Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 24. Правотворчество: понятие, принципы и функции.
Правотворчество – процесс познания и оценки прав. потр-тей общ-ва и гос-ва, формир-я и принятия прав. актов уполн. суб-тами в рамках соотв. процедур. Главн. назнач. правотв-ва – выработка и утв-е новых прав. норм. Др. проявления правотворчества (отмена и измен. действ-х норм) имеют вспомогат знач-ие для образ-ия четко выраж-ой системы юр. норм. Правотворчество есть форма гос.деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или замену. По своей сущности правотворчество есть возведение гос. воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. В некоторых странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. На совр. этапе разв. правотворч-во проявл-ся как принятие нормат. акта непосредств. населением страны путем референдума либо как издание актов гос. или иными правомочными органами. Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. 1. Демократизм. Проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие народных депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев общества. 2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. Данный принцип означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов. 3. Гуманизм. Предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности. 4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. 5. Профессионализм. Участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей науки, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. 6. Использование правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом. 7. Техническое совершенство принимаемых актов. Предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными для законодателя установлениями. Функции правотворчества: - обновления ( издание новых); - восполнения пробелов в праве ( конкретизация, детализация); упорядочения ( унифицирование нормативно-правовых актов, систематизация законодательства).
|