Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические и социальные последствия для США политической администрации Г. Гувера. Политическая борьба в стране в 1929-1933 годы.




Начало экономического кризиса в США ассоциировалось с событиями биржевого краха на нью-йоркской фондовой бирже в конце октября 1929 года. в эти дни началась биржевая паника. Курс ценных бумаг резко упал вниз. Биржевой крах был одним из первых процессов происходивших в амер. экономике. Кризис перепроизводства быстро охватил все отрасли экономики. В 1932 году кризис достиг наибольшей глубины, общий объем производства составил лишь 54% докризисного уровня. Национальный доход США, составляющий в 1929 году 87 млрд. долл., упал в 1933 году до 40 млрд. долл. Удары кризиса ощутили все группы населения. Но наиболее катастрофические последствия он имел для трудящихся. Количество безработных увеличилось к 1933 году до 13 млн. ч-к. Бедственным стало положение фермеров. Падение цен приводило к их массовому разорению. За 1929-1933 гг. разорились и были распроданы 900 тыс. фермерских хозяйств(15 %). Но важнейшей особенностью было то, что психологическое воздействие кризиса на массовое сознание оказалось гораздо сильнее, чем в других странах. Долгое время Гувер и члены его кабинета отрицали наличие серьезного кризиса. Они уверяли, что США переживают лишь временную заминку, что экономика страны здорова, а переживаемые ею проблемы порождены не внутренними, а внешними проблемами. Но даже тогда, когда серьезность эконом ситуации признавалась правительством, Гувер и др. деятели респ. админ. утверждали, что кризисные явления в экономике должны преодолеваться не усилиями правительства, а действиями эконом. групп. В этих условиях проявилась антинародная сущность политики. Правительство отвергало любые предложения о гос. помощи безработным и о введении соц. страхования. Окончились провалом попытки осуществления курса на кооперативные действия эконом групп. В июле 1929 г. был принят закон о создании Фед. Фермерского управления. Но к 1931 году все это привело к ухудшению положения фермеров. Осенью 1931 года, правительство Гувера сделало попытку к активным самостоятельным действиям монопол. фин.-пром. группы. Президент выступил с инициативой создания Нац. кредитной корпорации с капиталом в 500 млн. долл., которые предлагалось собрать путем добровольных взносов. Однако эта попытка обернулась крахом. Тогда в январе 1932 года конгресс принял закон о создании Реконструктивной финансовой корпорации с капиталом в 2 млрд. долл. Вся эта сумма была распределена в форме субсидий крупным банкам, страховым компаниям, пром. и Ж/Д фирмам. Таким образом, гос. вмешательство было направленно на субсидирование крупного капитала. На этом фоне в США развернулась волна массовых движений соц. протеста. В 1930 г. в стране бастовали 183 тыс. рабочих. В 1931-32 ежегодная численность забастовок превысила 300 тыс. человек. Главной формой амер. раб. движения в период эконом. кризиса стало движение безработных. В 1932 году в чрезвычайно напряженной полит.обстановке проходила избирательная компания. Всем своим содержанием предвыборной платформы Респ. партия показала. что она не намерена вносить какие-либо изменения в свою политику. Республиканцы ограничили свою избирательную компанию восхвалением " заслуг" президента Гувера и агитацией на его переизбрание. Положение демократов было более благоприятным. Находясь в оппозиции, лидеры демократов возлагали всю ответственность за кризис на республиканцев. В эти условиях растущего недовольства политикой республиканской администрации обеспечило победу на выборах. За Рузвельта проголосовало 22, 8 млн. избирателей.

44. Новый курс Рузвельта. Важнейшие мероприятия в банковской сфере, пром-ти, С/Х.

Правительство Р. с первых дней своей деятельности приступило к проведению чрезвычайных мер. 9 марта 1933 года была созвана специальная сессия конгресса, работа которой продолжалось более 3 месяцев. Конгресс принял множество законов, которые охватили все стороны экономической и соц-полит жизни общества. Так в течении " ста дней" деятельности Р. были заложены основы политики получившие название Новый курс. Одной из важнейших задач было сохранение и укрепление корпоративной структуры финансово-экономической системы. В чрезвычайной обстановке Р.взял курс на сотрудничество с крупным корпоративным бизнесом с целью оздоровления экономики и укрепления основ существующего строя. Поэтому уже на первом этапе Н. к. админ. Р. направила свои усилия на проведение ряда реформ. В сфере финансово-банковской политики приоритет был отдан сразу в пользу крупного капитала. 6. 03.1933 появилось распоряжение о временном закрытии всех банков. Через насколько дней был принят чрезвычайный банковский акт. Право на открытие и получение гос. займа получили только " здоровые" банки, которыми как правило являлись крупные. Операции Реконструктивной финансовой корпорации, были расширенны. За первые два года Н. к. общая сумма займов увеличилась до 6 млрд. долл. Результатом этих операций была ликвидация 5 тыс. мелких банков и дальнейшая концентрация банковской системы. Также правительство сосредоточило в руках гос-ва весь золотой запас страны и запретило золотой обмен бумажных денег. В апреле 1934 г. оно девальвировало доллар, сократив его золотое содержание на 40%. Фед. резерв. сист. получила новые полномочия. Явным приоритетом при определении характера гос-ного регулирования пром-ти. также использовались круги крупного корпоративного капитала. Центральное место в этом направлении политики занимал Национальный акт о восстановлении пром-ти (НИРА), вступивший в силу в 16.06.1933 г. В соответствии с ним, всем ассоциациям предпринимателей было предписано выработать кодексы честной конкуренции, которые после утверждения президентом приобретали силу закона. В кодексах определялись условия и объем производств, а также минимальный уровень цен. На время действия НИРА, ограниченное двумя годами, все эти операции исключались из сферы полномочий антитрестовского законодательства. На основании закона администрация санкционировала 750 кодексов, охвативших предприятия, на которых были заняты 95% промышленных рабочих. Осуществление закона укрепило корпоративную структуру американской экономики. Весьма противоречивый характер имели мероприятия рузвельтовской администрации в сфере аграрной политики. Главной задачей закона о помощи фермерам от 12.05.1933 г., было повышение цен на С/Х продукты. Достигнуть этого пытались путем сокращения посевных площадей и поголовья скота, за что фермерам полагалась премия. Летом 1933 г. специальная Администрация восстановления С/Х начала осуществление этой программы. В итоге эти операции принесли немалые выгоды крупному фермерству. Мелким же уменьшение несло новые лишения. Также было предусмотрено рефинансирование фермерской ипотечной задолженности. Правительственные займы предотвратили крах многих банков и страховых компаний, державших фермерские ипотеки. Они укрепляли положение более состоятельных фермеров-должников. Что же касается мелких фермеров, то они по-своему были предоставлены сами себе, ибо условия рефинансирования им были недоступны. В 1935 году в политике Н. к. произошел сдвиг в лево. Весной и летом 1935 г в течении " вторых ста дней" была проведена новая серия важных реформ. Самым крупным социальным завоеванием второго этапа стало принятие Национальный закон о трудовых отношениях, или закон Вагнера, вступивший в силу 5.07.1935 г. Закон декларировал права рабочих на организацию и на коллективный договор, но и гарантировал им право на вступление в избранный им профсоюз и на заключение с ним коллективного договора. Таким образом правительство легализовало принцип " закрытого цеха" как высшей формы профсоюзных гарантий. Также правительственные органы должны были пресекать такие виды нечестной трудовой практики, как преследование рабочих за участие в профсоюзном движении, создание компанейских, профсоюзов, отказ от переговоров с выборными представителями рабочих по вопросам заключения коллективного договора. Также было запрещено право рабочих на стачку и пикетирование. Другой важной соц. реформой было принятие закона о соц. страховании в августе 1935 г. Он вводил страхование двух типов - систему пенсий по старости и пособий по безработице. Нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны, а его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей. Также произошел увеличение масштабов общественных работ и расширение их клиентуры. в апреле 1935 г на эти цели было выделено 4, 9 млрд. долл. Была создана администрация по реализации общественных работ. Уже к началу 1936 г. на ее объектах было занято около 3, 5 млн. человек. В середине 30-х произошел переворот в аграрной политике. В феврале 1936 г., правительство