Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение эмпирических методов в деятельности специалиста по социальной работе.
Методы социальной работы - это совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, при решении социальных проблем. К социально - экономическим методам социальной работы относятся все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. Все формы и методы социальной работы направлены на повышение жизненного уровня малообеспеченных групп населения. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, предоставление льгот, выплата единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т.п. Эффективность социальной работы проводимой как с индивидами, так и с различными социальными группами населения, во многом зависит от познания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, от опыта, накопленного предшествующими поколениями и современниками. Важнейшая роль в использовании на практике выявленных закономерностей принадлежит целостной системе принципов, методов, форм и средств социальной работы. Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов: 1) теоретико-методологического, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы; 2) прикладного, социально - практического, управленческого приложения теоретического знания к решению практических социальных задач. Социальная работа как система научных знаний носит прикладной характер, т.е. имеет практическую направленность, занимается поиском путей практического использования открытий. Социальная технология включает в себя знания об экономических условиях, о культурных, психологических, социально - экономических и педагогических последствиях развития социальных процессов и дает возможность многократно использовать обработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социальной работы. Владея различными методами, специалист приобретает способность продуктивно осваивать научные достижения. Метод - путь исследования, способ достижения цели, решения конкретной задачи. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения деятельности. Метод в социальной работе выступает: 1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта). Профессионализм социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем.
Общие принципы научной деятельности: - научное исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей; - необходимо получить добровольное и осознанное согласие участников исследования; - необходимо гарантировать защиту участников исследования от физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; - обсуждение оказанных услуг должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение; - необходимо гарантировать конфиденциальность полученной в ходе проводимых исследований информации от ее участников. Роль того или иного метода в каждом случае обуславливается рядом факторов: 1) целью и характером задач решаемых в ходе исследования; 2) наличием материально - технической и систематической базы, на основании которой ведется исследование; 3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника. 1.2 Классификация социальных методов Классификация методов социальной работы представляет собой очень сложную и актуальную проблему теории и практики социальной работы пока недостаточно разработанную. Существуют различные классификации методов социальной работы в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: сфера применения, содержание, характер деятельности и т.п. Для понимания места и роли методов социальной работы важное значение имеет их классификация по степени общности: 1) всеобщий (философский) метод понимается как единство мировоззренческой и методологической диалектики. Он позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности и с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции. 2) общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе: - метод научной абстракции (отвлечение от внешних явлений и выделение глубинной сущности процесса); - метод анализа и синтеза (исследуемое явление, процесс расчленияют на составные части и исследуют каждую отдельно, затем результаты рассматривают целостно и воссоздают единую научную картину о социальном процессе); - метод индукции (наведения) и дедукции (выведения), т.е. перехода от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам и от наиболее общих выводов к частным; - единство общего и особенного в теории и практике социальной работы: единство метода и многообразие методик; - исторический метод исследования выявляет социальные закономерности возникновения становления и развития явлений в контексте исторического времени, помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность и определить приоритеты; - метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы - это совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, а становятся элементами сложной системы. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному; - единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений требует применения математических методов и электронно-вычислительной техники в социальных исследованиях социальных процессов (их пропорции, темпы, показатели социального развития); - генетический метод - исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики, технологии социальной работы; - конкретно - социологический метод показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь, включает в себя эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, эксперимент и другие; - методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.; - метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.; Социальные работники - профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими силами, т. к. помогают установить какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны. В силу своего статуса деятельность социального работника имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить работу лишь в определенных пределах: - зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране (безработица, своевременность выплат заработной платы, пенсии, пособия); - фактический уровень обеспеченности необходимыми ресурсами, возможность активного взаимодействия с другими социальными учреждениями; - границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса. Задача теоретиков технологии социальной работы разнообразных аспектов социальных явлений, анализ, обобщение для дальнейшей передачи проведенных данных в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Технологический процесс в практике социальной работы - одна из необходимых ступеней. Социальная работа - это целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем. Социальному работнику необходимы знание, опыт, интуиция, умение отдавать все силы защите интересов клиента. Работа с людьми имеет специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития.Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решений, организации его выполнения. Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы служат интересы, потребности индивидов и социальные интересы управленческих систем.
|