![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Энергосберегающие мероприятия на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Возникающие проблемы, методы их решения.
Определяющим является исторически сложившийся комплекс проблем в развитии теплоснабжающего хозяйства страны: организационных, нормативно-технических, социально-экономических, топливно- экологических. Ниже в ретроспективе развития СЦТ в1991-2000 гг. рассматриваются все четыре группы проблем и даются рекомендации по их разрешению. К организационным проблемам следует отнести, прежде всего, масштабность развития теплоснабжения в России и разобщенность звеньев СЦТ. К 1990 г. общая годовая потребность в тепловой энергии в России превысила 11 млрд ГДж (табл. 9.1). При этом более 80 % тепловых нагрузок удовлетворялось от источников тепла систем централизованного теплоснабжения (рис. 9.2). Как известно, российское теплоснабжающее хозяйство многие десятилетия развивалось по пути создания средних и крупных систем централизованного теплоснабжения. В таких системах обычно энергоисточник и магистральные тепловые сети принадлежали одним ведомствам, пиковые и параллельно работающие энергоисточники - другим, распределительные тепловые сети и центральные тепловые пункты - третьим, квартальные тепловые сети четвертым, а абоненты - всем ведомствам. В результате уровень организации строительства и особенно эксплуатации, обеспечения текущих и капитальных ремонтов, снабжения материалами и оборудованием, и в конечном итоге, качество и сроки готовности отдельных звеньев систем к очередному отопительному сезону существенно отличались. Такое положение уже в своей сути содержит повышенную вероятность тех или иных отказов. Энергооборудование и теплопроводы вовремя не заменялись и сейчас в своем большинстве, отработав свой технический ресурс, на 60-85 % изношены физически и морально. Объемы технического перевооружения из- за недостатка капиталовложений не всегда предусматривали внедрение новых энергосберегающих технологий. Теплоизоляция трубопроводов тепловых сетей, выполненная, как правило, из некондиционных, некачественных материалов, почти повсеместно частично или полностью пришла в негодность. В результате тепловые потери в 2-5 раз превышают проектные. Актуальнейшие задачи энергосбережения и энергоиспользования в теплоснабжающем хозяйстве решались разрозненно, бессистемно. Выход из создавшегося положения в условиях развивающихся рыночных отношений может быть найден в соответствующей времени перестройке организационной структуры теплоснабжающего хозяйства. Основой перестройки (реструктуризации) должно стать создание на базе действующих источников тепла и тепловых сетей от них акционерных обществ (АО) — юридически самостоятельных или дочерних предприятий муниципалитетов, промышленных предприятий и АО-энерго. Характерной особенностью этой реструктуризации существующей разобщенной структуры СЦТ является то, что в большинстве случаев речь пойдет о слиянии, сосредоточении всех звеньев СЦТ в едином АО с соответствующей оптимизацией управления. Вероятнее всего получат распространение три типа АО: АО СЦТ, объединяющие все три звена относительно небольших СЦТ: источник тепла-тепловая сеть-потребитель; АО ИТ, эксплуатирующие только источник тепла, работающий на договорной основе совместно с другими АО ИТ на общие тепловые сети; АО ТС, эксплуатирующие крупные СЦТ с разветвленными тепловыми сетями и единым диспетчерским пунктом, управляющим совместной работой нескольких присоединенных к системе источников тепла: АО ТС + АО ИТ. Реструктуризация позволит: объединить производство и транспорт тепла непосредственно до потребителей тепла, исключить посредников, и обеспечить надежную монетаризацию расчетов; упростить управление СЦТ; обеспечить синхронное развитие всех звеньев СЦТ; создать условия для привлечения капиталов в теплоснабжающее хозяйство, снизить неопределенность бизнеса для потенциальных инвесторов; реализовать с помощью инвесторов программу широкого внедрения энергосберегающих мероприятий, снизить в результате себестоимость тепла и попутно вырабатываемой при комбинированной выработке электроэнергии; внедрить гибкое ценовое регулирование сообразно местным условиям; повысить ответственность, качество теплоснабжения и в целом социальный авторитет городского теплоэнергетического комплекса; обеспечить проведение научной и технической политики, обновление технологий и оборудования, стимулирование инновационного процесса.
|