Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока. Тема урока: Основные положения МКТ и их опытное обоснование

Тема урока: Основные положения МКТ и их опытное обоснование

Цель урока: познакомить обучающихся с основными положениями МКТ и опытным путем их обосновать.

Задачи:

1. Обучающая:

1) ввести понятие «молекулярно-кинетическая теория».

2) определить основную задачу МКТ.

3) рассмотреть (продемонстрировать) опытные факты, подтверждающие основные положения МКТ.

2.Развивающая:

1) развивать речь, мышление,

2) развивать сенсорную сферу учащихся,

3) уметь выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать и делать выводы.

3. Воспитательная:

1) воспитывать нравственные и эстетические представления, систему взглядов на жизнь.

2) следовать нормам поведения.

3) формировать знания о строении материи, веществе, о влиянии условий на характер протекания физических процессов.

Тип урока: первичного формирования и усвоения знаний.

Форма проведения урока: комбинированный

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, штатив, прибор для демонстрации расширение тел при нагревании, свинцовые цилиндры, обучающая программа «Кирилла и Мефодия», «1С: репетитор»,

Методы обучения:

· словесные

· наглядные

· практические

· проблемные (вопросы)

Межпредметные связи:

· химия

· информатика

 

 

Ход урока

Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент. Приветствие преподавателя, сообщение темы урока и его целей. II.Изучение нового материала. Преподаватель включает видеоматериал. В основе молекулярно - кинетической теории строения вещества лежат три утверждения: вещество состоит из частиц(молекул, атомов, ионов); частицы находятся в непрерывном хаотическом движении; частицы взаимодействуют друг с другом. Каждое утверждение строго доказано с помощью опытов. Свойства и поведение всех без исключения тел от инфузории до звезды определяются движением взаимодействующих друг с другом частиц: молекул, атомов или еще более малых образований- элементарных частиц. Показ слайда № 1.Разбор каждого положения более подробно. Показ слайда № 2. l. Bce вещества состоят из частиц (молекул, атомов, ионов) Косвенные доказательства: • Дробление вещества; • Испарение; • Вопрос: от каких величин зависит испарение? Прямые доказательства: • Расширение тел при нагревании.     Демонстрация: Расширение твердых тел, жидкостей при нагревании. Опыт №1: Нагреваем стальной шарик, который в не нагретом состоянии спокойно проходит сквозь стальное кольцо. После нагревания шарик застревает в кольце. Остыв, шарик проваливается в кольцо.     • Фотографии отдельных больших молекул (современные приборы позволяют видеть изображения отдельных атомов и молекул. На верхнем рисунке показана картина расположения атомов на острие вольфрамовой иглы. Она получена с помощью прибора, называемого ионным проектором. На нижнем рисунке - микрофотография поверхности кремниевой пластинки, где бугорки - это атомы кремния. Фотография была получена с помощью туннельного микроскопа.). • Определение параметров молекул (диаметра, массы, скорости), • Опыт Бриджмена (просачивание масла через сталь). Показ слайда №3с комментариями. 2.Частицы находятся в непрерывном хаотическом движении. 1. Броуновское движение- наблюдал в 1827 г. Роберт Броун (англ. ботаник) Теорию броуновского движения - Альберт Эйнштейн в 1905 г. опытная проверка - Жан Перрен (фр.) в 1908-1911 г.г. Броуновское движение- это тепловое движение взвешенных в жидкостях (или газах) частиц. Показ слайда №4. 2.Диффузия- взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ. При диффузии молекулы одного тела, находясь в непрерывном движении, проникают в промежутки между молекулами другого соприкасающегося с ними тела и распределяются между ними. Наблюдается в газообразных, жидких и твердых телах. Демонстрация: Диффузия в жидкостях, имеющих различную (низкую и более высокую) температуру. Опыт: Окрашивание жидкости, зависимость скорости диффузии (движение молекул) от температуры. Показ слайда № 5. Показ слайда №6. З.Частицы взаимодействуют друг с другом. Причина - электромагнитное взаимодействие ядер соседних молекул.Примеры: • слипание свинцовых цилиндров (демонстрация опыта),   Демонстрационный эксперимент: Сила притяжения и отталкивания между молекулами. Опыт Со свинцовыми цилиндрами, взаимодействие влажных и сухих стеклянных пластинок как проявление или не проявление молекулярных сил.   • прилипание стекла к воде, • сопротивление растяжению и сжатию, • малая сжимаемость твердых тел и жидкостей, • сохранение формы твердых тел. IY. Домашнее задание Выучить конспект, § 24. Y. Закрепление материала. Письменно ответить на вопросы теста: 1. Какое явление наиболее убедительно доказывает, что молекулы находятся в непрерывном хаоти­ческом движении? А. Испарение жидкости. Б. Диффузия. В. Изменение объема при нагревании. Г. Броуновское движение. 2. Какое явление наиболее убедительно доказывает, что между молекулами существуют силы притя­жения? А. Газ оказывает давление на стенки сосуда. Б. Диффузия. В. Существование жидкостей и твердых тел. Г. Броуновское движение. 3. Как зависит скорость диффузии от температуры для данного агрегатного состояния вещества? А. Не зависит. Б. Увеличивается с повышением температуры. В. Уменьшается с повышением температуры. Г. Ответ неоднозначен. 4. Как движутся молекулы газов в воздухе? А. Молекулы в основном колеблются. Б. Молекулы в основном вращаются. В. Молекулы в основном движутся поступательно. Г. Молекулы движутся равномерно от столкновения до столкновения. 5. Чем в основном определяется скорость распро­странения запаха духов в комнате? А. Броуновским движением. Б. Диффузией. В. Конвекционными потоками воздуха. Г. Испарением. 6. В каком случае число молекул больше: в одном моле водорода или в одном моле воды? А. Одинаковое. Б. В одном моле водорода. В. В одном моле воды. Г. Ответ неоднозначен.     VI. Подведение итогов, выставление отметок.   Обучающиеся приветствуют преподавателя, настраиваются на урок.   Обучающиеся делают записи в тетрадях. (Можно выдать конспекты ПРИЛОЖЕНИЕ 1).     Предполагаемый ответ обучающихся: «Испарение зависит от: а) площади поверхности жидкости, б) плотности жидкости, в) наличия ветра, г) температуры».   Вывод: При нагревании стальной шарик расширяется (увеличивается в объеме), а при охлаждении сужается (уменьшается в объеме).   Обучающиеся просматривают видеоматериал и делают записи. Обучающиеся просматривают видеоматериал и делают записи. Вывод: Чем выше температура, тем быстрее движутся частицы вещества.   Вывод: Частицы притягиваются друг к другу.     Записывают домашнее задание.   Можно предложить в группах СПО выполнить тест за ПК:     Предполагаемые ответы: Б В Б Г Б А

 

Литература:

1.Учебник Ф - 10.- Г.Я. Мякишев.

2.Поурочные разработки по физике.- В.А.Волков, - Москва.- «Вако».- 2006г.

 

Интернет-ресурсы:

1. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/osnovnye-polozheniya-molekulyarno-kineticheskoi-teorii

2. сайт Referat.Mirslovarei.com.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура эпохи Архаики | Управление рисками в инновационно-инвестиционном процессе
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал