Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивида






Конституция и психические особенности. Связь между конститу-циональными особенностями и психикой человека была подмечена еще Гип­пократом, который описал два резко отличающихся типа людей: habitus apoplecticus — плотный, мускульный, сильный и habitus phitisicus — тон­кий, изящный, слабый. В настоящее время насчитывается более 20 класси­фикаций типов телосложения. Понятие конституции шире, чем тип телосло­жения. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных наследственно и определяющих специфику реакций организма на воздействие среды. По­мимо общей конституции выделяют два класса частных: морфологические и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосом­ной и телесной; функциональные — биохимической, физиологической, ней-родинамической. Наиболее изучены в психологии соотношения между теле­сной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.

В современных исследованиях конституциональная структура телосложе­ния рассматривается как соединение гуморально-эндокринных и метаболи­ческих характеристик с более точным комплексным определением парамет­ров морфологической структуры человеческого тела. При этом важен учет места телесной конституции в целостной индивидной организации, что по­зволяет избежать упрощенных представлений о взаимосвязи телосложения с психическими особенностями развития человека, в первую очередь с темпе­раментом. К числу наиболее известных классификаций типов телосложений относятся описанные Кречмером и Шелдоном. Кречмера, как психиатра и психолога, интересовала проблема предрасположенности людей к различного типа психозам. Сопоставляя особенности телосложения и вид психического расстройства своих пациентов, Кречмер выделил 3 типа конституции, каж­дому из которых соответствуют определенные черты темперамента и пред­расположенность к конкретным видам психических расстройств (табл. 5).

Кречмером был выделен еще один тип телосложения — диспластический, но для него не удалось выявить соответствующего темперамента.

Связь между телосложением и темпераментом Кречмер объяснял особен­ностями химического состава крови и гормональных систем. Его учение ока­зало сильное влияние на развитие дифференциальной психиатрии и психо­логии.

К числу наиболее известных сегодня конституциональных типологий от­носится типология Шелдона. Разрабатывая типологию, он шел не от клини­ки, а от нормы. В основе его типологии лежат не дискретные признаки, а непрерывно распределенные компоненты телосложения. Шелдон выделил 3 компоненты телосложения, назвав их по имени зародышевых листков, из которых они развивались: эндоморфный (из него развиваются кости, мыш­цы, сердце, кровеносные сосуды); мезоморфный (из него развиваются внут­ренние органы); эктоморфный (из него развиваются нервная система, мозг, рецепторный аппарат). Представителей каждого типа характеризуют опре­деленные особенности телосложения. Эндоморф внешне похож на пикника, его характеризует округлость тела, наличие отложений жира на бедрах и плечах, вялость и неразвитость конечностей. Мезоморф, также как и атлет, характеризуется широкими плечами и грудной клеткой, хорошим развитием мускулатуры, незначительным количеством жира. Наконец, эктоморф по­хож на астеника, для него характерны длинные руки и ноги, неразвитая мус­кулатура, вытянутое лицо с высоким лбом, хорошо развитая нервная система.

 

Таблица 5 Соотношение типов телосложения и темперамента по Кречмеру

 

Тип телосложения Тип темперамента При расстройствах психики предраспо» ложенность к:
Лептосоматический (астенический): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо Шизотимический: замкнутость, упрямство, ригидность установок, сложность в приспособлении к среде, склонность к абстракции Шизофрении
Пикнический: тучность, значительные жировые отложения, малый или средний рост, большой живот, округлая голова на короткой шее Циклотимический: общительный, добродушный, подвержен колебаниям эмоций от радости и веселья до печали Маниакально-депрессивному психозу
Атлетический: крепкое тело, хорошо развитая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, выпуклые лицевые кости Иксотимический: спокойный, сдержанный в мимике и жестах, маловпечатлительный, ригидное мышление, трудно приспосабливается к перемене обстановки Эпилепсии

 

Шелдон ввел количественную оценку (7-балльную) каждого компонен­та телосложения, что позволило объективировать и точно оценить тип тело­сложения. Он провел сопоставление типов телосложения и способов действия, которые выбирают индивиды, получив при этом высокую корреляцию (по­рядка 0, 80) между компонентами соматотипа и темперамента (табл. 6). Не­которые из выводов Шелдона нашли свое подтверждение в более поздних исследованиях.

Однако конституциональный подход был подвергнут справедливой кри­тике за то, что в нем игнорируются социальные условия формирования пси­хических свойств человека, за необоснованное соотнесение личностных черт с признаками темперамента, обусловленными конституцией. Например, по­пытка объяснения некоторых мировоззренческих черт, отношения к людям как наследственных, обусловленных типом телосложения.

 

Таблица 6 Соотношение соматотипа и темперамента по Шелдону

 

Соматотип
Эндоморфия Мезоморфия Эктоморфия
Тип темперамента
Висцеротония Соматотония Церебротония
Преобладание дружелюбия, жажда похвалы, любовь к комфорту, приветливость, рас­слабленность в осанке и дви­жениях, легкость в выражении чувств, тяга к людям в трудную минуту, мягкость при опьянении Уверенность в осанке и движениях, любовь к приключениям, скрытность в чувствах и эмоциях, тяга к действиям в тяжелую минуту, агрессивность и настойчивость при опьянении Скованность в осанке, необщительность, социальная заторможенность, скрытность, тяга к одиночеству в трудную минуту, ориентация к поздним периодам жизни, устойчивость к действию алкоголя

 

Указывается также на необоснованность утверждения о том, что здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.

Конституциональный подход, активно заявивший о себе в 20-е-40-е гг. XX в., установивший взаимосвязи психических свойств и телесной органи­зации человека, не смог, тем не менее, объяснить механизмы этих связей. Для этого, по-видимому, необходимо привлечь свойства других уровней и дру­гие генотипические обоснования, в частности, нейродинамические.

 

 

11. индивидуально-типологические свой­ства человека.

Нейродинамические свой­ства включаются в структуру индивидных характеристик человека, их ос­нову составляют основные свойства нервной системы.

Свойствами нервной системы называются природные врожденные осо­бенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных особенностей поведения и некоторых индивидуальных различий способнос­тей и характера человека (Теплов). В данном случае речь идет о степени выраженности, особенностях протекания процессов возбуждения и торможе­ния, то есть о типологических особенностях нервной системы.

Типологические особенности нервной системы характеризуются устойчи­востью проявления в состоянии покоя, а это означает, что они характеризу­ют человека на протяжении длительных периодов, а иногда и всей жизни. Постоянство проявления типологических особенностей объясняется их гене­тической обусловленностью. Доказательства этому были получены благода­ря использованию близнецового метода. Сопоставление степени сходства проявления свойств нервной системы у моно- и дизиготных пар методом кор­реляционного анализа показало по многим свойствам большую тесноту свя­зей у монозиготных пар (коэффициенты корреляции по некоторым призна­кам достигали 0, 90 и более). Исходя из этого Равич-Щербо сделала вывод о том, что в проявлении свойств нервной системы генотипические факторы играют решающую роль. Вопрос о влиянии условий жизни, воспитания и тренировки на проявление свойств нервной системы остается открытым до сих пор.

Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Наблюдая пове­дение собак, переживших затопление во время наводнения, он обнаружил, что у одних животных сохранились выработанные ранее условные рефлек­сы, у других после перенесенного стресса разрушились, и у них появились признаки невроза. Животных, благополучно перенесших стресс, он опреде­лил как обладающих сильной нервной системой, других считал обладателя­ми слабой нервной системы. Для слабого типа, как писал Павлов, «прямо невыносима как индивидуальная, так и социальная жизнь с ее наиболее резкими кризисами». Им были открыты также такие свойства нервной сис­темы, как подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения. В последующие годы было открыто су­ществование и других свойств нервной системы и предпринята попытка оп­ределения структуры их соотношения. Так, Небылицын исходил из того, что имеются 4 первичных свойства нервной системы: сила, подвижность, дина­мичность и лабильность. Эти свойства характеризуют как возбуждение, так и торможение. Соотношение возбуждения и торможения этих основных свойств дает возможность говорить о четырех вторичных свойствах: балансу по силе, балансу по подвижности, балансу по динамичности, балансу по лабильности. Согласно этой точке зрения, существует 8 первичных свойств (учитывая проявления каждого из них по возбуждению и торможению) и 4 вторичных — всего 12 свойств нервней системы. Однако эта схема не явля­ется достаточно доказанной и работающей, ее применение на практике встре­чает целый ряд трудностей. Дискуссионными остаются вопросы о наличии силы нервной системы по отношению к торможению, вызывает вопрос рас­смотрение лабильности отдельно по отношению к возбуждению и торможе­нию, так как вероятнее всего она является сочетанием протекания того и другого. Не находит достаточного подтверждения существование динамич­ности, как скорости и легкости генерации возбуждения и торможения при формировании временных связей.

Конкретные механизмы проявления типологических особенностей нервной системы до сих пор остаются не до конца понятными. В последние годы по­лучены экспериментальные данные, указывающие на роль гормональной

регуляции в проявлении основных свойств нервной системы, в частности ад­реналина, АКТГ, кортизона (Ильин). В настоящее время наиболее изученными являются: сила нервной системы, ее подвижность и лабильность.

Сила нервной системы определялась Павловым как способность перено­сить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной сис­темы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чув­ствительность. Сила нервной системы стала определяться по уровню актива­ции ЭЭГ и рассматриваться как активированность нервной системы, чувстви­тельность при этом является вторичной характеристикой, зависящей от уровня активации нервной системы в покое. Как влияет сила нервной системы на поведение, деятельность человека? Представители сильного и слабого типов нервной системы различаются по показателям выносливости и чувствитель­ности. Для человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выпол­нении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответ­ственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состоя­ние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации. Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необхо­димость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продук­тивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуа­циях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публич­ного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших ре­зультатов в условиях повседневной, привычной деятельности.

Подвижность нервной системы — это свойство впервые было выделено Павловым в 1932 г. В дальнейшем оно оказалось очень многозначным и было разделено № два самостоятельных свойства: подвижность и лабильность нервной системы (Теплов). Подвижность нервной системы понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность. В эксперименте при определении подвижности испытуемому предъявляют чередующиеся в случайном порядке стимулы положительные (требующие ответной реакции), отрицательные (тормозные, требующие затормозить ответную реакцию) и нейтральные. Скорость реа­гирования зависит от того, насколько долго следы от предшествующей реак­ции сохраняются и оказывают влияние на последующие реакции. Таким образом, чем больше стимулов сможет безошибочно обработать человек в этих условиях, тем выше подвижность его нервной системы. Жизненными прояв­лениями подвижности нервной системы является легкость включения в ра­боту после перерыва или в начале деятельности (врабатываемость), легкость переделки стереотипов, такой человек легко переходит от одного способа выполнения деятельности к другому, разнообразит приемы и способы рабо­ты, причем это касается как двигательной, так и интеллектуальной деятель­ности, отмечается легкость в установлении контактов с разными людьми. Инертные характеризуются противоположными проявлениями.

Лабильность нервной системы — быстрота возникновения и исчезнове­ния нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятель­ности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импуль­сов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность (Введенский). Показателями лабиль­ности являются КЧСМ (критическая частота слияния мельканий), а также ЭЭГ-показатели (латентный период и длительность депрессии L -ритма пос­ле предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных прояв­лений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональ­ной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.

Можно ли рассматривать одни типологические особенности как «хоро­шие», облегчающие адаптацию, а другие как «плохие», затрудняющие ее, как это делал в свое время Павлов? Современные данные, полученные психофи­зиологами, психологами и клиницистами, свидетельствуют о том, что каждое из свойств нервной системы имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Так, например, положительной стороной слабой нервной системы является ее высокая чувствительность, высокая устойчивость к монотонии, более высокое проявление скоростных качеств. Положительной стороной инертно­сти нервных процессов является установление более прочных условно-реф­лекторных связей, лучшая произвольная память, большая глубина проникно­вения в изучаемый материал, большая терпеливость к испытываемым затруд­нениям. Таким образом, типологические особенности определяют не столько степень приспособления человека к среде, сколько различные способы адап­тации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности. Стиль деятельности — это система приемов выполне­ния деятельности. Проявление стиля деятельности многообразно — это и приемы организации психической деятельности, и практические способы дей­ствий, и особенности реакций и психических процессов. «... под индивиду­альным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных призна­ков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его лич­ности» (Климов). Индивидуальный стиль вырабатывается в течение жизни и выполняет компенсаторную приспособительную функцию. Так, представи­тели слабого типа нервной системы быструю утомляемость компенсируют частыми перерывами для отдыха, предварительным планированием и регу­лярностью деятельности, отвлекаемость внимания — усиленным контролем и проверкой работ после их выполнения. Предварительная тщательная под­готовка дает возможность уменьшить нервно-психическое напряжение, воз­никающее в ответственные моменты деятельности.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирова­ния темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личнос­тных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональ­ном отборе и профориентации. В исследованиях, проведенных на операто­рах энергосистем, было показано, что психические качества, позволяющие справляться с работой в аварийной ситуации, больше выражены у лиц с сильной нервной системой. В связи с этим было введено понятие «оператив­ной надежности человека», базирующееся на типологических особенностях свойств нервной системы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал