Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы реферативных и курсовых работСтр 1 из 4Следующая ⇒
План 1. Проблема коррекционно-развивающего обучения в начальной школе и подходы к ее решению. 2. Классы коррекционно-развивающего обучения как следствие тенденции дифференциации и интеграции образования. 3. Коррекционно-развивающее образование в современной педагогической практике. В результате освоения данной темы обучающийся должен: Знать: основные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения на современном этапе развития образования, актуальность этих подходов для практики обучения и воспитания детей со школьными трудностями; основные направления модернизации российского образования в отношении учащихся с особыми образовательными потребностями; современное состояние коррекционно-развивающего обучения в нашей стране и за рубежом; особенности организации классов коррекционно-развивающего обучения и основные направления педагогической и психологической коррекционно-развивающей работы в этих классах. Уметь: работать с теоретическим содержанием раздела: анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических конструкций, оценивать возможности различных подходов к организации коррекционно-развивающего обучения в современной массовой школе; сотрудничать с педагогами, психологами, родителями. Владеть: способностью изучать состояние коррекционно-развивающей работы в общеобразовательной школе, понимать и объяснять значение каждого направления работы в классах коррекционно-развивающего обучения. Основные понятия: коррекционно-развивающее обучение, дифференциация (диверсификация) обучения, интегрированное (инклюзивное) образование, принципы коррекционно-развивающего обучения, классы коррекционно-развивающего обучения Вопросы для обсуждения I. Коррекционно-развивающее обучение как направление работы современной общеобразовательной школы. II. Отечественный и зарубежный опыт работы с детьми, испытывающими трудности в процессе обучения в массовой школе. III. Современные тенденции модернизации образования детей со школьными трудностями. 1. Дифференциация (диверсификация) обучения по индивидуально-типологическим особенностям и способностям. 2. Интегрированное (инклюзивное) образование как совместное обучение обычных и нетипичных детей (с отклонениями в развитии) в одном классе массовой школы. IV. Принципы коррекционно-развивающего обучения. 1. Совместная деятельность и общение. 2. Учет ведущей деятельности. 3. Определение зоны ближайшего развития. 4. Учет сензитивных периодов развития. 5. Принцип амплификации (расширения) детского развития. 6. Единство аффекта и интеллекта. 7. Теория формирования учебной деятельности как научное основание коррекционно-развивающего обучения. V. Классы коррекционно-развивающего обучения как следствие тенденции дифференциации и интеграции образования. 1. Организационно-педагогические основы создания классов коррекционно-развивающего обучения (КРО). 2. Цели и задачи классов КРО. 3. Направления коррекционно-развивающей работы в классах КРО. 4. Формы коррекционно-развивающего обучения: классы КРО, коррекционно-развивающие группы, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. 5. Показания к отбору в класс КРО. 6. Меняющийся состав класса как основа функционирования класса КРО. 7. Связь класса КРО с социальной средой развития учащегося. Темы реферативных и курсовых работ 1. Коррекционно-развивающее образование в современной педагогической практике. 2. Психолого-педагогическая работа по нормализации учебной деятельности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе коррекционно-развивающего обучения. 4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития учащихся классов коррекционно-развивающего обучения. 5. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья учащихся классов коррекционно-развивающего обучения. 6. Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной школьной адаптации. 7. Формирование содержательной учебной мотивации учащихся классов коррекционно-развивающего обучения. 8. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения. Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ 1. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. – М.: Аграф, 1996. 2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 3. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. 4. Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающая работа школьного психолога: Учебное пособие.– Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 5. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. 6. Специальная педагогика./ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой – 3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. 7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: рганизационно- педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей классов оррекционно- развивающего обучения.-М.: ВЛАДОС, 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Гильбух Ю. 3. и др. Психолого-педагогические основы ндивидуального подхода к слабоподготовленным ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания. – Киев: Радяньска школа, 1985. 2. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1991. 3. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 4. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М.: Знание, 1982. 5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. 6. Обучение в коррекционных классах (пособие для учителей). / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М., АПН СССР, НИИ ТиИП, 1990.
Семинар № 2. Тема: «Теоретические основы коррекционно-развивающей работы в начальной школе» Цель: раскрыть понятие коррекционно-развивающей работы, её принципы, цели и задачи в начальной школе. План 1. Понятие коррекционно-развивающей работы. 2. Принципы, цели и задачи коррекционно-развивающей работы в начальной школе. 3. Формы и методы коррекционно-развивающей работы в начальной школе. 4. Процедура коррекционно-развивающей работы в начальной школе. В результате освоения данной темы обучающийся должен: Знать: психологические и педагогические основы коррекционно-развивающей работы; основные положения и понятийный аппарат теории коррекционно-развивающей работы, актуальные проблемы образовательной практики и соответственно цели и задачи коррекционно-развивающей работы; основные направления, формы, методы, процедуру коррекционно-развивающей работы. Уметь: использовать теоретические знания по коррекционно-развивающей работе в профессионально-педагогической деятельности; оценивать коррекционные возможности различных методов педагогической и психологической коррекции; уметь адекватно планировать и прогнозировать собственную коррекционную деятельность, грамотно выстраивать процедуру коррекционной работы. Владеть: способностью разводить понятия коррекция, адаптация, реабилитация и психотерапия. Основные понятия: коррекционно-развивающая работа, коррекция, адаптация, реабилитация, психотерапия, принципы коррекционно-развивающей работы Вопросы для обсуждения I. Коррекционно-развивающая работа в современных психолого- педагогических исследованиях. Понятия «коррекция», «адаптация», «реабилитация», «психотерапия». II. Теории, лежащие в основе коррекционно-развивающей работы. 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. 2. Теория отношений В.И. Мясищева. 3. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. 4. Теоретическая концепция личности С.Л. Рубинштейна. 5. Положения о ведущей деятельности и коррекционном потенциале игры Д.Б. Эльконина. III. Принципы коррекционно-развивающей работы. 1. Единство диагностики и коррекции. 2. Принцип нормативности развития. 3. Принцип системности развития. 4. Деятельностный принцип коррекции. IV. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. V. Учет психологических закономерностей возраста и индивидуальных особенностей школьников при определении задач коррекции. VI. Формы коррекционно-развивающей работы. 1. Фронтальная работа. 2. Групповая коррекционно-развивающая работа. 3. Индивидуальная коррекционная работа. VII. Методы коррекционно-развивающей работы учителя. 1. Педагогическая коррекция учебных умений. 2. Педагогическая коррекция мотивации учебной деятельности. 3. Методы коррекционно-воспитательной работы. VIII. Методы коррекционной работы школьного психолога. 1. Игровая терапия. 2. Арттерапия. 3. Музыкотерапия. 4. Библиотерапия. 5. Изотерапия. 6. Сочинение историй. 7. Куклотерапия. 8. Сказкотерапия. IX. Психогимнастика, её место и роль в коррекционной работе с учащимися начальных классов. X. Различные подходы к процедуре коррекционной работы. 1. Схема педологического исследования ребенка Л.С. Выготского. 2. Этапы коррекционной работы Й. Шванцара. 3. Этапы диагностико-коррекционной работы И.В. Дубровиной. XI. Основные этапы коррекционно-развивающей работы. 1. Диагностико-прогностический этап. 2. Коррекционно-формирующий этап. 3. Оценочно-проективный этап. XII. Структура и содержание коррекционно-развивающего занятия в зависимости от задач коррекционно-развивающей работы.
|