Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия как аксиология. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал.
АКСИОЛОГИЯ - раздел философии, посвященный учению о ценностях. АКСИОЛОГИЯ (греч – ценность) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретных поступков. Ценность – это то, что чувства и разум диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением. Ценности различаются на предметные (вещные) и аксеологические (духовные). К абсолютно значимым духовным ценностям относятся истина, добро, красота, свобода, мудрость, к которым личности стремяться ради них самих. В АНТИЧНОСТИ отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго. В ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека. В НОВОЕ ВРЕМЯ философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности. Из абсолютно значимых ценностей вытекают ценности благокультуры (наука, право, искусство по всем формам, религия). Предметных ценностей бесконечно много (от спичек до машин). Предметные и аксеологические ценности представляют собой 2 ценностных отношений человека к миру, к другим людям, которые проявляются в самых различных формах. Общество всегда было социально неоднородным. Из всей социальной дифференциации можно выделить 2 социальные группы, общности. Одна называется массой, представитель – человек массы. Противоположность – личность. 2 отношения к миру: со стороны материальных благ и через систему духовных ценностей. Абсолютно значимые ценности лежат в основе ценностей, а сами лишены основания – Сартр. Он говорил о ценностях как о онтологических началах (за свободой ничего нет). Все высшие духовные ценности априорны, трансцендентальна, т. е. выходят за пределы чувственного опыта, конвенциональны. Они пребывают в интеллегибельном мире (духовном мире). Понятие ценностей впервые появляется у немецкого философа И. КАНТА, который противопоставил сферу нравственности (сфера свободы) сфере природы (сфера необходимости). До Канта господствовало представление о тождестве природного бытия и нравственного блага. Натурфилософы полагали, что природа совершенна, разумно организованна, все природные живые существа свободны, отсюда следовал призыв: “Поступай согласно природе! ” – так полагали киники. Кант разорвал сферы природы и нравственности, показал, что это два противоположных мира. Но оба этих мира существуют вместе. Человек, как природное существо, находится под влиянием внешнего мира, он несвободен со стороны плоти. Плоть неинтеллектуальна, безнравственна. Плоть без нравственного намордника страшна. Но человек, как духовное существо, личность, обладающая разумом, познавшая свободу, она следует своему разуму, духу. Разум определяет волю человека и его практическое поведение. По Канту все ценности (принципы, идеи, поступки) являются чистыми формами, т. е. они находятся в духе в силу своей априорности, и поэтому они могут претендовать на всеобщую значимость. Так, в качестве иллюстрации можно привести пример: моральное поведение является всегда моральным законом, который не предписывает чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть. Его моральное поведение определяется категорическим (безусловным) императивом (требование, приказ, закон).
|