Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория потребительского поведения.
Потребительское поведение представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Структура расходов у различных групп населения различна. В потреблении имеют приоритеты следующие группы расходов по степени их желаемости для семьи: • питание; • одежда; • жилье; • транспорт; • медицина; • образование; • сбережения. По мере роста доходов расходы на питание в абсолютной величине увеличиваются, но уменьшается их удельный вес. Это не означает, что более обеспеченные люди едят больше (ведь существуют физиологические границы), они просто питаются лучше (больше мяса, рыбы, фруктов), приобретают более качественные товары. Более или менее постоянные расходы на жилье, расходы на одежду, отдых, развлечения растут быстрее роста доходов, их удельный вес быстро увеличивается. Весьма быстро по мере роста доходов растут и сбережения, которые на Западе считают самым люксовым товаром. Сбережения — это та часть дохода, которая не потребляется, остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается.
Согласно теории Кейнса, факторы, определяющие функцию потребления, следующие: 1. Располагаемый доход — это доход после уплаты всех налогов, первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов. В противовес классической школе, которая утверждала, что высокие процентные ставки поощряют сбережения в ущерб потреблению, Кейнс считал, что процентные ставки не играют значительной роли в определении объема и структуры потребления. 2. Средняя склонность к потреблению — отношение потребления к доходу — уменьшается по мере роста дохода. 3. Предельная склонность к потреблению — доля потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода. Согласно теории Кейнса, по мере увеличения располагаемого дохода растут расходы на потребление. Однако доля прироста рас-полагаемого дохода не всегда используется полностью на потребление, а следовательно, МРС находится в границах между нулем и единицей. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений: 1) доход домашних хозяйств; 2) богатство, накопленное в домашнем хозяйстве; 3) уровень цен; 4) экономические ожидания; 5) величина потребительской задолженности; 6) уровень налогообложения. Величины потребления и сбережений относительно стабильны при условии, что государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через систему налогообложения. Стабильность этих величин связана с тем, что на решения домашних хозяйств «потреблять» или «сберегать» влияют соответствующие традиции. К тому же факторы, не связанные с доходом, многообразны, и изменения в них нередко взаимоуравновешиваются. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|