14 лет – 13, 8 %, 15-64 года – 65, 2 %.

Япония – однонациональная страна: японцы составляют 99 % ее населения. По расовому облику японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монго­лоидной расы. Среди национальных меньшинств наиболее многочисленны корейцы. Примерно 1 млн. – обособленные в этническом отношении жители острова Рюкю. На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, в округе Хидака и в ряде других округов, проживает более 20 тыс. айнов.

Экономически активное население насчитывает более 60 млн. человек. Около 40 % занятых составляют женщины.

Средняя плотность населения – 342, 5 человека на км2. Без учета микрогосударств это один из самых высоких показа­телей в мире (он превышает аналогичный показатель для США в 13–14 раз). Однако в действительности почти все насе­ление страны сосредоточено на территории, составляющей 15 % общей площади страны. Следовательно, реальная плот­ность населения здесь – 2300 человек на км2.

За сравнительно короткий период времени уро­вень урбанизации увеличился вдвое. В 2007 г. в городах Японии проживало 81, 7 % населения. В соответствии с законом 1953 г. к городам в Японии относятся населенные пункты с числом жителей более 50 тыс. В стране насчитывается 650 городов, из них с населе­нием свыше 100 тыс. жителей – примерно 200, а городских аг­ломераций – «миллионеров» – 12.

На территории страны сформировалось несколько крупнейших агломераций. Наиболее мощная из них – Кэйхин, включающая города Токио (8 млн. чел), Иокогама(3, 3 млн.), Кавасаки (1, 2 млн.). Общая численность населения в агломерации пре­вышает 30 млн. человек.

Вторая по величине агломерация Хансинсложилась вокруг городов Осака (2, 5 млн. чел), Кобе (1, 4 млн.) и Киото (1, 4 млн.); общая численность население превышает 16 млн. человек.

Третья по величине агломерация Тюкёохватывает город Нагоя (2, 1 млн. чел) со спутниками; общая численность населения – более 10 млн. человек.

Три перечисленные агломерации образуют один из крупнейших мировых мегалополисов – Токайдо, общая численность городского населения которого превышает 70 млн. человек (56 % населения Японии).

На севере острова Кюсю сформировалась еще одна круп­ная городская агломерация – Китакюсю-Фукуока с населени­ем более 3 млн. человек.

Хозяйство. В 50 – 70-е гг. ХХ в. экономический рост достигался главным образом за счет использования экстенсивных факторов. Развивались сырьевые, материало- и трудоемкие отрасли (черная и цветная металлургия, нефтепереработка и нефтехимия), а также экспортно ориентированные отрасли машиностроения (судостроение, автомобильная, электротехническая промышленность). Темпы роста японской экономики в этот период достигали 10 – 16 % в год, этот процесс получил название «японского экономического чуда».

Важнейшими факторами, способствовавшими быстрому экономическому росту, были следующие:

1) наличие достаточно квалифицированной, сравнительно дешевой и дисциплинированной рабочей силы;

2) низкие цены на сырье и топливо на мировом рынке;

3) активное использование иностранных научно-технических достижений (покупка лицензий);

4) отсутствие расходов на военные нужды;

5) сдерживание внутреннего потребления и преимущественное использование финансовых и материальных ресурсов на развитие экономики;

6) активное участие государства в регулировании экономического развития.

В результате стремительного экономического роста Япония превратилась в одну из ведущих индустриально развитых стран мира.

В 2007 г. для экономикиЯпонии была характерна следую­щая структура: сельское хозяйство – 1, 5 % ВВП, промышлен­ность – 25, 2 %, сфера услуг – 73, 3 %.

Промышленность. Промышленность Японии условно можно разделить на две группы отраслей:

- материалоемкие производства: выплавка стали, нефтехи­мия, автомобилестроение, судостроение. Значение этих отрас­лей со временем падает. К началу 1980-х гг. в судостроении бы­ло демонтировано или законсервировано 40 % мощностей, в алюминиевой промышленности – 45 %, в производстве синте­тического волокна – 20 %;

- наукоемкие отрасли: производство роботов (50 % мирово­го объема), ЭВМ, полупроводников (40 % мирового производ­ства), бытовой радиоэлектроники.

Страна занимает 1-е место в мире по производству металло­режущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции, 2-е – по выпуску судов.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пре­делах Тихоокеанского промышленного пояса. Целая цепь промыш­ленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окра­инных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь и древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил возрастание масштабов потребления импортной нефти и коксующегося уг­ля и снижение доли национальных источников энергетики. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой: на 80 % находится в зависимости от им­порта нефти.

Годовое производство электроэнергии превышает 1 трлн. кВт·ч, 3-е место в мире после США и КНР. Ныне ТЭС вырабатывают 60 % всей электроэнергии. В 2005 г. в стране действовало 52 реактора (3-е место в мире после США и Франции), а до­ля АЭС в производстве электроэнергии составляла 30 %. Что же касается ГЭС, то их доля снизилась до 9 %. На электро­станциях, работающих на альтернативных источниках энер­гии, производится 0, 3 % электроэнергии. Уже в 1970-х гг. здесь была построена первая геотер­мальная электростанция, сейчас их около 20.

В Японии нет крупных ГЭС. Все гидро­станции – небольшие и расположены главным образом в цент­ральных горных районах острова Хонсю. Общее число их до­стигает 600. Крупнейшие ТЭС Японии располагаются на побережье Тихого океа­на и внутреннего Японского моря, вблизи от Токио, Нагой и Осаки (Касима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи). Атомная энергетика Японии целиком ориентируется на импортное ура­новое сырье. Практически все АЭС Японии расположены на мор­ском побережье (Фукусима, Хитати и др.).

Черная металлургия – одна из старых отраслей. По объему выплавки стали (в 2007 г. 116 млн. т) Япония, обо­гнав США, вышла на 2-е место (по­сле КНР). В настоящее время Япония обеспечивает 14 –15 % всего ми­рового производства стали. Выплавка стали производится только самыми прогрес­сивными способами – кислородно-конверторным (70 %) и электросталеплавильным (30 %). Япония бы­ла и остается крупнейшим в мире экспортером стали и прока­та (20 – 30 млн. т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира.

Для японской черной металлургии характерна очень высо­кая производственная концентрация. В Японии преобладают металлургические комбинаты полного цикла. Самый крупный металлурги­ческий комбинат находится в Фукуяме (16 млн. т стали в год). Еще одна важная черта черной металлургии – высокий уро­вень ее территориальной концентрации – крупные металлургиче­ские районы на морском побережье, что обеспечивает удобство подвоза импортного сырья и топли­ва: Иокогама, Токио, Осака, Кобе, Кавасаки. Некоторые из металлургических комбинатов Японии пост­роены не просто на морском побережье, а на специально на­мытых для этой цели площадках – «Фукуяма» на внутреннем Японском море. Сохраняет свое значение и самый старый металлургический район на острове Кюсю (Китакюсю). Вне промышленного пояса размещен ком­бинат «Муроран» на Хоккайдо.

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортную железную руду и коксу­ющийся уголь. Ежегодно страна импортирует более 64 млн. т коксующегося угля из Австралии, Канады, США, Индии. Импорт железной руды составляет почти 130 млн. т из Австралии, Бразилии, Индии, Чили, Пе­ру, Южной Африки.

Машиностроение образует сердцевину японской промыш­ленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обра­батывающей промышленности (37 %) занимает 3-е, а по доле его в экспорте (75 %) – 1-е место в мире. Выделяются как традиционные отрасли международной специализации Японии – автомобиле­строение, судостроение, станкостроение, так и новые наукоемкие – робототехника, быто­вая электроника и оптика, производство часов. Крупнейшим центром этих наиболее сложных производств является Токийский район.

В настоящее время основным направлением в японской электронике является производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнито­фонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, сис­тем автоматического управления, медицинского оборудования.

Наиболее важные центры судостроения страны – крупные пор­товые города Иокогама, Кобе, Нагасаки.

Ныне страна занимает 2-е место на мировом автомобиль­ном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомо­билей составляет около 21 %, при этом экспортируется 46 % про­изведенных автомобилей. Япония специализируется на выпуске экономичных малогабарит­ных моделей автомобилей. Под воздействием стро­гих природоохранных законов техника и технология производ­ства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили.

Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойо­та» (9 % мирового производ­ства автомобилей) далее следуют компании «Хонда» (5, 4 %), «Ниссан» (5, 2 %), затем «Мицубиси» (3, 5 %), «Мазда». Крупнейшими центрами автомоби­лестроения являются Тойота (район Нагоя), Хиросима, Токио и его города-спутники.

По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям ведущих капиталистических стран, од­нако является важной составной частью военно-экономическо­го потенциала страны. Практически все заводы расположены в районах городов Токио, Нагоя, Осака.

Высокую репутацию Японии завоевала продукция оптиче­ской индустрии(микроскопы, оптические приборы для аэро­фотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отли­чающаяся высоким качеством.

Химическая промышленность. Некоторые химические произ­водства, например лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др., существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства. В настоящее время по производству многих видов химических товаров Япония стоит на 3-м месте после США и ФРГ.

Номенклатура производимых в Японии химических това­ров разнообразна. Так, напри­мер, по производству синтетических смол и пластмасс (15 млн. т), синтетического каучука (1, 5 млн. т) в конце XX в. Япония вышла на 2-е место в мире (после США), по производ­ству химических волокон (1, 8 млн. т) заняла 5-е место в мире после США, Китая, Тайваня, Республики Кореи.

Крупными центрами химической промышленности являются города Центральной и Южной Японии: Йоккаити, Убе, Токуяма, Нобеока.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – из­готовлению эффективных лекарственных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, а также производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары – важная статья японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, ме­дикаменты, косметические изделия и многие другие товары.

Легкая промышленность. Основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах и в большинстве своем претерпе­вают в настоящее время техническую реконструкцию.

Две главные отрасли текстильной промышленности – хлоп­чатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). По темпам развития текстильной индустрии Япония из го­да в год опережала страны Западной Европы и США. Особен­но интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.

Производство химического волокна осуществляется пре­имущественно на юго-западе Японии – в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов построено на острове Кю­сю. Синтетическое волокно вывозится в основном в развиваю­щиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экс­порту целлюлозного волокна Япония давно заняла 1-е место, опередив США.

Керамическое производствовсегда занимало важное место в экономике Японии. Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина. Самый известный центр ке­рамического производства находится в Сэто. В настоящее время до 3/4 производимых товаров экспор­тируется в различные страны мира. Вывозятся бытовая посуда, лабораторная, химическая и электротехническая керамика, сантехника, кустарно-художественные изделия, игрушки.

Сельское хозяйство остается важной отраслью в экономике Японии, хотя ее доля в ВВП сокращается (1, 5 % в 2007 г.). В сельском хозяйстве страны занято 5 млн. человек. Преобладает мелкое кресть­янское землепользование (порой участок имеет площадь меньше 0, 5 га). В этих условиях возможно осуществлять толь­ко малую механизацию.

За счет собственного производства обеспечивается 90 % потребностей в рисе, на 65 – 90 % – в картофеле, овощах, мо­лочных продуктах, рыбе и морепродуктах. Серьезной проблемой сельского хозяйства страны является обеспеченность трудовыми ресурсами. Уже в 2000 г. на япон­ских полях и фермах почти половина занятых была в возрасте 65 лет и старше.

Обрабатываемая площадь страны составляет 14 % земельной площади, в ряде районов снимается по 2, а на юге и по 3 уро­жая в год.

В растениеводстве главную роль играют зерновые. Под зер­новыми занято свыше 1/2 посевной площади, под овощами – чуть больше 1/4, остальная площадь отводится под кормовые травы, технические культуры и тутовые.

Господствующее положение в земледелии занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов таких зерно­вых культур, как пшеница, ячмень, что вызвано низкой рента­бельностью и конкуренцией со стороны импортного зерна. Большое значение имеет овощеводство, которое стало весь­ма доходной отраслью для пригородных хозяйств. Увеличиваются урожаи сахарной свеклы на Хоккайдо и са­харного тростника на юге страны. Возрастают посадки чая. Сбор чайного листа в Японии теперь превышает 100 тыс. т в год. Выращиваются цитрусовые, яблоки, груши, сливы, перси­ки, хурма, виноград, каштаны, грецкие орехи, арбузы, дыни, в теплицах культивируются ананасы. На Хонсю выращивают клубнику, под которой заняты большие площади.

Животноводство стало ак­тивно развиваться. Поголовье крупного рогатого скота достигает 5, 5 млн. голов, из них почти половину составляли молочные коровы. В южных районах страны получило развитие свиноводство. В пригородных хозяйствах важное место занимает птицеводство. Животно­водство Японии характеризуется высокой продуктивностью. Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где созданы специальные фермы и кооперативные хозяйства. Почти 1/4 всего молочного стада Японии сосредо­точена здесь. Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на импортных кормах, особенно много ввозится кукурузы. Местные кормовые травы, сбор которых невелик, счи­таются малопродуктивными.

Большую роль в обеспечении населения продовольствием играет рыболовство. По потреблению рыбы на душу населения (60 – 70 кг в год, по сравнению с 17 – 18 кг в среднем для мира) Япония по-прежнему опережает все другие страны, хотя рыба и мясо потребляются теперь в одинаковых количествах.

В водах теплого тече­ния Куросио ловятся тунец, макрель, сардина, в водах холодно­го течения Ойясио на северном фланге – преимущественно сельдь, треска.

Прибрежная зона служит также главным районом марикультуры. Здесь разводят устриц, креветок, лангустов, камчат­ского краба. Большое распространение получили также под­водные плантации, на которых выращивают собираемые затем водоросли. Морская капуста используется в пищу и для полу­чения йода.

Южное побережье Хонсю славится также своим жемчуж­ным промыслом. Ежегодно здесь добывают 500 млн. жемчуж­ных раковин, причем на ловле их издавна специализируется этническая группа ама.

В 2006 г. здесь искусственно выращивали 32 вида рыб, 15 ви­дов ракообразных, 21 вид моллюсков. Во много раз выросло разведение красного морского леща, японской камбалы, голу­бого краба.

Японии принадлежит 1-е место в мире по технологии аква-культуры. Здесь развиты самые разнообразные виды аквакультуры, созданы искусствен­ные нерестилища, рыбные «пастбища».

Транспорт. В Японии хорошо развиты все виды транспорта, за исключени­ем внутреннего водного и трубопроводного. В грузоперевозках по стране ведущую роль играет кабо­тажный флот, затем идут автомобильный и железнодорожныйтранспорт.

Основным видом сухопутного транспорта является автомобильный (52 % грузовых и 60 % пассажирских перево­зок). Протяженность автодорог – 1, 2 млн. км, уступает только США, Бразилии и Индии, превос­ходя Китай, Канаду, Россию. Показатель плотности автодорожной сети – 3 км на 1 км2 (одно из первых мест в мире). Автомо­бильный парк страны превышает 70 млн. автомобилей (2-е мес­то в мире, после США), при этом на легковые автомобили при­ходится почти 70 %, на грузовые – 29 %, автобусы – 1 %.

Японские железные дороги, протяженность которых30 тыс. км, имеют очень высокий техниче­ский уровень. Широкое распространение получили монорель­совые дороги, дороги на магнитной подвеске. Япония наряду с Францией занимает лидирующие позиции в мире по разви­тию скоростных железных дорог (200 – 250 км/ч). На железных дорогах Японии насчитывает­ся 3, 5 тыс. тоннелей.

Япония обладает крупнейшим в мире и самым технически совершенным морским торговым флотом. По числу судов (10 тыс.) он превосходит флот любой страны мира. Общий тоннаж морских судов составляет 19 млн. т (4 % мирового тоннажа), формально уступая только флотам Либерии и Панамы. Всего в стране на­считывается более 1000 портов, 19 из них имеют международ­ное значение: Токио, Иокогама, Кавасаки и Тибо.

Конфигурация транспортной сети Японии относительно проста. Вдоль северного и южного побережья Хонсю проходят магистральные железные дороги, образующие ее костяк. Более короткие поперечные железные дороги пересекают централь­ную гористую часть острова, связывая береговые магистрали. Особое значение для Японии имеет скоростная железнодорож­ная магистраль «Синкансен» («Новая линия»), проходящая вдоль южного побережья Хонсю и имеющая протяженность около 1100 км.

Автомобильные дороги обычно проходят параллельно же­лезным дорогам, образуя так называемые полимагистрали. Острова соединены друг с другом мостами и транспорт­ными тоннелями.

По уровню развития воздушного транспорта Япония нахо­дится на одном из первых мест в мире. На его долю приходит­ся до 80 % международных пассажирских перевозок, а также перевозок срочных грузов. Крупнейшие международные аэро­порты расположены в Токио и Осака.

Внешнеэкономические связи. Доля Японии в мировом импорте – около 4, 3 %. В 2007 г. об­щий объем импорта составил 571, 1 млрд. дол. В импорте Японии ведущее место продолжают занимать минеральное топливо и сырье, в первую очередь нефть.

Доля Японии в мировом экспорте несколько превышает 4, 7 %. В 2007 г. по общим размерам экспорта (665, 7 млрд. дол.) Япония заняла 4-е место в мире (после ФРГ, КНР и США). Главной статьей японского экспорта являются автомобили – 16 %, металлы, химикаты, текстильные то­вары.

Значительно расширились торговые связи с Республикой Кореей и Тайва­нем, которые стали крупными покупателями разнообразных японских товаров, а также с «нефтяными» странами Персид­ского залива.

В японском импорте 1-е место занимают страны Юго-Вос­точной Азии (28 %), в особенности страны – члены АСЕАН. Из стран этого региона Япония ввозит нефть, древесину, сжи­женный природный газ, руды черных и цветных металлов, раз­нообразную продукцию тропического земледелия.

Заметное место в импорте Японии принадлежит США (12, 7 %), в особенности районам Тихоокеанского побережья, откуда поступают как готовые изделия, так и каменный уголь, хлопок, пшеница, древесина, фосфориты, фармацевтические товары, компьютеры. Довольно велика также доля стран зару­бежной Европы (около 14 %). Возрастает и доля Австралии (4, 7 %). На эту страну ныне приходится около 1/2 всего япон­ского импорта каменного угля и железной руды, значительная часть импорта шерсти. В последнее время заметно вырос японский импорт из Китая (21 %), включающий текстильные товары, минеральное топливо и сырье, продукты питания. В импорте Японии из России 1-е место принадлежит древеси­не, 2-е – каменному углю и 3-е – рыбе и другим продуктам морского промысла.

В борьбе за новые рынки Японии удалось завоевать значи­тельные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Южной Америки, Африки.

Еще одной формой внешнеэкономических связей Японии, которая приобрела наибольшее значение, стал экспорт капита­ла. Эта новая функция имеет прямую связь с ростом золотова­лютных резервов Японии (около 200 млрд. долл.), обеспечивающих ей мировое первен­ство по этому показателю, с концентрацией крупнейших бан­ков мира. Ежегодный вывоз капитала составляет 20 – 30 млрд. долл.

Прямые зарубежные инвестиции Японии превысили 600 млрд. дол. Характер вложений Японии в экономику разви­тых и развивающихся стран различен. Например, почти 1/2 всех японских инвестиций в хозяйство стран Западной Европы приходится на финансово-банковскую сферу и страхование, 1/4 – на обрабатывающую промышленность. В развивающихся странах Япония в основном вкладывает капиталы в добычу топлива и сырья.

Значительное место во внешнеэкономических связях Японии занимает торговля услугами. По их экспорту страна находится на 5-м месте в мире, по импорту – на 3-м. в структуре оказываемых услуг доминируют транспортные, банковские услуги.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал