Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морфологический ящик
Основатель этого метода – американский астроном Фриц Цвикки. Сущность этого метода заключается в построении многомерных таблиц (морфологических ящиков), в которых осями берутся основные показатели данной совокупности объектов [1, с.52]. При морфологическом методе – до выбора – нужно построить многомерную таблицу, на одной оси которой надо отложить одни показатели (внешний вид: длина, толщина и т.д.), на другой оси – химический состав (дерево, железо, стекло и т.д.), на третьей – другие показатели. Такой ящик охватит почти все мыслимые комбинации. Их может быть тысячи и миллионы, в зависимости от количества осей. В этом один из главных недостатков морфологического метода. Наиболее эффективно применение этого метода при решении задач общего плана (проектирование новых машин, решений). Задача. Придумать новые свойства для карандаша и стиральной резинки, чтобы эта продукция была бы новой или оригинальной. Берем карандаш. Запишем три основных его свойства: твердый, деревянный, длинный. Берем стиральную резинку. Запишем три основных ее свойства: мягкая, маленькая, гибкая. Теперь заполняем таблицу 1. Таблица 1 Морфологический ящик Карандаш Стиральная резинка Твердый Деревянный Длинный Мягкая мягкая - твердый мягкая - деревянный мягкая - длинный Маленькая маленькая - твердый маленькая - деревянный маленькая - длинный Гибкая гибкая - твердый гибкая - деревянный гибкий - длинный
Получилось девять вариантов. Какие могут быть бизнес - идеи? 1. Карандаш – резинка. С одной стороны карандаш, с другой – резинка. 2. Резинка стиральная очень мягкая и очень твердая (два вида резинок – увеличение ассортимента). 3. Мягкий – твердый карандаш. Мягкость и твердость стержня (набор карандашей различной твердости). С одной стороны карандаша твердый стержень, а с другой – мягкий. 4. Мягкая резинка сделанная под цвет дерева (дизайн). 5. Очень длинная мягкая резинка (для особо ленивых или тех, кто не любит часто ходить в магазин). От такой резинки можно отрезать кусочки нужных размеров. 6. Очень маленькая резинка (одноразовая). 7. Очень маленький карандаш (карманный). 8. Стиральная резинка диаметром и длиной с карандаш. 9. Карандаш, который легко гнется, но не ломается (для детей). Мы получили девять идей, которые используются или можно использовать для получения прибыли. Размеры данной матрицы могут быть 3х3, 4х4, 5х5 и т.д. Можно взять третий объект для анализа и его свойства, тогда получится матрица размерами: 3х3х3, 4х4х4, 5х5х5 и так далее. Приведем пример использования морфологического анализа в рекламе. Данный пример рассматривался на семинаре Викентьева И.Л. «Рекламные кампании и акции PR», проходивший 22-24 марта 2002 г. в Москве. Задача – придумать новый рекламный стенд. Алгоритм работы: 1. Взять систему для совершенствования. 2. Назвать два – три основных параметра и выразить понятия (менее очевидные): чем ощущается, форма, материал. 3. Обман сознания. Какие бывают формы, чувства, материалы? Материал: жидкость, силикон, нефть, навоз. Ощущения: тактильные, нос, вкус, интуиция, равновесие. Форма: мёбиус, аморфные, многомерные, облако. 4. Выбираем произвольные формы. Возникли интересные идеи: Компаунд – к полу слегка приклеиваются ноги посетителей возле стенда. Баллоны с потолка – в виде лабиринта (на баллонах надписи). Елочка – иллюзия продирания сквозь ветки. Лента Мёбиуса в виде треугольника, квадрата. Сформулируем выводы. 1. Метод морфологического ящика прост и надежен, легко программируемый, но при большом выборе параметров очень громоздкий. 2. Появившиеся варианты в результате перебора только направляют мысль в нужное русло, но не гарантируют появление новых идей. 3. Данный метод можно использовать в любых областях человеческой деятельности.
|