![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности психологической и профессиональной реабилитации детей-инвалидов
Особенности реабилитации детей-инвалидов и подростков по сравнению с реабилитацией взрослых: - реабилитация ребенка инвалида в силу особого положения ребенка в обществе теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.), педагогическим воздействием (общим и специальным образованием) и по сути является социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией; - реабилитация детей-инвалидов является длительным, динамическим процессом, сопровождающим ребенка на разных возрастных этапах и учитывающим закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка; - комплекс реабилитационных мероприятий во многом зависит от психического, в том числе личностного развития ребенка-инвалида; последнее придает психологической реабилитации в детском возрасте особую значимость, так как именно личностные качества во многом определяют успешность социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства. В психологической реабилитации инвалидов детского и подросткового возраста выделяют три аспекта, определяющих ее основные задачи. Первый – операционально-деятельностный – связан с формированием у детей-инвалидов с раннего возраста умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Второй – социальный – определяется адекватным взаимодействием ребенка-инвалида с социальным окружением, вовлеченностью его в широкие социальные контакты, а в дальнейшем в трудовую жизнь. Третий – личностный – связан с внутренним осознанием своего состояния и положения в обществе; этот аспект как проблема формирования саморегуляции личности в условиях ограниченных возможностей самореализации. Психологические особенности детей-инвалидов: ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостатки в развитии моторики; замедленное восприятие; недостатки в развитии речи; низкая познавательная активность; нарушения в формировании личности (повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, эгоистические тенденции); недостатки в саморегуляции поведения; чувство неполноценности. К подростковому возрасту у большинства инвалидов с детства (в 56% случаев) формируется высокий уровень невропатизации; их мотивационно-потребительская сфера характеризуется усилением потребности в общении. Невозможность ее удовлетворения порождает психическую напряженность. В подавляющем большинстве случаев (78 %) у подростков инвалидов выявляются нереальные профессиональные намерения, возникающие на компенсации чувства собственной неполноценности и затрудняющие их профориентацию. Фактором, существенно влияющим на процесс психического развития ребенка-инвалида, является воспитание. Дети и подростки, находящиеся в домах-интернатах и не получающие семейного воспитания, характеризуются высоким уровнем психической напряженности, трудностями установления социальных контактов. Но и семейное воспитание инвалидов детского и подросткового возраста имеет ряд недостатков. Гиперопека как наиболее частый из них подавляет активность и самостоятельность ребенка, что ведет к формированию эгоизма и иждивенчества. Реже встречаются гипоопека и эмоциональное отвержение больного ребенка. Эти типы воспитания также крайне негативно сказываются на процессе психического развития ребенка-инвалида. При организации психологической реабилитации детей-инвалидов следует учитывать специфические особенности развития различных категорий детей-инвалидов. Выделяют 3 такие категории детей: 1) дети-инвалиды вследствие хронических соматических заболеваний; 2) дети-инвалиды с нарушениями функций анализаторов (зрения, слуха) и функций опорно-двигательного аппарата; 3) дети-инвалиды с психическими нарушениями. Специфические особенности психического развития детей каждой группы требуют дифференцированного подхода к выбору средств и методов как социально-психологической, так и психолого-педагогической реабилитации. Знание особенностей формирования психики детей-инвалидов позволяет сформулировать задачи по их психологической реабилитации следующим образом: - формирование психических функций, нарушенных вследствие заболевания или дефекта анализаторов, адекватного поведения и личности; - оптимизация социальных факторов, влияющих на процесс психического развития инвалида; коррекция отношения семьи и социального окружения, выбор и реализация адекватного педагогического воздействия; - профессиональная ориентация, учитывающая возможности, личностные особенности и профессиональные склонности ребенка. Эффективность такой реабилитации возможна при длительной целенаправленной работе с ребенком-инвалидом, его семьей и социальным окружением. Деятельность психологической службы в учреждениях для детей-инвалидов (реабилитационных центров, коррекционно-образовательных учреждениях): - изучение структуры нарушений психического развития детей и подростков; - выявление не только нарушенных, но и сохранных психических функций, с учетом которых могут проводиться психокоррекционные мероприятия; - разработка программ психолого-педагогической реабилитации для детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения; - коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности и ведущих деятельностей детей на конкретных этапах возрастного развития; - коррекция и профилактика нарушений личностного развития у детей и подростков; - профконсультирование и профессиональная ориентация подростков; - изучение, профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания ребенка-инвалида; - психологическая помощь родителям инвалидов детского и подросткового возраста (консультативная и коррекционная); - просветительная работа по формированию у окружающих (взрослых, молодежи, детей) гуманного отношения к детям-инвалидам. Для подростков-инвалидов большое значение имеют вопросы профессиональной подготовки, обучения для вхождения во взрослую жизнь. В настоящее время значительно расширены медицинские показания к профессиональному обучению инвалидов, что позволяет осваивать более широкий спектр профессий. Система профессиональной реабилитации детей-инвалидов формируется на основе многоэтапного процесса получения инвалидами как общего, так и профессионального образования. Обучение инвалидов в специализированных учреждениях профессионального образования включает: - получение инвалидами знаний и умений по специальности или профессиям (соответствующей квалификации); - получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; - реализацию профессионального, трудового потенциала инвалида, формирование личности профессионала за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей, самоутверждение в признании объективной ценности и престижности своего профессионального труда; - формирование нравственности, духовного богатства личности, культуры, умение решать творческие задачи, гибкость и пластичность мышления, стремление к обновлению знаний и совершенствованию умений; - развитие общественного сознания личности, понимание места и роли индивидуума в жизни общества, его взаимоотношений с природой, участие в социальных и природных процессах; - формирование физического здоровья и потребности высокой культуры здоровья, высокого уровня и качества знаний, овладение профессиональным мастерством. В последние годы появились разные формы обучения (дистанционные) лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах страны, том числе и в БГУ. На подготовительном отделении БГУ за 5 лет выпущено 55 инвалидов, продолжающих обучение в ВУЗах страны. Большое внимание уделяется обучению детей с тяжелыми психическими и физическими нарушениями, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты. Министерством образования РБ ежегодно расширяется перечень учебных заведений для детей с особенностями психофичизеского развития и инвалидов. В соответствии с государственной программой «Дети Беларуси», рабочим планом Министерства образования Республики Беларусь по реализации программы «Дети-инвалиды» создается банк данных детей- инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Через общественное объединение «Спешиал Олимпикс» ведется работа по физической реабилитации детей по 17 видам спорта (2 600 учащихся). Трудоустройство детей-инвалидов осуществляется через службы занятости или путем самостоятельного поиска рабочих мест на рынке труда. Проблемы профессиональной реабилитации детей-инвалидов: - не разработана концепция образования инвалидов; - отсутствует нормативная база, регламентирующая заочную, надомную и другие формы профессионального образования для инвалидов; - отсутствуют условия для интегрированного обучения инвалидов; - не в полной мере созданы условия для проведения ранней профориентации; - требуется адаптация образовательных стандартов по отношению к инвалидам; - слабо развита система курсового обучения инвалидов; - необходимо восстановление лечебно-трудовых мастерских и лечебно-трудовых профилакториев, специализированных предприятий для инвалидов. Таким образом, все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности проблемы реабилитации детей-инвалидов. Для решения данной важной государственной задачи необходима координация деятельности специализированных учреждений образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, требуется привлечение компетентных и заинтересованных специалистов. Билет 18. Актуальность и социальная значимость проблемы. Законодательство в области соц. защиты инвалидов. Показатели первичной инвалидности населения Беларуси. Проблемы реабилитации инвалидов в стране.
|