Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Велес в Русской истории






 

В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 г., упоминаемого в «Повести временных лет») Велес выступает как Скотий Бог — Покровитель домашних животных и Бог богатства. В Киеве во время «языческой реформы» князя Владимира изваяние Велеса стояло, по-видимому, на Подоле, в нижней части города (тогда как изваяние Перуна — на горе). Существует мнение, что в социальном аспекте различие между Велесом и Перуном проявлялось в том, что Велес считался Богом «всей Руси», а Перун — преимущественно Богом княжеской дружины.

В эпоху двоеверия образ Велеса был, в определённой мере, ассимилирован и заменён образом христианского покровителя скота св. Власия (сыграло роль и звуковое соответствие имён). Частично функции Велеса были перенесены и на других святых, например, на Николу и Юрия (Георгия), причём последний оказался также связан с Ярилой — сыном Вещего Бога, являющимся мифологическим воплощением образа «Молодого Велеса».

Следы культа Велеса (чаще всего под видом почитания св. Власия) сохранились по всему Русскому Северу. В новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св. Власию явственно прослеживается связь его культа со скотом. Характерно также переплетение культа Велеса-Власия с почитанием медведя как Хозяина животных (Медведь — один из Звериных образов-ипостасей Велеса). Связь Велеса с сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая оставлять в дар (жертву) Богу несжатыми несколько пучков или стеблей хлебных злаков — волотей — «Велесу на бородку».

Характерно отнесение Велеса христианской традицией к «нечистой силе» (отсюда диалектные названия чёрта — «волохатый», «волосень» и т.п.). Чешские тексты XVI–XVII вв. также говорят о Языческом Божестве, именуемом Veles, как о «злом духе», «демоне». Вероятно, это связано с общеславянским представлением о Велесе как Покровителе мира Мёртвых, который христианством отождествлялся с Преисподней (Адом) — местом пребывания «Дьявольских сил».

Об общеславянском характере образа Велеса свидетельствует и наличие соответствий русскому Велесу в южнославянской традиции, где, как и у восточных славян, с Именем этого Бога связывается название созвездия Плеяд (др.-рус. Волосыни — «жёны Велеса/Волоса», болг. Власците, сербско-хорв. Влашичи и др.); ср. также имя вилы Вела в македонском фольклоре, а также Имя балтийского Бога мира Мёртвых Велса. В Ведийской мифологии также существуют сходные образы (ср., напр., Вала, Вритра).

Существует гипотеза, согласно которой название острова Валаам[97] переводится как «Велесова земля». Финны назвали этот остров — Валамо. «Земля» по-фински — мо, а корень wal/wel действительно связан с Именем Велеса. Индоевропейский корень wal/wel (от которого произошли скандинавские валькирия и Вальхалла — ср. связь Велеса с миром Мёртвых) в кельтском варианте звучит как fil. От этого корня произошло слово филиды («вещие певцы»). На Руси же Велес был почитаем, в частности, как Покровитель вещих певцов и сказителей, а знаменитый Боян в «Слове о полку Игореве» прямо именовался «Велесовым внуком» («Бояне, Велесов внуче...»).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал