Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к составлению жанров личных документов
УДК 651(075.8) ББК 65.050.2я73 К14 Р с ц с н з е н т ы: д-р филолог, наук, проф. И. Г. Мижралова; канд. филолог, наук, доцент И.А. Звонова Казанцева Г.В. К14 Личныедокументы: требования к оформлению и образцы документов: учеб. пособие / Г.В.Казанцева. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 40 с. 15ВЫ 978-5-9765-0311-3 (Флинта) 18ВЫ 978-5-02-034663-5 (Наука) В учебномпособии излагаются теоретические ипрактические сведения о разновидностиделовых бумаг официально-делового стиля — личных документах. В Первомразделе рассматриваютсяобщие нормы и правила языкового оформленияличных документов. Во втором — требования к составлению жанров личныхдокументов. В приложениипредставлены образцы личных бумаг: заявления, заявки, автобиографии, резюме, расписки, доверенности, докладнойзаписки, объяснительнойзаписки, делового письма. Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также для тех, кто стремится повыситьобщий уровень культурыписьменной деловой речи. УДК 651(075.8) ББК 65.050.2я73 Издано при участии Московского психолого-социального института Учебное издание Казанцева Галина Владимировна ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: требования к оформлению и образцы документов Учебное пособие Подписано в печать 15.10.2009. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2.4. Уч.-изд. л. 1, 2. Тираж 1000 экз. Изд. № 2017. Заказ 2070 ООО «Флинта», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, комн. 324. Тел./факс: (495)334-82-65, гел.: (495)336-03-11. Е-таП: №ма@пш1.ги: \Ч; Ь5|[с:»ж*.Шп(а.ги Издательство «Наука». 117997, ГСП-7. Москва В-485. ул. Профсоюзная, д. 90. ООО «Великолукская городская типография» Псковскаяобласть, г. Великие Луки, ул. Полиграфистов. 78/12 Тел./факс: (811 -53) 3-62-95. Е-таП: гакаг@уеШр.га
© Казанцева Г.В., 2008 © Издательство «Флинта», 2008 Оглавление Введение...................................................................................................................... 4 Раздел 1 ОБЩИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1.1. Некоторые особенности языка личных документов............................ 6 1.2. Дата документа................................................................................................. 7 1.3. Подпись............................................................................................................... 8 1.4. Нормы оформления печатного текста....................................................... 9 1.5. Нумерация страниц......................................................................................... 9 1.6. Сокращения слов и словосочетаний в тексте документов................ 10 1.7. Некоторые правила склонения фамилий в русском языке.............................................................................................. II 1.8. Некоторые правила склонений существительных, Раздел 2 ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ЖАНРОВ ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ 2.1. Заявление......................................................................................................... 13 2.2. Заявка.............................................................................................................. 16 2.3. Автобиография............................................................................................... 16 2.4. Резюме....................................................................................................... '....... 19 2.5. Доверенность.................................................................................................. 21 2.6. Расписка........................................................................................................... 23 2.7. Докладная записка........................................................................................ 24 2.8. Объяснительная записка............................................................................. 27 2.9. Деловое письмо.............................................................................................. 29 Приложения............................................................................................................. 33 Библиография........................................................................................................ 40 Введение Функции официально-делового стиля реализуются в различных документах. Словом «документ» (от лат. documentum (ит — доказательство, свидетельство) в деловой речи принято обозначать деловые бумаги, обслуживающие сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой. Среди многочисленного разнообразия видов документов официально-делового стиля особое место занимают личные документы — разновидность деловых бумаг личного характера, составленных VI оформленных частным, физическим, лицом. Личные документы, как и все другие разновидности письменной деловой речи, состоят из строго определенных, постоянных элементов содержания, которые в делопроизводстве принято называть реквизитами. Требования к оформлению реквизитов изложены в ГОСТе Р 6. 30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации» и распространяются па все типы документов. Однако ни один документ не оформляется полным набором реквизитов, так как их состав зависит от назначения каждого отдельного документа. Реквизитами в личных документах могут быть: 1) сведения об адресате (должность, фамилия, имя, отче- 2) сведения об адресанте (должность, фамилия, имя, отче- 3) наименование жанра документа (например, Заявление, расписка и т.п.)
4) опись приложений к документу, если они имеются; 5) дата; 6) подпись автора документа и др. Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо правильно, в соответствии с существующим государственным стандартом их расположить и наполнить документ языковым материалом. Требования, предъявляемые к письменному оформлению деловых бумаг, складываются из требований, оговоренных нормативными документами; норм и правил русского языка; учета особенностей делового стиля; норм и правил делового этикета, проявляющегося в форме изложения языкового материала в тексте. В пособии подробно рассматриваются требования, предъявляемые к оформлению личных документов с учетом их жанровой специфики, также в нем представлены образцы личных бумаг): заявления, заявки, автобиографии, резюме, расписки, доверенности, докладной записки, объяснительной записки, делового письма. Использованные в образцах документов сведения об адресатах и адресантах являются условными. Цель пособия — повысить культуру письменной деловой речи. Раздел 1 1. ОБЩИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1.1. Некоторые особенности языка личных документов Язык личных документов как жанровой разновидности официально-делового стиля должен соответствовать требованиям Единой государственной системы документов. Нормы составления документов закреплены в ГОСТах, различных справочниках, словарях и руководствах. Основными особенностями языкового оформления текстов личных документов являются нейтральный тон изложения материала, лаконичность и краткость текста, точность и ясность выражения мысли, использование речевого стандарта — клише. Следует помнить, что в деловых бумагах, в том числе личного характера, не употребляются слова и выражения: а) вышедшие из употребления — архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный); б) имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, в) относящиеся к ограниченной сфере употребления: про- Новые слова (неологизмы) или заимствованные слова используются только в том случае, если они получили устойчивое признание в языке, т.е. кодифицированы, закреплены в словарях или справочниках. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных — через черточку, ест числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2 я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно практическая конференция). Глагольные выражения типа прошу разрешить, необходимо улучшить заменяются словосочетаниями, в состав которых входят отглагольные существительные: прошу разрешения, необхо- димо улучшение. Широко используются конструкции с причастными и деепричастными оборотами, краткие страдательные причастия (например, принят на работу, направлен на учебу и т.п.). Таким образом, владение языком делового стиля во многом зависит от умения употреблять языковые формулы, модели речевых оборотов, что обеспечивает точность и однозначность понимания теиста адресатом, сокращает время па составление текста документа. Также существуют определенные нормы и правила указания наименования адресата и адресанта, даты документа, подписи составителя, оформления печатного текста, нумерации страниц, сокращения слов и словосочетаний в тексте документов, склонения фамилий в русском языке. 1.2. Дата документа Датой документа является дата его подписания или утверждения. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату. Существуют два способа оформления дат в документах: цифровой и словесно-цифровой. При цифровом способе дату документа оформляют арабскими цифрами, отделенными друг от друга точками, в указанной последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр; год — четырьмя арабскими цифрами (например, 03.06.2007). Слово год опускается при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания. Словесно цифровой способ допускает обозначение числа месяца двумя парами арабских цифр, года — четырьмя арабскими цифрами, названия месяца — слоном. Для обозначения слова год используется как сокращенный, так и полный вариант написания слова (например, 03 июня 2007 г. или 03 июня 2007 года). Слова год, годы сокращаются (год — г., годы — гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца и года, квартала и года, полугодия и года (например, в ноябре 2007 г.; в октябре ноябре 2007 г.; в I квартале 2007 г.; в II— III кварталах 2007 г.; в первом полугодии 2007 г.). Квартал обозначается римской цифрой, слово полугодие пишется полностью. Падежные окончания при римских цифрах не ставятся (например, во II квартале, но не во II-м квартале). Период, ограниченный пределами двух лет или года и десятилетия, указывается следующим образом: в 1992—1993 гг., в период 1985-1995 гг. Все виды некалендарных лет (учебный, бюджетный, отчетный год), т.е. начинающихся в одном году, а заканчивающихся в другом, пишут через косую черту (например, в 2001/2002 учебном году, отчетный 2006/2007 год). В остальных случаях между годами ставится тире (например, освободить от взимания налога в 2006—2007 гг.). 1.3. Подпись Реквизит «Подпись» располагают после текста документа и отметки о наличии приложений, отступив на 3—4 межстрочных интервала. В состав реквизита «Подпись» входят: а) наименование должности лица, подписавшего документ б) личная подпись; в) расшифровка подписи (инициалы, фамилия). Следует соблюдать некоторые особенности использования реквизита «Подпись»: а) если документ оформлен не на бланке, то полное обозначе- АО «Континент» Личная подпись В.Г. Амосов б) если документ оформлен иа бланке, то сокращенное обозна- в) наименование должностного лица, подписавшего доку- Генеральный директор АО «Континент» Личная подпись В. Г. Амосов г) подпись должна быть не только на документах, представляющих собой оригинал этого документа, но и на всех копиях документов.
1.4. Нормы оформления печатного текста При оформлении текстов личных документов при помощи персонального компьютера на формате листа А4 согласно ГОСТ Р 6.30-2003 рекомендуются следующие сочетания межстрочных интервалов: а) для отделения реквизитов друг от друга — 3 — 4 интервала; б) для отделения друг от друга составных частей реквизи- в) для текста документа — 1, 5 интервала. 1.5. Нумерация страниц При составлении многостраничных документов вторая и последующая страницы должны быть пронумерованы. Если текст документа печатается с обеих сторон, то лицевые стороны нумеруются нечетными цифрами, а оборотные — четными. Номер страницы наносится на верхнем ноле листа посередине и пишется арабскими цифрами без знаков препинания (точ- ки), без указания слова «страница», его сокращенных вариантов «стр.» или «с.» и знаков тире (черточек). 1.6. Сокращения слов и словосочетаний в тексте документов В текстах документов допускаются общепринятые сокращения слов, а также сокращения, оговоренные нормативными документами. В настоящее время стандартизованы следующие виды сокращений: 1) почтовые сведения (например, город — г., область — 2) наименование должностей и знаний (например, профес- 3) названия документов (например, технический план — А) слово год (г., гг., 1996/97 отчетном году); 5) денежные единицы (например, 2000 руб.; 80 коп.; по 6) текстовые обозначения (например, так далее — т.д., 7) названия единиц измерения при цифрах без точки после 8) буквенные аббревиатуры: 9) Российская Федерация — РФ; вычислительный центр — ВЦ; персональный компьютер — ПК; частное предприятие — ЧП; совместное предприятие — СП; научно-производственное объединение — НПО; организационно-распорядительные документы — ОРД; коммерческий банк — КБ. Все сокращения слов и наименований в документах должны быть общепринятыми и понятными. Следует помнить, что насыщенность текста сокращенными написаниями в целом снижает официальный тон документа. Сокращение должно быть понятно всем читающим документ. Поэтому при первом употреблении сокращения в тесте оно должно быть расшифровано в скобках, а зачем представлено в сокращенном варианте, например: Российская академия предпринимательства (РАН), только затем РАН. Написание сокращений должно быть унифицировано в пределах одного текста. Например, нельзя обозначать одно слово район то буквой р., то слогом рай., то комбинацией р-н. Чтобы не ошибиться в выборе сокращении, нужно пользоваться «Словарем сокращений русского языка» (М., 1969). 1.7. Некоторые правила склонения фамилий в русском языке 1) Как правило, не склоняются, т.е. не изменяются по паде- 2) Не склоняются фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко, 3) Как правило, склоняются нерусские фамилии на Безу- 4) Склоняются русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, если относятся к мужчинам, но не склоняются, если относятся к женщинам пли супружеской паре (например, заявление Николая Кента, но письмо Натальи Кент, просьба супругов Кент).
Раздел 2 ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ЖАНРОВ ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.8. Некоторые правила склонений имен существительных, обозначающих географические названия 1) Названия городов, сел, деревень, поселков, выраженные 2) не согласуются с определяемым словом вышеприведен- а) словосочетанием (например, в юроде Нижний Новго- б) формой множественного числа (например, в городе в) именами собственными, род которых не совпадает с г) именами собственными на ово (ево), -ыно (и но) (на д) официальные названия республик, если имеют форму Со словом Республика названия республик обычно согласуются, если имеют форму женского рода, оканчивающуюся на -ия (-ея) (например, Республики Словакии, Республики Кореи и т.д.). 2.1. Заявление Заявление — документ, содержащий просьбу (предложение, жалобу) какого-либо лица и адресованный организации или должностному лицу учреждения. Заявление составляется в произвольной форме от руки или печатается на листе бумаги формата А4. Для написания заявления могут использоваться специально разработанные бланки (формы). Такие стандартные бланки заявлений разрабатываются министерствами, ведомствами, организациями для обеспечения внутриведомственной деятельности. Основные реквизиты заявления: • наименование адресата: фамилия, инициалы, должность • наименование адресанта (заявителя): фамилия, имя, отче- • наименование вида документа (заявление); • текст заявления (точное изложение просьбы, предложе- • опись прилагаемых к заявлению документов (если име- • личная подпись; • дата составления заявления. Заявление может быть адресовано или должностному лицу организации, или организации. Основные требования к письменному оформлению заявления, адресованного должностному лицу (см. приложения: образец 1): 1. В правом верхнем углу листа с отступом в треть строки в 2. Под адресатом с новой строки со строчной буквы в роди Если заявление адресовано должностному лицу той лее организации, в которой работает или учится автор заявления, то адресант должен указать свою должность. Если заявление адресовано должностному лицу другой организации, то заявитель обычно указывает еще и свой домашний адрес. 3. Наименование документа — заявление — пишется посе- а) со строчной буквы, если перед указанием должности, б) с прописной буквы, если перед указанием должности, Следует заметить, что в последнее время при рукописном способе написания Заявления, независимо от наличия или отсутствия предлога от, слово заявление обычно пишется со строчной буквы. в) в случае составления документа машинописным спо- 4. Текст заявления содержит точное изложение просьбы ва Прошу (пишется с красной строки с прописной буквы) и обоснования этой просьбы. Для выражения просьбы или ее аргументации следует использовать лаконичные конструкции предложений и указывать точные и конкретные данные. Просьба чаще всего выражается клишированной языковой формой: Прошу + инфинитив (например, Прошу разрешить, Прошу допустишь, Прошу Вашего разрешения + на что/, Прошу Вашего согласия + на что?). Аргументация просьбы обычно вводится следующими конструкциями: ввиду того что...; в связи с тем, что...; на основании того, что...; потому что...; так как...; учитывая (что?) и т.д. 5. В качестве обоснования текста заявления может высту- Следует помнить, что к обязательному для заявления слову Прошу не следует добавлять слова, имеющие экспрессивную окраску (например, уважаемый, уважаемому, очень, убеди тельно и т.п. пли выражения в конце заявления тина В просьбе прошу не отказать). 6. Личная подпись подающего заявление с указанием после 7. Дата подачи заявления располагается внизу слева. Число, Требования к оформлению заявления, адресованного организации (см. приложения: образец 2): 1. В форме винительного падежа (куда?) с предлогом В с отступом в треть строки с прописной буквы указывается наименование учреждения, куда адресовано заявление. 2. Остальные реквизиты и их расположение соответствуют форме заявления, адресованного должностному лицу (см. выше). 2.2. Заявка Аналогично заявлению оформляется заявка. Обычно заявка составляется на приобретение лицом какого-либо товара (книг, канцелярских принадлежностей и т.д.) или на посещение чего-либо (выставки, музея, театра и т.д.). При составлении заявки пишущим используются те же реквизиты и в такой же последовательности, что и при оформлении заявления. В обозначении жанра документа вместо слова заявление соответственно пишется слово Заявка (см. приложения: образец У). Основные реквизиты заявки: • наименование адресата: фамилия, инициалы, должность • наименование адресанта: фамилия, имя, отчество, долж- • наименование вида документа (Заявка); • текст заявки; • опись прилагаемых к заявке документов (если имеются); • личная подпись; • дата составления заявки.
2.3. Автобиография Автобиография (от греч. autos — сам, β ί ο ς — жизнь, γ ρ ά φ ω — пишу) — документ, в котором в хронологическом порядке описываются основные этапы личной, трудовой и общественной жизни. Автобиография представляется в числе других документов при поступлении на работу, в учебное заведение и т.д. Кадровые службы различных учреждений, в ведении которых находится документация по персоналу, предъявляют различные требования к содержа гель ной части автобиографии, связанные в первую очередь со степенью подробности изложения сведений об авторе документа и его ближайшем окружении. Текст автобиографии составляется в произвольной форме от первого лица. Все сведения даются в хронологической последовательности таким образом, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественной деятельности автора автобиографии. Реквизиты автобиографии (сведения об авторе автобиографии): • название документа (Автобиография); • имя, отчество, фамилия автора; • гражданство; • дата рождения (число, месяц, год); • место рождения; • состав семьи: сведения о родителях и о близких род- • образование и специальность по образованию (где и ког- • вид трудовой деятельности (где и кем работал, занимае- • последнее место работы и должность; • награды и поощрения; • семейное положение и состав собственной семьи; • домашний адрес и телефон; • дата написания автобиографии; • личная подпись. Требования к оформлению автобиографии (см. приложения: образец 4): 1. Наименование документа {Автобиография) пишется с 2. Текст автобиографии составляется в следующей после
1) фамилия, имя, отчество; 2) дата и место рождения; 3) сведений о родителях и ближайших родственниках (в 4) сведения об образовании (об окончании средней шко- 5) сведения о службе в рядах Вооруженных Сил РФ 6) сведения о трудовой деятельности и занимаемой дол- 7) сведения об участии в работе общественных организа- 8) сведения о семейном положении. Для изложения событий (завершенных) используются глаголы прошедшего времени: учился (ась), работал (а), поступил (а) и т.д. Наименование организаций, учреждений, названия населенных пунктов, на которые ссылается автор, приводятся полностью в виде, существовавшем на момент события. Если автор автобиографии считает нужным дать пояснения, то новое, действующее на момент написания документа название приводится в скобках (например, учился, в Ленинградском. Военно-механическом институте (ныне Балтийский Государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова).
3. Личная подпись помещается внизу справа под текстом 4. Дата написания автобиографии пишется цифрами справа Резюме Резюме (франц. гешпге — /. краткое изложение написании го, сказанного, прочитанного. 2. вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются сведения о лице, претендующем па вакант- ную должность) — краткая анкета физического лица, представляемая работодателю или в посредническую фирму но набору кадров для заочного профессионального конкурсного отбора на замещение вакантной должности при устройстве на работу. Примерные реквизиты резюме: 1. Фамилия, имя и отчество автора резюме (в именитель- 2. Домашний адрес (если место прописки и место жительства 3. Контактная информация: номер телефона (домашнего 4. Личные данные: гражданство, дата и место рождения, се- 5. Цель написания резюме, т.е. указание должности, на ко- 6. Образование: сведения о полученном основном и допол- 7. Опыт работы: сведения о трудовой деятельности (место 8. Профессиональные навыки: сведения о знании иностран- 9. Личные качества (дополнительная информация о себе): 10. Дата составления резюме. Требования к оформлению резюме (см. приложения: образец 5):
1. Слово резюме как название документа писать обычно не 2. Текст резюме составляется в произвольной форме на 3. Текст резюме (по международному стандарту) предписы- 4. Дата составления резюме указывается под текстом слева. 5. Личная подпись не указывается. 2.5. Доверенность Доверенность— документ, выдаваемый одним лицом (дове- рителем) другому лицу {доверенному, представителю) для представительства перед третьими лицами исоответственно дающийправо доверенному лицу действоватьот имени доверителя. Доверенность предоставляет полномочия доверенному лицу предпринимать за доверителя какое-либо действие (например, получить что-либо). В зависимости от вида полномочий различаются три вида доверенностей: 1) разовая, дающая право на совершение одного конкретно 2) специальная, дающая право па совершение каких-либо 3) общая {генеральная), дающая право на общее управле- Формы и способы совершения доверенности, сроки ее действия, порядок прекращения регулируется Гражданским кодек- зом (ГК). Доверенность, в которой не указана дата, недействительна. Для некоторых видов доверенности (например, доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы) закон предусматривает обязательное нотариальное удостоверение. Текст доверенности пишется от первого лица. Основные реквизиты доверенности: • наименование документа {Доверенность); • наименование доверителя (фамилия, имя, отчество, дол- • наименование доверенного лица (фамилия, имя, отче- • формулировка доверяемой функции; • дата; • личная подпись. Требования к оформлению доверенности, составленной частным лицом (см. приложения: образец б): 1. Наименование документа (Доверенность) пишется с про- 2. Текст доверенности начинается с красной строки с про- а) наименование лица (фамилия, имя, отчество в имени б) наименование лица (фамилия, имя, отчество в датель- в) предмет доверенности (используется клишированная г) срок действия доверенности (в отдельных случаях). 3. Образец подписи лица, па чье имя выдается доверен- 4. Дата выдачи доверенности внизу слева под текстом дове- 5. Подпись лица, выдающего доверенность, внизу справа
6. Наименование лица, удостоверяющего доверенность (под 7. Печать. 2.6. Расписка Расписка — документ, подтверждающий произведенное кем-либо определенное действие (например, получение лицом предметов, имеющих какую-либо.ценность: денег, вещей, документов и т.д.). Основные реквизиты расписки: • наименование документа (Расписка); • наименование автора документа (фамилия, имя, отче- • текст расписки; • дата; • личная подпись. Требования к оформлению расписки (см. приложения: образец 7; образец 8): 1. Наименование документа (Расписка) пишется с прописной буквы посередине строки без точки после него. 2. Текст расписки начинается с красной строки с прописной буквы и располагается в следующей последовательности: а) наименование липа (фамилия, имя, отчество в имени б) название ценностей; в) наименование лица (фамилия, имя, отчество в роди- г) точное наименование передаваемого {перечень ценно- 5. Дата выдачи расписки (помещается внизу слева). 6. Личная подпись автора расписки (помещается внизу 7. Дата, обязывающая вернуть ценности в определенный Если расписка имеет особо важное значение, то подпись лица, давшего расписку, заверяется в учреждении но месту работы (учебы) или у нотариуса. 2.7. Докладная записка Докладная записка — документ, адресованный руководителю предприятия или вышестоящего учреждения, информирующий его о сложившейся ситуации, явлении или факте (напри- мер, о каком-либо служебном деле, о результатах обследования, ходе выполнения работы и т.д.), а также содержащий выводы и предложения составителя. В зависимости от содержания и назначения докладные записки делятся на информационные и отчетные. Докладная записка составляется как по инициативе самого работника, так и по указанию руководителя данного учреждения. В зависимости от адресата докладные записки бывают внутренние (направленные непосредственно руководителю организации или подразделения) и внешние (направленные руководителю вышестоящей организации). Внешняя докладная записка адресуется в вышестоящие инстанции и, соответственно, оформляется на общем бланке учреждения формата А4 и подписывается руководством учреждения. Внутренняя докладная записка подается руководителю структурного подразделения или руководителю учреждения и, соответственно, оформляется на простом листе бумаги формата А4 с угловым расположением постоянных реквизитов (допускается рукописный способ). Внутреннюю докладную записку подписывает составитель. Текст докладной, как и объяснительной, записки делится на две части. В первой, констатирующей, части излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания. Во второй части анализируется сложившаяся ситуация; также в ней могут содержаться выводы и предложения о действиях, которые необходимо предпринять для решения проблемы, сложившейся в данной ситуации. Основные реквизиты (внутренней) докладной записки: • наименование должности, инициалы и фамилия лица, • наименование документа (Докладная записка); • заголовок к тексту докладной записки (в некоторых слу- текст докладной записки; • наименование должности, инициалов и фамилии лица, • дата составления докладной записки. Основные требования к письменному оформлению внутренней докладной записки: (см. приложения: образец 9): 1. В правом верхнем углу листа с отступом в треть строки в 2. Наименование документа — Докладная записка — пи- 3. Текст докладной записки может начинаться с конкретно 4. Наименование должностного лица, подписавшего документ, 5. Дата составления докладной записки указывается справа Основные требования к письменному оформлению внешней докладной записки: (см. приложения: образец 10): 1. В нравом верхнем углу листа с отступом в треть строки в форме дательного падежа (кому?) с прописной буквы указываются должность адресата с включением наименования организации, его инициалы и фамилия. 3. Наименование документа — Докладная записка — пишется посередине повой строки с прописной буквы; точка после него не ставится. Под ним с прописной буквы посередине строки, если наименование документа указывалось посередине, или в правом углу, если наименование документа указывалось справа, пишется заголовок к тексту, выраженный отглагольным существительным в предложном падеже с предлогом О (например, О назна- чении...; О поощрении...). 4. Под наименованием документа с правой стороны указы- 5. Первую часть текста докладной записки следует начи- 6. Вторая часть докладной записки обычно начинается со 7. Приложение, если оно есть, оформляют после текста с
1. План-график на 2 л. в 2 экз. 2. Таблица расчетов на 1 л. в 2 экз.). 8. Под текстом докладной записки слева указывается наи- 2.8. Объяснительная записка Объяснительная записка — документ, в котором поясняется содержание отдельных положений какого-либо документа или объясняются причины какого-либо события, факта, поступка, чаще всего нарушения трудовой или технологической дисциплины, невыполнения производственного задания, поручения и т.д. Объяснительные записки по своему содержанию можно разделить па две группы. К первой группе относятся документы, сопровождающие какой-либо основной документ и, соответственно, объясняющие содержание основных его положений. Такие документы оформляются па общем бланке предприятия (учреждения). Вторую группу составляют объяснительные записки, в которых излагаются причины невыполнения конкретным лицом какого-либо поручения, нарушения им трудовой или технологической дисциплины. Объяснительные записки, имеющие характер личного свойства, адресуются вышестоящему непосредственному руководителю. Текст объяснительной записки должен объективно отражать события и конкретные факты, давать четкие разъяснения. Она может быть оформлена рукописным способом на стандартном листе бумаги А4. Основные реквизиты объяснительной записки, составленной частным лицом: • наименование должности, фамилия и инициалы лица, • наименование документа (Объяснительная записка); • текст объяснительной записки; • наименование должности, фамилии и инициалов лица, • подпись составителя объяснительной записки; • дата составления объяснительной записки. Основные требования к письменному оформлению объяснительной записки, адресованной должностному лицу (см, приложения: образец 11): 1. В правом верхнем углу листа с отступом в треть строки в форме дательного падежа (кому?) с прописной буквы указываются должность, инициалы и фамилия адреса та, т.е. лица, кому адресована объяснительная записка. 2. Наименование документа — Объяснительная записка — 3. Текст объяснительной записки делится на две час™. В 4. Под текстом объяснительной записки с повой строки с 5. Личная подпись с последующим указанием инициалов, 6. Дата составления объяснительной записки располагается 2.9. Деловое письмо Деловое (служебное) письмо — обобщенное название документа, служащего средством общения между различными госу- дарственными учреждениями, а также между учреждениями и частным лицом. Признаком, по которому деловые письма выделяются из других разновидностей управленческой документации в особую группу документов, является пересылка их по почте, телеграфу, факсимильной связи и т.д. Кроме коммуникативной, информационной, организационной функций письмо выполняет юридическую функцию, и, соответственно, его содержание может быть использовано в качестве свидетельства (доказательства) при рассматривании спор-ных вопросов сторонами отношений. По содержанию и назначению деловые письма подразделяются на разновидности: 1) инициативные (направляемые по инициативе какого- 2) ответные: информационно-разъяснительные письма, 3) препроводительные, т.е. сопровождающие другие доку- Письма, направляемые учреждением, печатаются на машинке на официальном бланке. Письмо, направляемое частным лицом, печатается на машинке или пишется от руки, но форма, принятая в деловых письмах, должна соблюдаться. Основные реквизиты делового письма: • ссылка на дату и номер письма, если оформляется на • наименование автора, его адрес, телефон; • наименование адресата, его должности и звания; • заголовок (в некоторых случаях, если, например, состав- • текст делового письма; • личная подпись с указанием должности; • дата составления делового письма. Требования к оформлению делового письма, составленного частным лицом (см. приложения: образец 12, образец 13): 1. В правом верхнем углу листа с отступом в треть строки в 2. Этикетная формула обращения к лицу, которому адресо- 3. Ссылка на номер делового письма и дата располагаются 4. Текст делового письма частного характера начинается с Текст письма, как правило, состоит из двух частей. В первой части указываются причины (мотивы) его составления. Во второй формулируются осуществляемые автором письма действия. 5. Для формулировки предлагаемых автором действий ис- Если письмо составляется на официальном бланке учреждения, то используется глагол в форме 1-го лица Множественного числа (например, просим, извещаем и т.д.); 3-го лица единственного числа (например, завод гарантирует, предлагает и т.д.); 3-го лица множественного числа (например, администрация завода, совет директоров поддерживают и т.д.). Если автором письма является физическое лицо, то его действия можно передавать от 1-го лица единственного числа (на-
пример, прошу, ставлю, довожу и т.д.); от 1-го лица множественного числа (например, поддерживаем, выражаем и т.д.). 6. Местоимение Вы во всех лицах, используемое в тексте 7. Заключительная формула вежливости в конце текста пе- 8. Личная подпись и наименование должности указываются 9. В служебном (деловом) письме используется так называ- 1) подлежащее предшествует сказуемому; 2) определение ставится перед определяемым словом; 3) причинные союзы (ввиду того, что...; в связи с тем, 4) слова в форме одного падежа «нанизываются», т.е. располагаются цепочкой (изучение вопроса усовершенствования обработки и хранения документации), но следует помнить, что следует избегать чрезмерного употребления слов в одном падеже, так как такое словоупотребление усложняет понимание текста документа (например, вместо выражения ускорить согласование лучше написать согласовать). Приложения
|