Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи НЭПа.






· Главная политическая цель нэпа - снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

· Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство.

· Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции.

Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции.

- допущение плюрализма социалистических форм собственности и их кооперирование:

- замена продразверстки продналогом;

- принцип оплаты по количеству и качеству труда, перевод государственных предприятий на хозрасчет и рентабельность;

- временное допущение капиталистических элементов в интересах оживления экономики при сохранении в руках государства

13. Сталинский тоталитарный режим. (1934 – 1953)

Особенностью тоталитарных режимов является не только наличие «харизматического» лидера, чьи слова воспринимаются как истина в последней инстанции. Умело формируя партийный аппарат и направляя пропаганду, Сталин сумел стать таким лидером. Наряду с этим «харизматическому» лидеру требуется особого типа аппарат. Он должен состоять из людей преданных, исполнительных и достаточно безликих, так как любые проявления индивидуальности, даже в рамках личной преданности вождю, становятся опасны. Наконец, этот аппарат должен находиться под постоянной угрозой, каждый должен чувствовать, что он может быть заменен на другого. Только так обеспечивается подлинная лояльность. Но поскольку подобное объяснение причин периодических перемен в аппарате не способно держать в напряжении население, то все аппаратные замены в тоталитарных режимах могут происходить по обвинению либо в «измене родине», либо в «измене идеям».

Партийные руководители, сидевшие в президиумах рядом со Сталиным в 1934 г., были преданы ему и коммунистической идеологии, которую он олицетворял. Однако многие из них были достаточно неординарными личностями и не вписывались полностью в тоталитарную схему. Поэтому начало репрессий в партийном и государственном аппарате было неизбежно. Требовалось лишь найти повод.

К середине 30-х гг. окончательно утвердилась «номенклатура», то есть список должностей, для занятия которых требовалось утверждение высших партийных инстанций, а значит — лично Сталина.

Наконец, выросло новое поколение, рвавшееся в политику, к власти, к занятию должностей. Они вышли из числа тех, кто начал заниматься политикой в годы борьбы с оппозицией. Их сознание требовало внутренних врагов, постоянной борьбы. В иных условиях они, возможно, нашли бы себе другое применение, но теперь они считали, что места наверху принадлежат им, а другие занимают их не по праву.

Сталин опробовал эту партийную молодежь в конце 20 — начале 30-х гг. во время «культурной революции». Но он понял, что давать ей вольницу нельзя, так как ее порыв может перекинуться на самый верх. Этой партийной молодежью необходимо было управлять.

Смена кадров в тоталитарном режиме могла идти лишь через репрессии. Поводом для них стало убийство С Кирова в конце 1934 г.

Нет никаких оснований считать доказанной версию о Сталине как об организаторе убийства Кирова. Скорее всего, он погиб от пули одиночки из числа коммунистов, которые считали себя незаслуженно обделенными.

В 1935 г. отменяются продовольственные карточки, что укрепляло сталинский режим. Правда, уровень питания был крайне низок. Но отмена карточек подавалась пропагандой как победа сталинской линии.

Начинается разработка новой конституции, названной Конституцией «победившего социализма». Она была принята без всякого референдума 5 декабря 1936 г. Впрочем, если референдум и проходил бы, можно не сомневаться в ее единодушном одобрении. Новая Конституция декларировала всеобщее избирательное право при прямом, равном и тайном голосовании, свободу слова, собраний, союзов.

Принятая Конституция 1936 г. законодательно оформила проведение так называемого «большого террора». В Москве прошла серия процессов, в которых выявлялись «главари» «предателей и вредителей». Три «московских процесса» в августе 1936 г., январе — феврале 1937 г. и в марте 1938 г. физически покончили с Каменевым, Зиновьевым, Пятаковым, Бухариным и другими «старыми революционерами». Революция пожирала своих детей и создателей. Однако процессы были открытыми, все обвиняемые в той или иной степени признавали преступления. Во-первых, сказывалась изощренная система пыток и психологического воздействия, которую выдерживали единицы. Во-вторых, подсудимые шли на любые признания ради «высших интересов партии».

Отличие «большого террора» 1935—1938 гг. от «красного террора» состоит в том, что «красный террор» был направлен против тех, кто реально или потенциально сопротивлялся или мог сопротивляться коммунистическому режиму. Продолжением «красного террора» была коллективизация и насильственное направление миллионов людей в ГУЛАГ для использования их как бесплатной рабочей силы. Во второй половине 30-х гг. «красный террор» и «большой террор» слились в единый поток.

14. Хрущевская «оттепель» и ее противоречивые тенденции.

Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛага, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности.

Процесс десталинизации в обществе проходил исключительно сложно и противоречиво. Это стало следствием тесного переплетения двух факторов: искренней убежденности в правильности и неизбежности прежнего курса и страха ответственности за участие в преступлениях 1930-х — начала 1950-х годов.

