Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы депозитной политики коммерческого банка. Ценовые и неценовые методы стимулирования привлечения депозитов
Формирование депозитной базы любого коммерческого банка — это процесс сложный и трудоемкий, оно связано с большим количеством проблем как субъективного, так и объективного характера. Рассмотрим эти проблемы подробнее. Субъективные проблемы: - масштабы деятельности и слабая капитальная база российских коммерческих банков; - отсутствие заинтересованности руководства банка в привлечении средств клиентов, особенно населения, что продиктовано тактическими и стратегическими целями и задачами банка; - недостаточный уровень и качество высшего и среднего менеджмента; - отсутствие в большинстве российских банков научно-обоснованной концепции проведения депозитной политики; - недостатки в организации депозитного процесса: отсутствие соответствующего подразделения в банке; низкий уровень постановки маркетинговых исследований депозитного рынка; ограниченный спектр предлагаемых депозитных услуг и так далее. Объективные факторы: - прямое и косвенное воздействие государства и государственных органов на коммерческие банки; - влияние макроэкономики, воздействие мировых финансовых рынков на состояние российского денежного рынка; - межбанковская конкуренция; - состояние денежного и финансового рынка России; - отсутствие в России правового механизма страхования и защиты банковских вкладов.
Сущность ценовых методов состоит в использовании процентной ставки за депозитами как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки разрешает привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или снижает депозитные ставки. Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов. В борьбе за клиентов банки прибегают к таким приемам, как проведение лотереи среди клиентов, бесплатная рассылка выписок со счетов, открытие депозитов новорожденным как подарок от банка, оборудование бесплатных автомобильных стоянок возле банка, установление банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, посылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п.. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничение, и не всегда этот метод управления можно применять. Неценовые методы управления базируются на маркетинговых исследованиях того сектору рынка, который обслуживается банком, изучении нужд клиентуры, разработке новых финансовых инструментов и операций, которые предлагаются клиентам. В целом применения неценовых методов нуждается в некоторых (иногда и значительных) расходов. Поэтому, избирая метод управления привлеченными средствами, менеджмент банка должны сравнить расхода, связанные с повышением депозитной ставки, и расхода, которые будут сопровождать внедрение неценовых приемов. На практике эти методы могут применяться параллельно.
|