Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт второй: активное воображение⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Анализируя опыт, полученный во время сновидения, благодаря которому наш сновидец впервые столкнулся с фигурой Лилит, мы попытались путём взаимного усиления, создать необходимый контекст, в рамках которого мы смогли бы пролить свет на образ из сновидения и понять эмоции пациента. В следующей главе мы вернёмся к вопросу о том, что открылось пациенту в результате пережитого опыта, и как это отразилось на его личной жизни и какие могли быть возможные последствия для него и его внутреннего развития. Спустя приблизительно пять лет после первой встречи с Лилит, пациент уже располагал опытом внешней анимы. Как и следовало ожидать, её проекция упала на девушку, которая была очень похожа на Лилит. Она была молодой и привлекательной особой, которая заманила его в ловушку, используя всё своё женское очарование. У неё имелся ярко выраженный Эрос, благодаря чему она даже в подростковом возрасте дружила с многочисленными мужчинами, в основном женатыми. Эта дружба всегда заканчивалась ровно тогда, когда на фоне отношений возникали психологические проблемы, так как она прекрасно знала, когда нужно отступать, искусно, в самый последний момент избегая конфликтов, что свидетельствовало о появлении мудрости. Данный опыт предполагал серьёзный моральный конфликт для пациента. Но он подсознательно чувствовал, что когда-то уже проходил через это. Правда, пока ещё излишне рациональное сознание, пыталось убедить его в том, что это была всего лишь проекция. Надо заметить, что в то время, он продолжал находиться под её чарами. И хотя он знал, что стал жертвой, поддавшись очарованию, основанному на проекции его собственной женской стороны, это ни в коей мере не помогало ему разобраться в возникшей путанице. Если бы он понял значение образа из сновидения ещё в то время, и подготовился бы принять этот опыт, будучи во всеоружии, всё могло бы сложиться иначе. Но он не воспользовался в достаточной мере этим опытом, и теперь ему противостоит внешняя фигура Лилит, что явилось своего рода воздаянием за это. Таким образом, этот конфликт застал его врасплох и едва не погубил. Анима Лилит неуловимо подчиняла себе нашего пациента. Но так как эротический опыт обернулся психологическим разногласием, она инстинктивно почувствовала, что эта проблема начинает беспокоить её лично. Вместо того, чтобы признать этот конфликт и попытаться уладить, она игнорирует его и подавляет. Тем не менее, у пациента интенсивность проекции на неё постепенно ослабевала. Он согласился с тем, что женщина, которая стала ему близка, была отражением его собственной иррациональной стороны, его анимы. В результате он не только реализовал собственные чувства, но и значительно укрепил связь со своим Эросом. Этим наш пациент внёс свою скромную лепту в развитие сознательного. Оказалось, что девушка, которая ему встретилась, выросла в подчёркнуто христианской среде. Узнав об этом, он задался вопросом: что означала его встреча с христианской анимой? Это послужило основанием вспомнить более давний сон, который он теперь понимал гораздо яснее: " Как-то мы с отцом стояли в синагоге и молились. Когда мы оба вышли на улицу, я увидел, что за синагогой находится католическая церковь". Наш пациент родился и вырос в католическом городе, что сильно сказалось на его ассоциациях. Около дома его родителей находилась церковь, а рядом с ней - дом священника. Соседские отношения со священником были очень хорошими. Ежегодные процессии в праздник Тела Христова произвели неизгладимое впечатление на его чувствительную натуру. Так что, неудивительно, что на него сильно повлияла христианская среда, хотя он всегда помнил о своём еврействе и положительно отзывался о его достоинствах. То, что явилось ему во сне, было надёжно скрыто под сознательным еврейским поведением. Другими словами, его бессознательное восприятие находилось под влиянием Христианства и Католической Церкви. Определённый параллелизм, присутствующий в сакральных областях Иудаизма и Христианства способен наглядно продемонстрировать похожие концепции, которые независимо друг от друга могут быть обнаружены в этих двух религиях. Например, к нему относятся христианское представление о воплощении [проявлении] образа Божьего, которое выражено в учении о боговоплощении, иудейским эквивалентом которого можно считать каббалистическое учение о проявлении Эйн Софа в Сефирот. Различие между этими двумя религиозными представлениями заключается в том, что с точки зрения Христианства, воплощение Бога является уникальным, но тем не менее исторически объяснимым событием, тогда как согласно Каббале процесс Его проявления (развития), без сомнения, непрерывен и происходит в пределах божественной сферы.[17] Второй опыт встречи с Лилит не был никак связан со сновидением. Юнг называл подобный опыт " активным воображением", которое включает в себя метод интроспекции, который он разрабатывал.[18]Данный метод выделения определённого бессознательного материала из глубин бессознательного согласно Марии-Луизе фон Франц: "..., избыточное давление, оказываемое на бессознательное, может вызывать многочисленные сны и фантазии, или же, наоборот, блокировать сновидения." [19] Особенность активного воображения в том, что оно постоянно и неограниченно. Юнг пишет, что фантазия представляет собой " преимущественно ваше собственное изобретение, которое основано на личных качествах и сознательных ожиданиях." Термин " активное" воображение обозначает такое воображение, в котором образы живут собственной жизнью и даже события, имеющие символический смысл, развиваются в соответствии с собственной логикой." [20] Один из видов активного воображения - это так называемое " затухание" сознания, вызванное состоянием, которое Пьер Жане называл " abaissement du niveau mental" (снижением психического порога).Подобные методы, относящиеся к медитации, были известны с незапамятных времён. Например, в некоторых мистических книгах Суфизма есть рекомендации медитировать на имя Аллаха до тех пор, пока не будет достигнуто нечто похожее на состояние транса. В практической школе Каббалы, основанной Авраамом Абулафией и его учениками, рекомендуются медитативные практики, с помощью которых можно вводить себя состояние экстаза. В манускрипте, написанным одним из его учеников, перечислены три пути достижения мистического экстаза: [21]универсальный мистический путь Суфизма, философский путь, основанный на разуме и, наконец, каббалистический путь. Последний путь считается наивысшим. Хотите попробовать? Тогда следуйте руководству по медитации на четыре буквы божественного имени ЯХВЕ י ה ו ה, изменяйте и переставляйте эти буквы, пока каждая из них не начнёт " жить собственной жизнью". В наше время разработано немало различных техник медитации и интроспекции, как в религиозных кругах, так и в психотерапии. В частности, в интроспекции применяются особые предметы для медитации; например, крест, на который тоже можно медитировать. Однако в случае активного воображения право выбора объекта для медитации предоставляется бессознательному. Если сконцентрироваться на нём, то появятся внутренние образы или фрагменты из сновидений. После периода интенсивной концентрации они начинают оживать. Согласно Юнгу: «… он сконцентрировался на этом изображении, удерживая на нём всё своё внимание. Как правило, оно начинает изменяться, поскольку его оживляет сам факт созерцания. От такого изображения развивается целая цепь образов фантазии, которые постепенно начинают принимать драматический характер. К окончанию медитации пациент вовлечён в драматическое действие, которое независимо от него происходит в его фантазии, после чего он, несомненно, вернётся в реальность.»[22] Имея дело с активным воображением особенно важно тщательно различать, что принадлежит сознательному опыту, полученному при психоанализе, что – знанию, а что относится к той ситуации, когда воображение преодолевает личностные барьеры и препятствия и проникает в царство архетипов. Пациент, которого подвергали психоанализу, прекрасно знал об этом, и поначалу был настроен весьма скептически и настороженно, что нельзя сказать касательно его реакции на сновидение с участием Лилит. Его заинтересовал весьма уместный в данном случае вопрос: а вдруг это сновидение и вправду было истинным воображением и самой настоящей манифестацией бессознательного, или же оно являлось плодом сознательной фантазии? Благодаря этим двум событиям он не только заручился определённым опытом во взаимоотношениях со своими сновидениями, но развил чутьё на подлинно внутренние ситуации. В результате он даже научился отличать личностное от коллективного. В его воображении возникло следующее... " Я искал старое еврейское кладбище в Толедо, там я должен был расшифровать надписи на некоторых надгробиях. Внезапно я понял, что кладбища там больше не существует, а на его месте построена великолепная церковь. Но еврейского квартала, который раньше её окружал, там уже не было. Я пошёл в другой квартал, тоже еврейский. Там я спрашивал всех подряд о толедском раввине. И тут один из прохожих позвал к себе девушку, лет двадцати - внучку раввина. Она была очень красива, у неё были большие тёмные глаза и рыжие волосы, которые струились по спине. Она была одета в ярко-красное платье. Я спросил у неё, как её зовут. Поначалу, она немного засмущалась, но потом ответила: " Меня зовут Симха* [радость - ивр.], хотя мои друзья то и дело называют меня Лилит. Тогда я спросил её с улыбкой: " Если ты и есть та самая Лилит, то где же твои крылья? Она покраснела и ничего не ответила. Потом она отвела меня к своему дедушке - раввину города Толедо. Я стал спрашивать его: " Рабби, скажите мне, что является самой важной вещью, которую я должен изучать в жизни? " Раввин задумался. Его взгляд пронизывал меня. Хорошенько подумав, он одарил меня улыбкой и сказал: " Самая важная вещь, которую ты должен изучать в своей жизни - это искусство правильно танцевать." От удивления я уставился на него, не понимая, что он имеет ввиду. Затем, он подозвал к себе внучку, и они вместе начали инструктировать меня как " правильно" танцевать. Симха-Лилит стала танцевать со мной, а раввин наблюдал за нами и хлопал. Мы танцевали, делая три медленных шага налево, затем один шаг назад, потом направо и так дальше пока не очертим полный круг. После этого, танец повторялся в обратном порядке. Раввин хлопал и отсчитывал: " Раз, два, три", потому что четвёртый шаг был самым важным. В конце церемонии танца девушка преподнесла мне золотое кольцо, которое я сразу же надел. Раввин, в свою очередь, вручил мне книгу, которую я должен был передать его другу - раввину Иерусалима". Комментарий: Воображение перенесло нас в Толедо конца XIV века, то есть, в те времена, когда городом правили арабы и еврейская община процветала. Здесь мы должны в точности выяснить для себя, почему в воображении возник именно город Толедо, и в чём его символический смысл? Вдобавок к этому, мы должны выяснить, в чём заключается символический статус этого города. Ассоциации, полученные при психоанализе, свидетельствовали о том, что наш пациент с самого детства был очарован Испанией. Что касается литературы, он был знаком с трагедией " Еврейка из Толедо " Франца Грильпарцера и романом Леона Фейхтвангера " Испанская баллада". Этот роман основан на реальных событиях, и повествует нам об истории любви Короля Альфонсо VIII и прекрасной еврейки Рахили, которая упоминается во всех двух частях этого литературного произведения, но не играет там особой роли. Пациент даже вспомнил, что согласно семейной легенде его предки первоначально жили в Испании и эмигрировали оттуда только после указа Короля Фердинанда Арагона и Изабеллы Кастилии в 1492 году. Многие его предки жили в Богемии и Германии, некоторые из них были каббалистами во время Тридцатилетней войны, другие же были хасидскими лидерами в XVIII веке. 1.Сравните со сном оТоледов C.G. Jung: " The Tavistock Lectures" (1935), Lecture IV, in The Symbolic Life, CW Vol.XVIII, Princeton, 1976, p. 121f Наш пациент неоднократно ездил в Испанию, и обязательно посещал Толедо. Этот город будоражил его сознание, и он старался поддерживать с ним тесную связь. Его излюбленным занятием было блуждать по извилистым улочкам Старого города, где ему постоянно казалось, что он когда-то уже там жил. Возможно, что он испытывал то самое чувство, которое известно как " дежа вю". Однажды, когда он находился в великолепной синагоге, построенной казначеем короля ПедроIЖестокого, к нему обратился внутренний голос, который потребовал от него, чтобы он произнёс старинную еврейскую молитву за усопших (Кадиш), а именно за мучеников, которые приняли смерть, защищая свою веру в Испании и Германии. После того, как евреев изгнали из Испании, эта синагога была передана ордену Калатравы, который стал использовать её как церковь, назвав Кафедральным собором Святой Марии.Ко времени освящения этого здания относятся несколько могил похороненных здесь рыцарей, принадлежащих этому ордену, надгробия которых были вмурованы в пол синагоги. Толедо - город, история происхождения которого окутана тайной. С самого его основания в еврейской традиции принято связывать название " Толедо" с еврейским словом " toledoth" (ת ו ל ד ו ת), которое означает ничто иное как " генеалогическое древо" или " родословная", что тесно перекликается с традицией, которая гласила, что этот город был основан потомками Ноя. Но на самом деле Толедо основан кельтоиберийцами. В последствии во II веке до н. э. город был захвачен римлянами, которые назвали его " Toletum". Поначалу это был простой провинциальный городок, но в скором времени благодаря великому переселению народов, в особенности после вторжения племён вестготов, Толедо стал занимать лидирующее положение. При короле Леовигильде его статус заметно возрос, так как там стала располагаться королевская резиденция. В IVвеке н. э. город стал религиозным центром и резиденцией епископа, а позднее находился под Приматом Испании. В 586 году н. э. король Реккаред отказался от арианства, которое было распространено среди вестготов, и обратил их в Католицизм, который стал единственной официальной религией Испании. На многочисленных церковных соборах, проведённых в Толедо, решались как церковные, так и на политические дела. С принятием Католицизма нахлынула первая волна преследования евреев, которое прекратилось только после того, как город был захвачен арабами в 711 году н. э. Во время арабского правления в равной мере процветала арабская, христианская и еврейская культура. По окончанию Реконкисты (возвращения Испании под управление христиан) Толедо стал резиденцией испанских королей. При Чарльзе V он стал столицей, сохраняя свою важность как религиозного центра, и продолжал им оставаться даже после того, когда Филипп II перенёс королевскую резиденцию в Мадрид. Толедо являлся столицей Новой Кастилии, которая наряду с Каталонией была важнейшим центром иудейского мистицизма.¹ Там жили такие каббалисты как Тодрос Абулафия и Иосиф ибн Вакар. Следует напомнить, где жили другие наиболее известные испанские каббалисты: Исаак и Яков Коган жил Сории, Иосиф Гикатила в Мединасели, Моисей де Лион в Гвадалахаре, Моисей де Бургос в Авиле.Город Толедо почти круглый по форме; он построен таким образом, чтобы находиться на холме в центре Испании, который с трёх сторон ограждает река Тахо. Вестготские и арабские крепостные стены, части которых сохранилась до наших времён, снабжены четырьмя воротами.Самые большие и впечатляющие кафедральные соборы Испании находятся в Толедо, Бургосе и Лионе. Они были построены в XIII столетии рядом с площадью, которая относилась к еврейскому кварталу. Один из этих соборов был построен на месте разрушенной мечети, которая в свою очередь построена на месте, где изначально стоял храм вестготов. Это место считалось не только центром города, но также символизировало собой ecclesia militans (Церковь воинствующую), которое являлось мощным движущим фактором для Реконкисты. Кроме того, это символ Христианской Империи и, прежде всего, западной христианской культуры. Круглый город, с психологической точки зрения, символ психической целостности. Круг, разделённый крестом - универсальный план построения для всех архаичных городов, многие из которых находились в Европе, Азии и доколумбовой Америке. Когда римляне строили новый город, они обычно пропахивали борозду в виде окружности, которую после делили на четыре четверти. Таким образом " четвертичный" город сам по себе является символом. Он содержал в себе тот же смысл, что и образ Небесного Иерусалима. Этот символ впервые появился в Талмуде, [23]и благодаря апостолу Павлу проник в Новый Завет [24] и в конце концов - в различные гностические секты. [25]Небесный Иерусалим - это архетип земного Иерусалима, который согласно еврейской традиции будет ниспослан Богом на землю во дни Мессии, чтобы заменить собой старую землю, которая будет разрушена. Согласно древней еврейской традиции, земной Иерусалим, книгу и кольцо от которого пациент должен взять в конце своего воображения, является центр целой страны, которая в свою очередь символизирует пуп Земли. В Иерусалиме Храм был построен в самом центре города. Исходя из этого, можно сказать, что Толедо и Иерусалим символизируют одно и то же, только один в иудейском, а другой в христианском аспекте. Сновидец ищет старое еврейское кладбище, чтобы расшифровать надписи на надгробиях. Очевидно, что действуя таким образом он пытается установить связь со своими предками. Но это невозможно сделать, поскольку камни представляют собой мёртвую материю. В итоге он не находит «мёртвые» надгробия, но вместо этого встречает живую девушку. Если сравнивать это сновидение с тем, в котором пред ним впервые появилась Лилит, то их сценарии не имеют между собой ничего общего. Во-первых, целостная атмосфера воображения намного более гармонична, расслаблена и безмятежна. Страх и очарование почти полностью исчезли. Пациент демонстрировал гораздо более естественное отношение к людям и затронувшим его событиям. Он больше не пассивный наблюдатель, но активный участник событий, такой же как и действительности. Фигура анимы появилась под именем Симха, что на иврите означает " радость". Таким образом, она символизирует страсть пациента к жизни, которая оставила его, что было связано с бессознательной анимой. В то же самое время, она являлась ещё и Лилит, хотя подверглась значительным изменениям. Она больше не архаичная богиня или демоническая фигура, соответствующая примитивной природе пациента, или же его инстинктивной аниме, которая не разговаривает с ним и не пытается иметь с ним какие-либо отношения. Здесь анима приняла человеческую форму, что с психологической точки зрения означает, что она в значительной мере стала ближе к сознанию. Без сомнения, сознание нашего пациента изменилось со времени первого появления Лилит, и в результате этого бессознательный образ анимы тоже изменился, или же наоборот, образ анимы первым меняться и изменил сознательное пациента, вызвав тем самым соответствующие последствия. Оба процесса происходят параллельно. Симха-Лилит не пытается соблазнить пациента или же заполучить контроль над ним. И хотя эта анима изображена как простая, естественная девушка, она ни в коей мере не является фигурой из сознательного мира. У неё по-прежнему есть пара крыльев, она лишь спрятала их в надёжном месте. Девушка была смущена при упоминании об этих крыльях, что свидетельствует о том, что проявляя свою человеческую сторону, она перестанет быть наполненной архаичной демонической природой и вскоре отбросит её окончательно. Рыжие волосы и ярко-красное платье указывают на развитие чувств и эмоциональной стороны пациента. В Зоаре Лилит тоже описана как рыжеволосая и одетая в красное платье.¹ Неповторимое далеко идущее бессознательное пациента изменилось, или говоря алхимическим языком: в результате первого опыта nigredo превратилось в rubedo за счёт известного нам побуждения бессознательного. Фигура анимы во втором опыте значительно моложе той, что предстала перед ним во время его первой встречи с Лилит. Это значит, что со временем произошло изменение в сознании пациента. Как правило, человек, который остаётся по-детски незрелым, имеет аниму, наделённую материнскими чертами, тогда как человек со взрослым сознанием имеет аниму, похожую на молодую девушку. Обе эти фигуры компенсируют излишне односторонние взгляды пациента. Появление анимы, в образе молодой девушки несомненно свидетельствует о том, что у него начался внутренний процесс взросления. Эта фигура ведёт сновидца к своему дедушке. Мы видим, что соблазнительница стала спутником и духовным проводником, так как она ведёт нашего сновидца к другой в равной мере архетипической фигуре. Поскольку раввин Толедо является духовным лидером общины, он представляет собой архетип мудрого старца. Юнг бы назвал его[26]" архетипическим средством" (archetype of meaning), поскольку он знает потаённые мысли сновидца, которые сам же и должен исполнить. Эти потаённые мысли манифестировались во время церемонии танца. В данном случае танец передаёт не столько эротичность ситуации, не смотря на то, что они вплотную приблизились друг к другу, сколько представляет собой гораздо более многозначительный ритуальный акт. Танцы играют важную роль в обрядах инициации примитивных народов, которые репетируют их по несколько часов под звуки своих барабанов. Сменяющиеся танцевальные движения переносят сновидца сначала налево, а затем, когда они описывают полный круг, направо, что символизирует движение против сознания. Круговое движение представляет собой своего рода мандалу. С одной стороны - это защитный круг, но в то же время он символизирует единство индивидуальности, в котором чувства, наконец, обрели своё законное место. К тому же нам известен ритм танца; движение выполнялось в четыре четверти: три шага налево и один направо. Подобное деление напоминает так называемую аксиому Марии Профетиссы, которая неоднократно упоминается в алхимических трактатах, где говорится о четырёх частях одного целого.[27]Здесь отчётливо проступает проблема четырёх, что перекликается с четырьмя основными чувствами (feeling), которые были выделены (torealize) в сновидении. Так как эти чувства начинают выделять себя, анима вручает сновидцу кольцо, которое имеет двойное значение. Кольцо - это символ единства. Кроме того, оно символизирует собой внутреннюю привязанность и тесные узы. Во время еврейской свадебной церемонии, жених надевает на палец невесты кольцо и обращается к ней со словами: " Надев это кольцо ты обручена со мной священным браком, согласно Закону Моисея и Израиля." Каббалистическая книга, которую она вручает спящему, символизирует приглашение к более глубокому изучению духовного наследия и культуры предков. Нет никакого смысла продолжать данное исследование, так как природа и развивающаяся индивидуальность нашего пациента зависит от его дальнейшего воображения. Удивительно то, что он наконец-то достиг полноценного самосознания и приобрёл уверенность в себе, что заметно отразилось на его повседневной жизни.
www.e-puzzle.ru www.e-puzzle.ru [1]Бытие (2: 21). 2. Бытие (1: 26)
[2]Бытие (3: 16)
[3]Тот факт, что мы упомянули здесь о матриархате, вовсе не означает, что когда-либо существовал социологически доказанный матриархат. Данный вопрос по сей день вызывает ожесточённые дискуссии среди этнографов.
[4]C. Lenherr-Baumgartner: loc. tit., p. 19
[5]R. von Ranke Graves & amp; R. Patai: Hebraische Mythologie. Reinbek bei Hamburg, 1986, p. 80
[6]E.W. Vogelsang: foe. at., p. 14
[7]E.W. Vogelsang: foe. at., p. 17f Прим. пер. По-сути, Фогельзанг считает, что в данном стихе под словом ЯХВЕ, подразумевается не Сам Бог, а именно Его тайное имя, которое было использовано Моисеем в качестве заклинания.
[8]В Исходе (14: 21) и в более поздних комментариях: Мидраш Раба, Пиркей де Рабби Элиэзера и Раши также ничего не известно о произнесении имени Бога.
[9]С. Lenherr-Baumgartner: foe. at., p. 24
[10]C. Lenherr-Baumgartner: he. ciL, p. 18
[11]K. Horney: " Die Angst vor der Frau" in Internationale, Zeitschriftfiir Psychoanalyse. Vienna, 1932, Vol. XVIII, p. 5ff
[12]C.G. Jung: " Psychological Aspects of the Mother Archetype" in The Archetypes and the Collective Unconscious. Princeton & amp; London, 1959, CW.Vol. IX, p. 8lff
[13]E. Neumann: The Origin and History of Consciousness. Princeton & amp; London, 1954, p. 41
[14]C.G.Jung: " The Psychology of Transference" in Specific Problems of Psychotherapy. Princeton & amp; London, 1954, CW, Vol. XVI, p. 295
[15]C.G. Jung: " Psychological Aspects of the Mother Archetype" in The Archetypes and the Collective Unconscious. Princeton & amp; London, 1959, CW, IX, p. 89
[16]G. Scholem: " Lilith ve'Na'amah liphne ha'melech Shlomo" in Peraqim chadashim me'injenei Ashmedai ve'Lilith. TZ, Jerusalem, 1947/48, Vol. XIX, p. 174
[17]Cf. C.G. Jung: Letter to James Kirsch in Letters of C.G. Jung. Princeton & amp; London, 1972, Vol. II, p. 91ff
[18]C.G.Jung: The Transcendent Function. Princeton & amp; London, 1960, CW, Vol. VIII, p. 68
[19]M.-L. von Franz: " Die aktive Imagination in der Psychologie C.G. Jungs" in W. Bitter: Meditation in Religion und Psychotherapie. Stuttgart, 1958, p. 143; ныне доступно в M.-L. von Franz, Psychotherapie, Einsiedeln, 1990.
[20]C.G.Jung: " The Tavistock Lectures" (1935), Lecture V (Discussion) in The Symbolic Life, CW Vol. XVIII, Princeton & amp; London, 1976, p. 171
[21]G. Scholem: Major Trends in Jewish Mysticism. New York, 1961, p.
[22]C.G. Jung: " The Relations between the Ego and the Unconscious" in Two Essays on Analytical Psychology. Princeton & amp; London, 1953, CW, Vol. VII
[23]B.T.: Traktat Ta'anit 5a; Traktat Sukka 51b
[24]Paul: Epistle to the Galatians 4, 26
[25]H. Leisegang: Die Gnosis. Leipzig, 1924, p. 140
[26] C.G. Jung: " Archetypes of the Collective Unconscious" in Архетипах коллективного бессознательного. Princeton & amp; London, 1959, CW, IX, p. 37
[27]C.G.Jung: Psychology and Alchemy. Princeton & amp; London, 1953, CW, Vol. XII, p. 160
|