В прошлое уходили такие меры наказания, как " лишение избирательных прав по суду", " объявление врагом народа", временное удаление за пределы СССР. В новом УК РСФСР, вступившим в силу в 1960 г., ответственность за политические преступления следовала по семи статьям вместо прежних двенадцати статей. Максимальный срок был сокращен с 25 лет до 15 лет лишения свободы с последующей высылкой сроком на 5 лет. Наиболее существенные изменения касались несовершеннолетних преступников. Так, смертная казнь как мера наказания могла быть применена только после 16 лет, существенно сокращался также список правонарушений, по которым дети 14—16 лет могли быть подвергнуты уголовному наказанию. В 1957 г. вступило в силу положение о трудовых спорах, на основе которого было прекращено судебное преследование рабочих и служащих за самовольный уход с работы.

Самым заметным явлением " оттепели" стало завершение истории ГУЛАГа как символа массовых политических репрессий. Отбывшие сроки наказания выходили на свободу. Уже в марте 1953 г. было принято решение досрочно освободить лиц, осужденных по политическим мотивам на срок до 5 лет — всего около 100 тыс. человек. Таким образом, политические преследования полностью не прекратились, но приобретали индивидуальный характер со стороны органов КГБ. Сокращение числа заключенных было связано также со смягчением наказаний по уголовным преступлениям.

В 1956—1958 гг. был посмертно реабилитирован ряд " неоправданно репрессированных" видных партийных и военных руководителей. Однако их мартиролог носил крайне избирательный характер: в него попали военачальники — Тухачевский, Блюхер, Якир, а также некоторые партийные и комсомольские работники. Так, полностью было реабилитировано руководство ВЛКСМ во главе с Косаревым, появлялись публикации о разгроме военной разведки накануне войны, " восстанавливалось честное имя" Рудзутака, Эйхе, Косиора и ряда других партийных функционеров, никогда не состоявших в оппозициях и во фракциях. Однако никого из " оппозиционеров" процесс политической реабилитации не затронул. Более того, и Хрущев, и все высшее руководство считали борьбу с оппозицией важнейшей заслугой Сталина и признавали справедливым ее физическое уничтожение.

Реабилитация стала наиболее противоречивым явлением того времени. Массовое возвращение из лагерей послужило естественным катализатором общественных настроений, вызвало глубокий социальный стресс. Власть не отвечала на самые жгучие вопросы: сколько же человек невинно пострадало, сколько погибло и главное — за что же их репрессировали. " Молчание" властей порождало самое разное отношение к реабилитированным: от чувства сострадания до полного неприятия, основанного на убеждении, что " просто так у нас не сажают". Исключительно тяжелым было возвращение бывших репрессированных к нормальной жизни, для них были по-прежнему " закрыты" определенные виды деятельности. Лишь немногие вернулись на свою прежнюю работу и трудились бок о бок с теми, кто подвергал их общественному остракизму и исключал из партии перед войной. Ожесточенные споры шли между " сидевшими" и " не сидевшими" " старыми большевиками", которые считали Сталина виновным в уничтожении " ленинской гвардии". Противопоставление Сталина Ленинулежало в основе общественной оценки репрессий. Ликвидировав вопиющие извращения сталинской национальной политики, Хрущев по существу продолжал придерживаться заложенных ею принципов. В то время как ХХ съезд акцентировал внимание на более точном учете национальных различий и особенностей, Хрущев делал упор на скорое стирание национальных особенностей и слияние на этой основе всех наций и народностей Советского Союза. Своего апофеоза хрущевская национальная политика достигла в момент " добровольной и безвозмездной передачи Крыма", приуроченной к 300-летию воссоединения Украины с Россией. 19 февраля 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Крымская область Российской Федерации была включена в состав Украины. Официальные " мотивы" такого шага сводились к территориальной близости, общности экономики Крыма и Украины. " Подарок" должен был стать свидетельством " безграничного доверия великого русского народа украинскому". На самом же деле Хрущев, нарушивший без тени сомнения сразу три статьи Конституции РСФСР, всегда считал Украину своей " вотчиной" и проталкивал интересы республики, находившейся " на особом положении". Не следует сбрасывать со счетов и поддержку украинским руководством Хрущева в период его борьбы за власть.

Рост образования В 1950-е годы произошли существенные сдвиги в облике населения СССР и отдельных республик, которые становились все более социально-однородными. Это явилось следствием резкого рывка в повышении образовательного уровня, сделанного за годы советской власти. Образование стало важным фактором общественной жизни страны. Преемственность программ средней и высшей школы, единый образовательный стандарт на всей территории СССР сочетались с высоким престижем высшего образования и интеллигентного труда.

Школьная реформа Чтобы ликвидировать острый дефицит рабочих рук, образовавшийся в результате объективной малочисленности поколения " детей войны" и нерационального использования рабочей силы, в общественное сознание активно внедряется мысль о том, что школа плохо реагирует на изменения в общественной жизни. Именно школу винили в том, что молодежь неохотно идет работать на производство. Преодолению этой тенденции должна была способствовать школьная реформа, которая была проведена в 1958—1964 гг. Цель реформы состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции. Первые попытки политехнизации школы предпринимались в 1954 и 1955 гг., но назвать их удачными было нельзя. С 1956 г. развернулась широкая общественная дискуссия о том, как приблизить " школу к производству". Она завершилась принятием в 1958 г. закона " Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования". По нему обучение растягивалось до 11 лет, а школе надлежало приобрести " политехнический профиль". После 8-го класса намечалось включение молодежи в общественно-полезный труд. Для завершения среднего образования подросткам предлагалось три варианта: пойти в среднее профтехучилище (ПТУ) или техникум, работать на производстве и учиться в вечерней (заочной) школе рабочей молодежи (ШРМ) или аналогичной сельской и, наконец, продолжать обучение еще 3 года в " средней образовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением". Очевидно, что в то время основная масса учащихся выбирала третий вариант, который давал возможность поступить в институт. " Трудовое обучение" в большинстве случаев отличалось формализмом, поскольку школы не обладали материально-технической базой. К осени 1963 г. стало ясно, что реформа провалилась: школьники по-прежнему не шли на производство, а вечерние и заочные старшие классы необходимых знаний не давали. В результате " экспериментов" качество образования снизилось. Общественность стала по этому поводу бить тревогу. С 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

Высшая школа и высшее образование Несмотря на постоянно растущие потребности промышленных предприятий, вузы могли принять только треть всех выпускников средних школ. Поэтому в 1950—60-е годы в высших учебных заведениях сохранялись исключительно высокие конкурсы на вступительных экзаменах. Наибольшей популярностью среди школьников пользовались престижные вузы, предъявлявшие высокие требования к физико-математической и гуманитарной подготовке абитуриентов. В студенческой среде сложилось своеобразное разделение на " физиков" и " лириков", причем за первыми закреплялся безусловный приоритет. Существенно увеличилось число мест в вузовской и академической аспирантуре, особенно по точным наукам, а также в многочисленных вновь открывшихся научно-исследовательских институтах. Пропаганда достижений советской науки делала продолжение учебы после окончания вуза делом исключительно привлекательным. Именно во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов идеальным началом карьеры считалась схема " школа — вуз — аспирантура", ставшая базовой моделью социального поведения для всех последующих поколений советской интеллигенции. В отличие от 1930-х годов все меньше и меньше выпускников вузов хотело идти на производство. И если " стройки коммунизма" еще манили кого-то возможностями карьеры, захватывающим дух чувством сопричастности эпохальным событиям современности, красотой великих рек Сибири, гигантских северных просторов, то перспектива попасть на какой-нибудь " заштатный" заводик мало вдохновляла молодых специалистов. Фильмы и книги того времени тщетно призывали выпускников ехать на периферию, нещадно критикуя всех, кто правдами и неправдами старался устроиться в Москве или Ленинграде. Чтобы преодолеть нехватку кадров на производстве, с одной стороны, и удовлетворить потребность в получении высшего образования, с другой, активно развивается система вечернего и заочного обучения. Из тех же " благих побуждений" были предприняты усилия по " насыщению" высшей школы молодежью с производства. С этой целью в 1957 г. были изменены правила приема в высшие учебные заведения: теперь преимущественное право получали демобилизованные из армии и отработавшие не менее двух лет на производстве. Это ставило школьников и " стажников" в заведомо неравные условия. Такое " регулирование" привело к тому, что к середине 60-х годов принятые на льготных основах составили около 70% студентов, а это неизбежно снижало требования к уровню подготовки, успеваемости и качеству знаний. Высшее образование начало постепенно девальвироваться и переставало быть отличительным признаком социальной дифференциации. Тем не менее неустанная пропаганда научных и технических достижений СССР, которые в ряде " приоритетных" направлений существенно превосходили мировой уровень, делала научную стезю привлекательной для молодежи. Интеллектуальный труд был, без сомнения, самым престижным и романтичным. Такие общественные настроения имели твердую материальную основу: в науку никогда не вкладывали так много, как в эти годы.

Литература и искусство «Оттепель» в духовной жизни также была противоречивым явлением. Признаки " заморозков" постоянно витали в воздухе, а порой даже казалось, что снова возвращается " зима". Так, в начале 1957 г. резкой критике за " нигилистическое перечеркивание советской действительности" был подвергнут роман Дудинцева " Не хлебом единым". Поистине скандальный оборот приняло дело Б.Пастернака, удостоенного в 1957 г. Нобелевской премии за роман " Доктор Живаго". За публикацию романа за рубежом 27 октября 1958 г. Пастернак был подвергнут общественному осуждению и исключен из Союза писателей. Его вынудили отказаться от премии, угрожая высылкой из страны. Все события сопровождались гнусными " проработками" в духе " ждановщины", на писателя лились настоящие потоки оскорблений. " Дело" Пастернака продемонстрировало не только пределы дозволенного, но и готовность интеллигенции при малейшем нажиме сверху продолжать исправно служить партийной номенклатуре. Контакты с западом ставились под жесткий контроль. Хрущев продолжал настаивать на " отражении" писателями достижений коммунистической партии и советского народа как главной задаче литературы и искусства. Интеллигенцию он считал проводником в широкие массы выбранного идеологического курса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал