Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация форм правления по Аристотелю.






Самым долговечным критерием различения форм правления, по Аристотелю, стало количество правящих (один, немногие, многие) и нацеленность правления на общую пользу (общее благо). «Те государства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих — все ошибочны и представляют собой отклоняющиеся от правильных; они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей».

Правильными формами государства являются монархия (царская власть), аристократия (власть немногих и достойных, но больше одного) и полития (правление большинства ради общей пользы, смесь лучших черт демократии с законами олигархии). Неправильные формы такие, которые общую пользу в виду не имеют; таковы тирания (выгода одного правителя), олигархия (выгоды состоятельных людей) и демократия (выгоды неимущих). Аристотель вместе с учениками изучил устройство 158 полисов прошлого и настоящего. Результатом сравнительного изучения такого множества древних городов-государств и стала вышеприведенная классификация форм правления. Однако возможны и другие классификации. Аристотель различал пять видов демократии (с двумя основными подвидами — демократия с законом и демократия с властью толпы, охлократии), пять видов монархии, три вида тирании и четыре вида олигархии.

 

Вот пример его рассуждений. Там, где государственное устройство считается и с богатством, и с добродетелью, и с народом, как, например, в Карфагене, это и есть строй аристократический. Там, где принимаются в расчет только два элемента, т. е. добродетель граждан и народа, как в Спарте, получается смешение двух видов — демократического и основанного на добродетели. Ясно, заключает философ, что полития (в Спарте) и аристократия (в Карфагене) «недалеки одна от другой». С учетом этой позиции можно заключить, что Аристотель не был сторонником демократии и склонялся в пользу политии, а в период общения с Александром Македонским эволюционировал в сторону почитания монархической формы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал