Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типографические методы в изучении издания
А) метод шрифтологического анализа Шрифт – кирпичик книжкой архитектуры, во многом определяющий функциональность и красоту всего ансамбля книги. Однако, шрифты до нач. 20 века особо не интересны. Важный идентифицирующим элементом издания шрифт становится только в анонимных или запрещенных изданиях (там данные об авторе и издателе искажаются) или если титульный лист утрачен. Ш. метод впервые был разработан для исследования инкунабул (ранние печатные книги от первых опытов Гуттенберга в 1440-х до 1501 г.). Английский библиограф Брэдшоу предложил сравнивать шрифты инкунабул с книгами, история создания которых известна. Инкулабуловед и филолог Проктор, изучив 10 000 инкунабул и сравнив их шрифты создал свою систему классификации инкунабул по странам, городам, типографиям («Указатель первопечатных книг в Британском музее с замечаниями о наличии их в Болдианской библиотеке»). Хеблер, историк, основатель инкунабуловедения как науч. Дисциплины, описал испанские инкунабулы и опыты немецких типографов за рубежом и составил таблицы шрифтов (каждый типограф пользовался зачастую своим оригинальным шрифтом). По таблицам Хэблера модно определить имя типографа, место выпуска и приблизительный год. + важно изучать орнаментику и иллюстрации инкунабул. Ш. метод использовался. Например, для создания ценнейшего сводного каталога «Сводного каталога русской нелегальной и запрещенной печати XIX века: книжные и периодические издания» Единой системы не существует, но шрифты группируют по времени и региону происхождения, а также по определенным графическим признакам шрифтовой формы: засечки, контрастность, наклон осей овалов, степень разноширинности. Основные виды шрифтов: - несколько латинских шрифтов Гуттенберга около 1440 г., имитирующих готическое рукописное письмо; - антиква – наборный латинский шрифт, в основе которого римские надписи на камнях и книжное гуманистическое письмо Ренессанса, усовершенствованные Иенсоном в 1470 г. Отличается ясностью и гармоничностью; - курсив («бегущий») – отличается наклоном знаков на 4-17 градуса, создан Гриффо для типографа Альда Мнуция в 1501; - первый кириллический шрифт – Борсдорф для краковского типографа Фиоля в конце XV в.; - первый шрифт, имитирующий рукописный полуустав – Федоров, сер.XVI в.; - эльзерир – разновидность антиквы, популярный в Европе XVIII в. шрифт для деловых книг, оказавший влияние на русскую послепетровскую книгу; - гротеск – рубленый шрифт без засечек (Великобритания, XIX в.) для заголовков и выделений, в эпоху конструктивизма 1920-30-х и функционализма 1950-60-х, а также у Маяковского и вознесенского использовался как основной. В названиях других – баскервиль, гарамн, сабон, этьен, бодони – отражаются художники. В России это банниковская гарнитура, гарнитура лазурского, пискаревскаяя. Главные книги - Шицгал «Русский типографский шрифт» (отечественные шрифты) и Гусева «Принципы и методы атрибуции и научного описания книг кирилловского шрифта» (о датировке по формату и количеству книжных листов, пагинации, сигнатуры и оформления колонцифр, сноскам и клеймам, техники исправления ошибок, тиража и др.) Б) Датирующие признаки издания
|