Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Своеобразие литературного произведения искусства.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Программы семинаров Семинар. Автор – Читатель – Текст.
I. Дискуссия. В начале дискуссии выступают 3 эксперта. Их задача – сформулировать 3 – 4 тезиса по обозначенной проблеме. Затем выступают оппоненты.
Вопросы для обсуждения: 1. Образы авторства в мировой литературе. Автор – это гений (безумец, оригинал и т.д.) или обычный человек, занимающийся интеллектуальным трудом. 2. Особенности творческого поведения. Что разрешено писателю, а что нет? 3. Герой для автора или Автор для героя? Герой, кто он – послушная марионетка или властитель авторских дум? 4. Смысл текста формируется автором во время написания произведения? или: Смысл формируется читателем во время чтения?
II. Обсуждение литературных произведений (это обсуждение связано с темой семинара).
1. И. Бунин. «Жизнь Арсеньева». Книга 5, глава XIII и XIV. 2. С. Есенин. «Чёрный человек». 3. О. Генри. «Теория и практика». 4. В. Брюсов. «Милый сон» и Ф. Тютчев «Последняя любовь». 5. * Л. Пиранделло. «Шестеро персонажей в поисках автора».
III. Литературоведы. 1. Проанализировать работу Ю. Лотмана («Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий» 1 из глав) и выяснить, в чём заключается работа литературоведа с текстом (пересказ содержания? анализ формы? жанровые, текстологические и т.д. сопоставления? и т.д.). 2. Создать самостоятельно комментарий к одному из рассказов любого автора (русской или зарубежной литературы) XX в. *Дополнительное задание: информационный поиск. Статьи, посвящённые проблеме Заголовка, названия текста (краткая библиография и краткая характеристика). Словарь (найти в словарях и энциклопедиях следующие определения): автор, читатель, катарсис, текст – произведение, подтекст, контекст, интертекст. Семинар 2. Художественный образ. Своеобразие литературного произведения искусства.
I. Понятие художественного образа.
Задание: Найти 3 – 5 определений художественного образа и выписать их (работа по карточкам).
Литература: Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1969 (Раздел «Художественный образ»). Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 5. М., 1962. Стлб. 363 – 369. Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Сравните определения. Что акцентируется в них?
1. внешняя предметность образа или внутреннее субъективное начало; 2. воплощённость в каком-либо материале (слово, речь) или несводимый к материалу контекстуальный смысл; 3. чувственно-эмоциональное начало или интеллектуальное начало; 4. индивидуальное или типическое.
Дополните доказательство одного из полюсов этих оппозиций своими аргументами.
II. Дискуссия: Взаимодействие внехудожественной действительности и художественного мира: подражание реальному миру, воссоздание его или сотворение нового мира?
III. Литература и другие виды искусства. Сходства и различия «языков искусства». С. Есенин. Стихотворения («Там, где капустные грядки…», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др.). В. Маяковский. «Ночь» («Багровый и белый отброшен и скомкан…») А. Рембо. Гласные. Г. Аполлинер. Каллиграмы.
А. Куприн. Гранатовый браслет (объясните необходимость именно такого эпиграфа). К. Бальмонт. Камыши («Полночной порою в болотной глуши…») М. Волошин. В вагоне. * Творческое задание: Письменная работа «Экранизация литературного произведения: за и против» (2 страницы; по материалам экранизаций последних лет).
|