Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования на стадии разработки проекта строительства






Мероприятия по предупреждению ЧС наиболее детально должны разрабатываться в проекте строительства потенциально опасного объекта. С этой целью в составе проектной документации предусматривается специальный раздел (отдельный том, книга), в котором в систематизированном виде должны приводиться описания проектных решений с необходимыми обоснованиями, расчетами и чертежами.

Разработку мероприятий по предупреждению ЧС в проектах строительства следует осуществлять на основе решений и информации, полученных на предыдущих этапах процесса проектной подготовки строительства (при разработке градостроительной документации, ходатайства о намерениях, обоснований инвестиций в строительство) с учетом потенциальной опасности технологических процессов на проектируемом и рядом расположенных объектах, результатов инженерных изысканий, оценки природных условий и окружающей среды.

Мероприятия по предупреждению ЧС в проектах строительства должны разрабатываться, как правило, с привлечением на договорной основе проектных, проектно-строительных организаций и других юридических и физических лиц, получивших в установленном порядке право на данный вид деятельности. Обязательным условием получения разрешения является положительное заключение МЧС России или органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации о готовности к проектированию мероприятий по предупреждению ЧС.

Обоснованные отступления от требований нормативных документов по проектированию мероприятий по предупреждению ЧС допускаются только при наличии разрешений организаций, которые приняли и (или) ввели в действие эти документы.

Органы управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации или по их поручению органы управления по делам ГОЧС органов местного самоуправления по официальному запросу заказчика должны сообщать исходные данные (в пределах их компетенции) о степени опасности района строительства, а также требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС. Эти требования необходимо включать в задание на проектирование объекта строительства, которое подлежит согласованию с органом управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации.

В составе задания на проектирование потенциально опасного объекта основные требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС должны включать:

· категорию опасности проектируемого объекта и перечень возможных источников ЧС техногенного характера на проектируемом объекте;

· перечень возможных источников ЧС природного и техногенного характера в районе строительства объекта и категорию опасности территории, фоновые показатели риска ЧС в районе строительства;

· требования по созданию систем оповещения, в том числе локальных систем оповещения;

· требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность потенциально опасного объекта;

· дополнительные требования, которые должны быть учтены при проектировании.

Разработку мероприятий по предупреждению ЧС следует выполнять с учетом результатов анализа риска ЧС техногенного и природного характера, во взаимосвязи с материалами декларации безопасности проектируемого потенциально опасного объекта.

В проекте строительства должны быть предусмотрены мероприятия:

· по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;

· по предупреждению ЧС, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;

· по предупреждению ЧС, источниками которых являются опасные природные процессы.

При проектировании мероприятий по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести должны предусматриваться:

· установление перечня особо опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;

· определение зон действия критических поражающих факторов при авариях с указанием применяемых для этого методик расчетов;

· определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне действия критических поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства;

· определение численности и размещения населения на прилегающей территории в зоне действия критических поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства;

· решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ;

· устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;

· решения, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов (сбросов) опасных веществ;

· решения по обеспечению взрывопожаробезопасности;

· устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки технологического процесса;

· решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;

· резервирование источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;

· резервы материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;

· решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);

· системы оповещения о ЧС;

· решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;

· решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации последствий аварий.

При проектировании мероприятий по предупреждению ЧС, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, в том числе аварий на транспорте, должны предусматриваться:

· идентификация потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения ЧС на объекте строительства;

· определение зон действия критических поражающих факторов при авариях на рядом расположенных потенциально опасных объектах, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;

· определение численности и размещения людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне ЧС, вызванной авариями на рядом расположенных объектах;

· решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений в случае необходимости от воздушной ударной волны и вредных продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;

· при необходимости другие решения из перечисленных выше.

При проектировании мероприятий по предупреждению ЧС, источниками которых являются опасные природные процессы, должны предусматриваться:

· определение природно-климатических условий в районе расположения объекта строительства;

· проведение необходимых инженерных изысканий с целью оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также установления категории их опасности в соответствии с СНиП 22-01-95;

· мероприятия по инженерной защите территории объекта, зданий, сооружений и оборудования в случае необходимости от опасных геологических процессов (в соответствии с требованиями СНиП 2.01.15-90, СНиП II-7-81* и СНиП 2.01.09-91), затоплений и подтоплений (в соответствии с требованиями СНиП 2.06.15-85), экстремальных ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров и т.д.;

· мероприятия по молниезащите;

· системы мониторинга опасных природных процессов и оповещения о ЧС природного характера;

· при необходимости другие решения.

В состав чертежей проекта следует включать:

· ситуационный план (планы) с обозначением проектируемого объекта, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций (попадающих в зону действия критических поражающих факторов при аварии на проектируемом объекте, способных при аварии оказать воздействие на проектируемый объект), а также границ определенных при проектировании зон возможной опасности и зон вероятных ЧС с указанием численности людей в этих зонах;

· генеральный план объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений, указанием этажности, количества работающих и указанием путей эвакуации людей с территории объекта;

· планы и разрезы зданий и сооружений, планы и профили трасс протяженных сооружений, принципиальные схемы технологических процессов, схемы инженерных сетей и систем и другие чертежи, содержащие информацию о принятых в проекте мероприятиях по предупреждению ЧС.

Масштабы чертежей следует выбирать в каждом конкретном случае, исходя из необходимости соблюдения требований действующих норм и правил и обеспечения полноты отображения информации.

Разработка указанных мероприятий должна производиться таким образом, чтобы обеспечить их своевременный учет при проектировании генерального плана, архитектурно-планировочных, объемно-планировочных, технологических и инженерных решений объекта строительства, определении технико-экономических показателей проекта.

Затраты на инженерно-технические (реализуемые методами капитального строительства) мероприятия по предупреждению ЧС для вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых, а также технически перевооружаемых потенциально опасных объектов должны определяться согласно действующим нормативным документам по разработке проектно-сметной документации и включаться в сметы отдельных зданий и сооружений и в общую сумму затрат по соответствующим главам сводной сметы на строительство.

Мероприятия по предупреждению ЧС в составе проекта строительства подлежат государственной экспертизе в области предупреждения ЧС в экспертных органах МЧС России:

· в составе проекта потенциально опасного объекта федерального и регионального значения - в подразделении государственной экспертизы МЧС России;

· в составе проекта потенциально опасного объекта местного значения - в экспертном подразделении органа управления по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации.

Проект может быть утвержден только при наличии положительного экспертного заключения по указанным мероприятиям.

После утверждения проекта заказчик один экземпляр раздела проекта с мероприятиями по предупреждению ЧС должен направить в орган управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации для организации контроля за осуществлением этих мероприятий в ходе строительства объекта и его эксплуатации.

Требования на стадии строительства и ввода в эксплуатацию

Заказчик или генподрядная организация обязаны заблаговременно известить органы управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации и местного самоуправления о начале работ по строительству потенциально опасного объекта. Указанные органы должны назначить уполномоченного представителя по осуществлению надзора и контроля за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС при производстве строительных работ.

При невозможности в силу вынужденных обстоятельств выполнения строительных работ в соответствии с утвержденным проектом они должны быть приостановлены с извещением уполномоченных представителей органов управления по делам ГОЧС. Решение о возобновлении приостановленных работ следует согласовывать с органами управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

При строительстве потенциально опасных объектов в зоне жесткого контроля за мероприятиями по предупреждению ЧС должна предусматриваться защита работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других обеспечивающих строительство объектов от опасных воздействий ЧС, источники которых находились в зоне до начала строительства.

До реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению ЧС не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования.

Программа пуско-наладочных работ и испытаний на потенциально опасном объекте должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий, защите работников объекта, населения и территорий и согласовываться с органом управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации и уполномоченный представитель органов управления по делам ГОЧС должен быть включен в состав комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию.

Он должен контролировать:

· проведение необходимых проверок проектной и эксплуатационной документации на их соответствие действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от ЧС;

· выдачу исходных и вводных данных по проведению испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих безопасность в случае аварийных ситуаций;

· проверку готовности персонала, сил и средств к действиям в условиях аварийных ситуаций;

· соответствие производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ;

· оформление и представление в орган управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации необходимой для согласования документации.

Проведение пуско-наладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение аварий, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС). Перед проведением пуско-наладочных работ и испытаний должна осуществляться проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

При необходимости по предписанию органа управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации могут проводиться тренировки и учения по ликвидации возможных ЧС в результате аварий на этапе ввода потенциально опасного объекта в эксплуатацию с задействованием объектовых и территориальных сил и средств ликвидации ЧС, проведением мероприятий по защите персонала, населения и территорий.

Ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию должен производиться только при наличии следующих утвержденных документов:

· заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению ЧС техногенного и природного характера проектной документации (утверждается органом управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации);

· заключения о готовности объектовых сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС (утверждается органом управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации);

· плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на потенциально опасном объекте (утверждается руководителем потенциально опасного объекта);

· плана взаимодействия объектовых и территориальных сил и средств ликвидации ЧС (согласовывается руководителями видов территориальных сил ликвидации ЧС, утверждается органом управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации, а для потенциально опасных объектов федерального значения - МЧС России).

Ввод в действие потенциально опасного объекта должен оформляться актом, в котором делается сводное заключение о готовности объекта к предупреждению и ликвидации ЧС и уровне риска ЧС техногенного и природного характера для производственного персонала и населения. Акт должен утверждаться только при наличии подписи уполномоченного представителя органа управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации.

Требования на стадии эксплуатации

Эксплуатация потенциально опасного объекта должна производиться в соответствии с утвержденными в установленном порядке технологическими регламентами, правилами безопасности и с учетом указаний по управлению мероприятиями по предупреждению ЧС.

Показатели риска ЧС техногенного характера должны уточняться организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличении численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду.

Если в период эксплуатации будет обнаружено превышение показателей риска ЧС техногенного характера над проектными, то эксплуатирующая организация обязана принять компенсирующие указанное превышение меры.

Органы управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должны осуществлять контроль за правильностью определения показателей риска ЧС и мероприятиями по предупреждению ЧС на потенциально опасном объекте в течение всего периода его эксплуатации.

Требования на стадии вывода из эксплуатации

Работы по выводу потенциально опасного объекта из эксплуатации (ликвидации, перепрофилирования производства, консервации) должны производиться по специальному проекту, в составе которого следует предусматривать мероприятия по предупреждению ЧС техногенного и техногенно-природного характера.

Органы управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации или по их поручению органы управления по делам ГОЧС органов местного самоуправления по официальному запросу заказчика должны сообщать исходные данные (в пределах их компетенции), а также требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС при выводе объекта из эксплуатации. Эти требования необходимо включать в задание на проектирование вывода объекта из эксплуатации, которое подлежит согласованию с органом управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации.

В составе задания на проектирование вывода из эксплуатации потенциально опасного объекта основные требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС должны включать:

· категорию опасности выводимого из эксплуатации объекта и перечень возможных источников ЧС техногенного характера на нем;

· перечень возможных источников ЧС природного характера в районе объекта и категорию опасности территории, фоновые показатели риска ЧС в районе;

· дополнительные требования, которые должны быть учтены при проектировании.

Разработку мероприятий по предупреждению ЧС следует выполнять с учетом результатов анализа риска ЧС техногенного и природного характера, во взаимосвязи с материалами декларации безопасности выводимого из эксплуатации потенциально опасного объекта.

В проекте вывода из эксплуатации должны быть предусмотрены мероприятия:

· по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на объекте в период вывода его из эксплуатации;

· по предупреждению ЧС, источниками которых являются опасные природные процессы.

При проектировании мероприятий по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на потенциально опасном объекте в период вывода его из эксплуатации, следует предусматривать:

· проведение дополнительных исследований и инженерных изысканий для условий вывода из эксплуатации;

· определение зон действия критических поражающих факторов при авариях с указанием применяемых для этого методик расчетов;

· определение численности и размещения производственного персонала выводимого из эксплуатации объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне действия критических поражающих факторов в случае аварий на выводимом объекте;

· определение численности и размещения населения на прилегающей территории в зоне действия критических поражающих факторов в случае аварий на выводимом объекте;

· определение риска ЧС техногенного и техногенно-природного характера, в том числе общего (интегрального) фонового риска ЧС после вывода объекта из эксплуатации;

· решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ;

· устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций, мониторинга опасных природных процессов;

· решения, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов (сбросов) опасных веществ;

· решения по обеспечению взрывопожаробезопасности;

· системы оповещения о ЧС;

· удаление и сбор технологических остатков опасных веществ и материалов;

· производство работ по обезвреживанию и обеззараживанию оборудования, емкостей, коммуникаций, мест хранения и территорий, загрязненных опасными веществами и материалами;

· мероприятия по переработке, удалению, утилизации и/или безопасному захоронению накопленных отходов и отходов, образующихся при выводе потенциально опасного объекта из эксплуатации;

· реализацию излишних для выводимого из эксплуатации объекта, но пригодных для дальнейшего использования материально-технических средств, оборудования и инвентаря, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

· сохранение и обеспечение эксплуатации или замещение систем жизнеобеспечения законсервированного объекта и других зданий и сооружений, том числе социального и жилищного назначения, если последние были подсоединены к соответствующим мощностям и коммуникациям объекта, выводимого из эксплуатации.

Организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект обязана заблаговременно известить органы управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации и местного самоуправления о начале работ по выводу объекта из эксплуатации. Указанные органы должны назначить уполномоченного представителя по осуществлению надзора и контроля за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС при производстве работ.

Потенциально опасный объект может считаться выведенным из эксплуатации только после исключения его в установленном порядке из реестра государственного учета потенциально опасных объектов или внесения в указанный реестр соответствующих изменений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал