Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральный






Историко-этнографический регион Центральная Беларусь размещен в центре территории республики между другими регионами. Центральный регион Белоруссии расположен на территории " великого водораздела", откуда берут свое начало реки, текущие в разных направлениях - в Балтийское и Черное моря. С географической точки зрения здесь располагается граница между балтийским и черноморским ареалами.

В этногенетическом плане территория Центральной Белоруссии была зоной взаимодействия между славянским и балтским этнолингвистическими компонентами. Население Центральной Беларуси складывалось на славянской основе (потомки кривичей и дриговичей) с участием отдельных групп поляков, русских, евреев, татаров и др.

Центральная Белоруссия на протяжении веков была наиболее развитым экономически регионом. Культура Центральной Белоруссии отличалась, в целом, большей исторической динамичностью, сравнительно интенсивным процессом замены старых хозяйственных и культурных моделей на новые. В силу этого здесь одновременно сосуществовали более разнообразные, чем в других регионах, типы народной сельскохозяйственной техники, поселений и усадеб, жилища и одежды, календарных и семейных обрядов.

В целом, центральный регион Белоруссии и этнографическом, и в языковом отношениях отличается обилием разнообразных переходных форм. Этнокультурный комплекс Центральной Беларуси сконцентрировал в себе многочисленные черты и элементы, характерные почти для всех регионов Беларуси. Тут сходятся также ареалы этнографических примет, свойственных как беларусам, так и соседним народам (различные варианты хозяйственных построений и др.). Лингвистическая карта выделяет местные речи в особую группу среднебелорусской речи, которая является переходным, междиалектным образованием.

Для центральной части Белоруссии характерен высокий уровень развития земледелия. Особенно богатый сельскохозяйственный опыт был накоплен населением Слуцко-Несвижской равнины. Этот регион в ХIХ в. считался житницей Белоруссии. Для этого субрегиона характерна высокая плотность поселений. Центральная Белоруссия специализировалась на выращивании ржи, пшеницы, картофеля, льна. Развиты были также лесные и отхожие промыслы. В наиболее развитых в агрономическом отношении субрегионах Центральной Белоруссии рано стали практиковать многопольные севообороты и травосеяние. В Минской губернии на основе картофеля производили значительное количество спирта (в середине ХIХ в. первое место в России), развито было также производство сахара из сахарной свеклы.

В социально-экономическом отношении на территории Центрального региона в период позднего феодализма господствовала фольварочно-барщинная система. Здесь располагались крупные магнатские латифундии. Численность частновладельческих крестьян была существенно выше численности государственных крестьян.

Характер сельских поселений Центрального региона существенно меняется с севера на юг от сравнительно небольших деревень до крупных многодворных сел. На крупные поселения южной части региона большое влияние оказала волочная реформа ХVI в., способствовавшая формированию правильной планировки уличного типа.

Как и в ряде других аспектов культуры в отношении усадьбы и жилища Центральный регион совмещает несколько разнообразных типов застройки. Здесь известны веночный тип двора, Г-образный, П-образный и двор с несвязанными постройками. Но наиболее характерной для Центральной Беларуси была уличная (линейная) застройка поселений: однорядная или двухрядная, с наличием развитого общественно-культурного центра округа, волости, уезда. Крестьянское жилище по большей части представляло собой двух- или трехкамерную постройку типа хата+сени или хата+сени+клеть.

Народная одежда Центральной Беларуси до конца IX века сохраняла ряд традіціооных черт. Верхнюю одежду – свиту с откидным, ранее стоячим воротом, немного зауженую в талии, - шили с серого или черного сукна, на боках, ворота, отвороты руковов украшали цветными (голубыми, синими) шнурками. Для женского комплекса наиболее типичными были декорированна сорочка, суконный андарак (или льняная юбка), фартук, безрукавка, на голове – чепец-“каптур”, часто с ушками, платок, повойник, на шее – несколько рядов цветов. Особенным разнообразием и богатством узорных украшений выделялись копыльско-клецкий строй и пуховичский строй. Для народной одежды Случчины свойственны неяркие юбки, узорный рисунок, который слагали плавные цветные переходы горизонтальных полос. Спокойная тональность характерна и для андараков, тканный (полосатый или клетчатый) узор которых основанн на приглушенном контрасте черного и белого цветов.

Местная керамика по своей технологии и мастерских качествах выделялась разнообразием и сочетала в себе черты, свойственные соседним регионам. В одних и тех же гончарных центрах были известны несколько способов обработки глины и изделия посуды. Формовочную массу готовили обычно из глины одного сорта, временами – с добавкой хряща, и обрабатывали на ножном гончарном кругу с подвижной осью. Изделия расписывались скромным узором в виде хвойных веток, стилизованных цветков, поясков, волнистых линий (ивенецкая керамика, раковская керамика).

Главный памятник на площади экспозиционного села - Покровская церковь XVIII ст. из д. Логновичи Клецкого района. Вокруг церкви - забор с воротами и калиткой.

Рядом с церковью - памятник деревянной архитектуры первой половины ХХ в. - школа из д. Калодчина Вилейского района. Это типичный пример крестьянской школы начала ХХ века. Далее хозяйственное построение - общественный амбар из д. Колочина Глусского района. С обратной строны от церкви, за жердковым забором села, при дороге стоит еще один памятник - трактир из д. Хвоева Несвижского района. В будущем на площади села будет восстановлено здание городского управления.

По обеим сторонам улицы экспозиционного села, за заборами разного типа размещены усадьбы. В состав первой из них входит дом из д. Исерна Слуцкого района, хлев из д. Солан Стародорожского района и гумно из д. Лучники Слуцкого района. Это тип однорядной (линейной) застройки.

