Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло, чешуя рыбы.
Цель. Изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы.
Ход работы 1. Рассмотрели рыбу в банке с водой. Объяснили, какое значение имеет форма её тела. Форма тела способствует быстрому плаванью (уменьшает силу трения). 2. Рассмотрели окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то указали причины этих различий. Окраска рыбы с разных сторон не совпадает (спинная сторона темнее светлой) так как это способствует сливанию с дном. 3. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрели строение отдельной чешуйки. Черепицеобразно расположены, по ним можно определить возраст рыбы, плотно покрывают хвост и туловище.
4. Нашли отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установили их границы. Объяснили, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы в воде. Плавные переходы снижают силу трения между водой и рыбой.
5, Нашли у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Выяснили, в чём особенности строения глаз. Глаза: орган зрения. Глаза довольно большие. Передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская, а линза под ней (хрусталик) даёт уменьшенной изображение предметов на сетчатке. Рыбы видят на близ0ком расстоянии, различают цвета. Ноздри: орган обоняния. Боковая линия: орган, помогающий рыбе ощущать течение, скорость. 6. Рассмотрели плавники рыбы. Какие из них парные, какие - непарные. Понаблюдали за работой плавников при движении рыбы в воде. Непарные: спинные, хвостовой, анальный (подхвостовой). Парные: передние - грудные, задние - брюшные. Спинной – удерживает рыбу в вертикальном положении, хвостовой – помогает рыбе поворачивать, двигаться в определенном положении, анальный (подхвостовой), грудные, брюшные – помогают поворачивать, удерживают рыбу в вертикальном положении, удерживают рыбу в вертикальном положении. 7. Зарисовали рассматриваемую рыбу. Обозначили на рисунке части тела. Сделали вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделали рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и тёмные полосы. Каков возраст рыбы, у которой взята эта чешуйка? 8 лет. Вывод: рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.
|