![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды принципов, их характеристика.
Принципы государственного управления – это основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления. Использование основополагающих принципов государственного управления существенно повышает эффект управленческой деятельности. Принципы связывают теорию управления с управленческой практикой, и каждый управленец на уровне своего познания, общей и профессиональной культуры использует их в своей практической деятельности. Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления. Основные принципы государственного управления в демократическом государстве – открытость, прозрачность и гласность. К классификации и систематизации принципов государственного управления существуют различные подходы. Можно выделить следующие подсистемы принципов управления: · общие (общесистемные) – общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления и раскрывают общецелевую направленность управления; · организационно-технологические – раскрывают организационную и технологическую стороны; · частные – касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей – участников управленческого процесса. Ведущим принципом управления можно считать принцип системности. В зависимости от степени открытости общества, управление может осуществляться либо принципом директивного управления (для закрытых систем), либо принципом терминального управления ( для открытых систем). Директивное управление было характерно для советской плановой системы. Принцип терминального управления предполагает свободное программирование движения к намеченной цели. В зависимости от изменяющейся ситуации и информации корректируется и курс. Принцип научности состоит в том, что в основе всех управленческих действий лежат научные подходы и методы. Принцип гуманизма тесно связан с принципом социальной направленности управления. Принцип демократизма позволяет учитывать интересы граждан и объединять их усилия в достижении целей государственного управления. Следует подчеркнуть, что применение принципа демократизма не исключает использования принципа централизма, ибо только их единство способно уберечь общество как от административного произвола, так и от хаоса и анархии. Принцип законности предполагает, что государственное управление в процессе своего осуществления строго основывается на действующем законодательстве. Принцип гласности означает, что граждане должны быть информированы о целях и задачах органов государственного управления. Надежность системе государственного управления, гибкость и динамизм в кризисных ситуациях придает принцип разделения власти. Принцип оптимальности направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах. На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы можно выделить принципы: · разделения труда; · иерархичности; · оптимального сочетания централизма и децентрализации; · субсидиарности; · сочетания единоначалия и коллегиальности. Организационно-технологические принципы в соответствии с их назначением можно разделить на 4 группы: 1. структурно-целевые: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость, иерархия целей; последовательность в достижении всей совокупности целей; 2. структурно-функциональные: правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственного управления; исключение дублирования и параллелизма в работе органов государственного управления; 3. структурно-организационные: единство системы государственной власти при разделенности ее по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (центральная, региональная и местная), что обеспечивает ее целостность, согласованность и последовательность принимаемых решений; 4. структурно-процессуальные: соответствие методов, форм, стадий управленческой деятельности их функциям и организации; конкретизация управленческой деятельности и личная ответственность за ее результаты. Частные принципы управления способствуют активизации человеческого фактора. Блок частных принципов можно разделить на 2 группы: 1. Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества. 2. Принципы функционирования различных институтов, например, принципы государственной службы, принципы подбора кадров и т.д.
|