провело новый закон, в котором наряду с выдвижением очередной программы сокращения продукции земледелия и животноводства, были предусмотрены меры по восстановлению плодородия почвы. Особенно остро стал этот вопрос после засух 1934-1935 гг. Охрана и развитие естественных ресурсов входило в круг задач Администрации долины реки Тенесси. Также принципиальным сдвигом аграрной политике Н. к. было, что в сер. 30-х гг. правительственная помощь стала оказываться не только состоятельным, но и слоям с низким доходом. Это проявилось в создании в 1935 г Администрации по переселения, которая в нач. 1937 г. была переименована в Администрацию по охране фермерских хозяйств. На средства этих агентств проводилось строительство лагерей для рабочих-мигрантов, выдача займов мелким арендаторам, создание кооперативов фермеров и арендаторов. В 1936 году Рузвельт был переизбран на второй срок, народ воспринял это с глубоким энтузиазмом и надеждой, что правительство демократов еще более решительно станет на сторону народа и осуществит новую серию социальных реформ. Особой активностью отличались рабочие. На рубеже 1936-1937 гг. в стране началась волна сидячих стачек. Они оказались настолько сильными, что даже гиганты корпоративного бизнеса вынуждены были признавать новые массовые профсоюзы и заключать с ними коллективные договора. Они вызвали необычайно острую негативную реакцию в кругах крупного бизнеса. Изменения в настроениях деловых кругов были связаны также с улучшением состояния экономики. В этой обстановке предприниматели ощутив уверенность в своих силах, потребовали ликвидации гос вмешательства в экономику и сокращения федеральных ассигнований на соц. нужды. Президент не собирался отказываться от курса на продолжение либеральных реформ, которые настойчиво требовали рабочие. Однако Р. не мог не учитывать того, что формиров. консервативной оппозиции в Демокр. партии создавало серьезные препятствия осуществлению этого курса. Именно поэтому произошла трансформация политики Н. к., изменились приоритеты в действиях администрации. Таким образом, перед правительством на этом новом этапе Н. к. стала задача институционализации политики либеральных реформ. План реформы Верховного суда был выдвинут Рузвельтом в послании конгрессу 5.02.1937 г. Он предоставлял президенту право назначать дополнительных членов суда, если кто либо из его состава, достигший 70-летнего возраста, откажется уйти в отставку. Общее число не может превышать 15 человек. Одновременно Р. выступил с проектом административной реформы, которая давала бы ему право на создание сильного президентского аппарата, наделенного полномочиями контролировать действия всех федеральных агентств и осуществлять их реорганизацию с целью придания им постоянного статуса. В конечном итоге реформа Верховного суда провалилась. Это означало, что конгресс сложился в прочный консервативный блок республиканцев и большинства демократов. Это затруднило осуществление планов расширения реформ Н. к. Политическая борьба обострилась когда осенью 1937 года разгорелся новый экономический кризис. Усиление бескомпромиссной оппозиции политике Н. к. со стороны верхушечных групп крупного капитала заставило президента и его администрацию возобновить активную антимонополистическую политику, которую поддержал сам президент. Но в тоже время в выступлениях просматривалось и стремление к конструктивным переговорам. Сочетая оба этих метода правительству в 1938 г. удалось провести ряд новых соц. реформ. важным актом стал новый С/Х закон, принятый в феврале 1938 г. Он являлся постоянной долговременной программой правительственной аграрной политики, значительно усилившей контрольные функции властей. В апреле1938 г. были выделены ассигнования в размере 5 млрд. долл. на проведение общественных работ для безработных. На них было занято до 3, 5 млн.человек. В июне был принят Акт о справедливых условиях труда, который запретил применение труда детей до 14 лет и установил единые для всей страны нормы минимальной зар. платы(25 центов в час), продолжительность рабочей недели(44 часа). В 1939году продолжилось расширение социального законодательства. Оно провело через конгресс ряд поправок к закону о соц. страховании. 3 апреля 1939 года был принят компромиссный вариант законопроекта о реорганизации исполнительной власти. На основании закона в сентябре 1939 года было создано Исполнительное управление президента, облеченное полномочиями контроля за деятельностью федеральных учреждений гос. регулирования. Президенту было предоставлено право преобразование системы федеральных агентств. Таким образом, хотя и проект 1937 года не был осуществлен, закон 1939 года все же создавал необходимую административно-правовую базу для закрепления либеральных соц.-эконом. реформ Н. к. Одновременно США вступил в 1939 году в период замедления либерального социального реформаторства. Главной причиной стало резкое обострение международной обстановки и нарастание угрозы второй мировой войны.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал