Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Туризм как социально-экономическая система. Функции туризма.
Системный подход к характеристике сущности туризма в экономической науке сформировался во второй половине XX в. в результате последовательной эволюции от первоначального доминирования в исследованиях чисто экономической проблематики к признанию равноправия общественного, экономического и экологического аспектов его функционирования. Туризм как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, имеет собственную структуру (субсистемы, элементы) с многообразием внутренних связей, ас другой стороны, является составной частью трех взаимосвязанных суперсистем (общество, экономика, природная среда). Туризм как социально-экономическая система – есть совокупность отношений, связей и явлений возник во время перемещения и пребыв людей в местах, отличных от их места жительства и не связанных с их профессиональной деятельностью. В основе системы туризма, по мнению швейцарского ученого К. Каспара, лежат две внутренние субсистемы: - субъект туризма – турист, т.е. потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения; - объект туризма, включающий в себя в качестве основных элементов туристский регион и туристскую индустрию. Таким образом, под субъектом туризма, понимается турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путемполучения специфических туристских услуг. Последние предоставляются ему в определенном месте или регионе, являющемся целью его путешествия. Известно несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: Как определить территорию, которую турист выбирает вкачестве цели путешествия? Какой размер территории воспринимается различными сегментами потребителей как цель путешествия? Каким требованиям должна отвечать территория, чтобы называться туристским регионам? В качестве туристского региона могут рассматриваться как отдельная гостиница, так и город, местность, район, область, страна или даже группа стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия. То, каким туристский регион представляется туристу, зависит от его потребностей восприятия. Для туриста, являющегося любителем игры в гольф, туристским регионом скорее всего будет спортивный центр с соответствующими сооружениями. Для ученого, который заинтересован лишь в участии в научной конференции, туристским регионом станет гостиница, в которой будет проходить конференция. В восприятии участника конференции, которого одновременно интересуют история и культура города, в котором проводится данное мероприятие, туристским регионом является весь город. Следует иметь в виду и следующее обстоятельство: чем на большее расстояние от места постоянного жительства туриста удалено место посещения, являющееся целью путешествия, тем шире могут рассматриваться им границы туристского региона (например, для американского туриста, который в предельно короткий срок желает посмотреть всю Европу, туристским регионом может стать весь европейский континент). Достаточно распространенным является разработанное ВТО туристское районирование, в соответствии с которым в мире выделяется шесть крупных макрорегионов: Европа, Америка, Восточная Азия и Океания, Южная Азия, Африка, Ближний Восток. Каждый из макрорегионов, в свою очередь, подразделяется на мезорегионы. Так, европейский макрорегион представлен следующими мезорегионами: Центральная и Восточная Европа (в том числе страны СНГ, государства Балтии), Северная, Южная Европа (включая страны бывшей Югославии), Западная Европа и Восточное Средиземноморье (Турция, Кипр, Израиль). Приведенная классификация свидетельствует о том, что выделение туристских регионов может в значительной степени отличаться от принятых схем географического районирования Следует учитывать, что не любая территория может быть отнесена к туристскому региону (региону туристской дестинации). Чтобы называться таковым, она должна отвечает следующим основным требованиям: 1. содержать объекты туристского интереса (памятники истории культуры, музеи, особую флору и фауну и т.д.). Дестинация (место назначения) привлекает туристов, так как обладает такими характерными особенностями, которых нет в местах их постоянного проживания. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями, так как чем интересней территория с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, тем выше ее рейтинг среди дестинаций и, соответственно тем больше она посещается туристами; 2. иметь возможность для предоставления услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов (причем обязательно такого качества, которое ожидает клиент). К ним в первую очередь относятся доставка (транспорт) до дестинации и обратно, обеспечение условий проживания, питания, организации досуга с соответствующим уровнем обслуживания; 3. обеспечивать эффективное функционирование информационных систем (прежде всего компьютерного резервирования и бронирования), которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке. Таким образом, туристский регион (дестинация) – это территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов. Типология туристских регионов, по мнению российского ученого М.А. Морозова, может быть представлена следующим образом: 1. крупные столичные города, которые привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурно-исторические и деловые центры; 2. туристские центры – это территории, имеющие высокую концентрацию туристских предприятий, хорошо развитую транспортную сеть, а также являющиеся привлекательными для туристов с культурной, исторической, рекреационной и научной точек зрения; 3. центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов (например, специально построенные деревни викингов в Дании или музеи деревянного зодчества под открытым небом в Архангельске); 4. центры, специально построенные для туристов (например, тематические парки «Диснейленд», «Порт Авентура» и т.д.). Вся инфраструктура таких центров направлена исключительно на удовлетворение всевозможных потребностей и интересов туристов. Направляясь к цели своего путешествия (региону туристской дестинации), туристы на некоторое время (как правило, на несколько часов) могут остановиться в так называемом транзитном регионе (прежде всего в месте пересадки с одного транспортного средства на другое). Его главная функция – предоставить туристам услуги предприятий питания. Однако туристы могут задерживаться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми располагает и они представляют определенный интерес для туристов. Услуги туристам в том или ином регионе предоставляет туристская индустрия – совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материальной базы туризма. Туристская индустрия является важным элементом субсистемы «объект туризма». Одни из предприятий туристской индустрии предлагают потребителям исключительно туристские услуги, для других же туризм – только одно из направлений их коммерческой деятельности. Формирование, продвижение и реализация комплекса туристских услуг, объединенных общим целевым назначением, обеспечивается туристскими предприятиями (туроператорами и турагентами), деятельность которых служит исключительно туризму и составляет основу его существования. Туристские предприятия в процессе своего функционирования взаимодействуют с производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными организациями, предприятиями питания и т.д.), для которых в большинстве случаев обслуживание туристов является одним из направлений их коммерческой деятельности. Предоставлением услуг туристам занимаются также предприятия, обслуживающие все население туристского региона, хотя они удовлетворяют одновременно и потребности туристов (прежде всего это относится к предприятиям торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания, культурно-просветительским учреждениям и т.д.). В состав туристской индустрии входят также государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия (инфраструктуру, информацию, безопасность, доступность и сохранение туристских объектов, формирование туристской привлекательности и имиджа региона и т.д.) эффективного функционирования системы туризма. Таким образом, туризм необходимо рассматривать в качестве самостоятельной социально-экономической системы, которая одновременно интегрирована в суперсистемы «общество», «экономика», «природная среда». Такой подход позволяет с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой определить характер взаимодействия с внешней средой. Функции туризма. Манильская декларация по мировому туризму гласит: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и ихмеждународные отношения». Тем самым подчеркнуто все большее «вторжение» туризма в различные сферы жизни общества. Туризму свойственен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера. Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы: - основные; - специфические; - дополнительные. Основные потребности туристов – это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры и т.д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения. Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки – потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании. Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Именно через потребителя туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения. Таким образом, туризм развивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в государственный и местный бюджеты, оказывает стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли, осуществляющие вспомогательные и сопутствующие по отношению к туризму виды деятельности (рисунок 18).
Рисунок 18 – Доля доходов, получаемых от туризма в различных отраслях экономики Следовательно, можно говорить о прямом и косвенном влиянии туризма на экономику страны (региона). Прямое влияние туризма – результат расходов туристов на покупку услуг и товаров туризма. При этом туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов производимых посетителем или от его имени в ходе поездки и во время пребывания в месте назначения. К статьям туристских расходов в соответствии с рекомендациями ВТО относятся: 1. комплексные поездки, пакет услуг на отдых и комплексные туры; 2. размещение; 3. питание и напитки; 4. транспорт; 5. рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности; 6. посещение магазинов; 7. прочее (страхование путешествий, комиссионные сборы за обмен валюты и дорожных чеков, расходы по связи и т.п.). Прямое влияние туризма понимается как результат вклада денег, полученных от туристов, в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма, создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход страны (региона), обеспечивают пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии. Косвенное влияние туризма на экономику известно под названием эффекта мультипликации, который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране, (регионе). Расходы туристов повышают доход туристского региона, что, в свою очередь, ведет к цепной реакции: расход – доход – расход и т.д. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, нуждаются в покупке товаров и услуг других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строительных и коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей продовольственных товаров и др. Чем большая доля полученных от обслуживания туристов доходов затрачивается в стране (регионе), тем выше эффект мультипликатора. Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет совокупное воздействие туризма на экономику страны (региона). Оно проявляется через воздействие туризма на платежный баланс, занятость населения и региональное развитие. Влияние туризма на платежный баланс выражается в виде Туризм оказывает существенное влияние на занятость населения. По экспертным оценкам, число рабочих мест в туристской индустрии составляет более 200 млн. человек, или 8 % от общих показателей занятости в мире. В туристской индустрии стран Европейского союза занято 65 % всего работающего населения. По прогнозам к концу 2010 г. возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2, 2 до 2, 3 млн. человек, а ежегодное увеличение числа рабочих мест в туристской индустрии составит от 1 % до 5 %. Большую часть трудовых ресурсов в туризме поглощают гостиничное и ресторанное хозяйство, транспортные предприятия, туроператоры и турагенты. Кроме того, помимо собственно туристской деятельности по обслуживанию посетителей значительного объема труда требуют предприятия сопряженных с туризмом отраслей экономики: торговли, строительства, связи и т.д. Поэтому реальная оценка занятости в туризме затруднена в силу разнообразных связей между ним и другими секторами экономики, а также из-за специфического характера труда в туризме. Основные особенности характера труда и структуры занятости в туризме заключаются в следующем: 1. неполная занятость; 2. сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; 3. значительный удельный вес неквалифицированных работников (около 80 %). Указанные особенности имеют как негативные, так и позитивные последствия. С одной стороны, они являются причине непопулярности рабочих мест в туризме (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйстве) среди населения высокоразвитых стран и вызывают необходимость привлечения иностранной рабочей силы, что, в свою очередь, нередко обостряет социальные и демографические противоречия. С другой стороны, сезонность и неполная занятость являются в ряде случаев положительными факторами, позволяющими включить в сферу труда и обеспечить дополнительными источниками дохода отдельные категории населения (например, студентов). Туризм несет в себе глубокую социальную функцию. Дело в том, что научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности. «Социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей человека – восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил», – отмечается в Манильской декларации по мировому туризму. fi Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту, предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Гуманитарная функция заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных. Разнообразие тематики экскурсий и туров – деловые, конгрессные, познавательные, обучающие (языковые), экологические, приключенческие и др. – позволяет человеку реализовать свои запросы в сфере туризма. Туризм способствует удовлетворению коммуникативной потребности человека – потребности в общении и обмене информацией. Увеличивается число туристских поездок с целью посещения друзей и родственников, установления гуманитарных и деловых контактов. Туризм играет важную роль в развитии мирных и дружественных отношений между народами, расширении межнациональных контактов. Существенное место туризм занимает также в воспитании подрастающего поколения: расширении объема его знаний и интересов, формировании эстетических вкусов, отношении к обществу и окружающей среде. Социально-гуманитарный характер туризма особо подчеркивается в Глобальном кодексе этики туризма. Этот документ носит рекомендательный характер и адресован не только специалистам по туризму, но и государственным структурам, представителям средств массовой информации, а также непосредственно самим туристам.
|