В следующей усадьбе дом и хлев, перевезенный из д. Огородники Слуцкого района.

Далее дом из д. Садовичи Копыльского района - погонный двор, который представляет собой пример линейной (погонной) застройки на окончательном этапе своего развития: многочисленные жилые и хозяйственные помещения размещенны в одну шеренгу под общей двускатной кровлей.

По другую сторону улицы усадьбы из д. Забродье Столбцовского района - пример двухрядной линейной застройки: дом, хлев, огромное гумно, напротив дома - клеть, рядом с ей предполагается воссоздание маслобойни.

В конце села - кузница из д. Клачкова Молодеченского района, а далее, на пригорке, около леса - ветряная мельница из д. Даматканавичи Клецкого района.

Из уникальных памятников сектора “Центральная Беларусь” в стадии реставрации находится часовня из д. Каралеўцы Вилейского района.

В памятниках восстановлены традиционные интерьеры, созданы разнообразные выставки из экспонатов фондовых коллекций музея.

Северо-Западный (Понеманье)

Северо-Западный регион Белоруссии локализуется в бассейне р. Неман. Границей между Северо-Западным и Центральным регионами служит крупный лесной массив - Налибокская пуща. В складывании этнокультурного облика Понеманья участвовали славянский и балтский компоненты. Население складывалось на славянской основе с участием ассимилированных литовцев, прусов, татар и др. В период средневековья Северо-Западный регион стал первоначальным центром формирования Русско-Литовского государства. С ХV в. по отношению к этому региону встречается название Черная Русь. Историк М.К. Любавский считал Черную Русь славянским этническим компонентом в Литовской земле. В письменной традиции и устной речи местное белорусское население долго называли " литвинами", а само Понеманье - Литвой.

В ХV - ХVIII вв. в Понеманье проводилась активная политика окатоличивания и полонизации белорусского населения. В 1795 г. в результате раздела Польши белорусское Понеманье вошло в состав России. В ХIХ в. местные жители, исповедовавшие католичество, как правило, называли себя поляками, но при этом наиболее распространенным оставался белорусский язык. Белорусский язык Северо-Западного региона имеет свои диалектные особенности.

Основным занятием крестьян Понеманья было земледелие. Выгодное географическое положение региона на пересечении торговых путей (Украина - Прибалтика, Россия - Польша) способствовали рыночной ориентации местного земледелия. Значительное количество зерновых шло на экспорт. Большое развитие в крае получила ярмарочная торговля.

Из животноводческих отраслей сельского хозяйства особенно интенсивно развивалось овцеводство. Причем овцеводство носило не только крестьянский характер, овец содержали и во многих помещичьих хозяйствах. На базе местного овцеводства получила развитие суконно-шерстяная промышленность. В структуре питания сельского населения баранина занимала более важное место, чем говядина.

В качестве подсобных занятий большую роль играла охота. Лесные угодья Понеманья были богаты дичью.

Характер сельского расселения Понеманья отражал сложную этнокультурную и социальную историю края. Здесь бытовали небольшие деревни крестьян без четкой планировки, так называемые " уставные" села, околицы, выселки, фольварки, местечки. Уставные села появились в результате реализации " Устава на волоки" (1557 г.). В соответствии с положениями волочной реформы деревни перестраивались и вводились села уличного типа. Эта реформа затронула Понеманье в наибольшей степени по сравнению с другими регионами Белоруссии, охватив почти 90% деревень. Новые уставные села уличного типа располагались, как правило, близ озер и рек, вдоль дорог и трактов.

Интенсивная торгово-экономическая жизнь порождала быстрое развитие в крае таких видов поселений как местечки. Местечки обычно вырастали из сел, принадлежавших крупным магнатам.

В Северо-Западном регионе широкое распространение получили усадьбы погонного типа, когда жилые и хозяйственные постройки образовывали сплошную однорядную связь. За хатой и сенями размещались клеть, поветь, хлева, сеновал. В ситуации малоземелья второй половины ХIХ в. погонные дворы получали все большее распространение. Нередко соседние усадьбы вплотную примыкали друг к другу.

В регионе вплоть до второй половины ХIХ в. большинство крестьянских хат были курными. В Понеманье раньше, чем в других регионах глинобитные печи были заменены кирпичными.

Для внутреннего пространства жилого помещения Понеманья характерно широко распространенное отсутствие икон и вообще незначительная обрядовая роль " красного угла" в сравнении с другими регионами Белоруссии. Только на Понеманье и Западном Полесье известны жилые дома с " подтенями" - галереей на главном фасаде.

Традиционная белорусская одежда сохранилась хуже, чем в других регионах Беларуси. Типичная верхняя одежда – бурнус с откидным воротом свободного покрова и приталенная свита с узким стоячим воротом с домотканого серого и темно-серого сукна. Мелкая знать и крестьяне носили капот с серо-зелёного сукна. Женщины носили более короткую катанку. С других типов верхней одежды в широком обиходе были кожух, полотняный носов, женский кафтан, мужская безрукавка. Обычный комплекс женской одежды складывался с льняной рубахой, андарака (или юбки), фартука, гарсета. Старинные туникообразные рубахи раньше чем в других района стала исподней одеждой. Праздничные рубахи и льняные фартуки украшал орнамент; наиболее распространенная фигура – восьмиугольная звезда (волковыско-каменецкий строй). Гарсеты из темного сукна шили приталенными, часто с надрезами в нижней части. Чепец (или каптур) нередко имел наушники и обшивался по краям красной лентой, как самостоятельный убор сохранился до начала XX в., обычно его одевали замужние женщины на праздники (новогрудский строй).

В производстве керамической посуды и её декоративно-сберегательной обработки задымливание часто сочетали с лощением.

Местная речь Поменонья входит в южно-западный диалект.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал