![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональное развитие
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.
Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы. 20. Подростковый возраст от 11 до 16 лет. Этот возраст выразили недавно начало 20 вв. введи системат школьное образование. и появились проблемы (маленькие большие, бедные богатые) Вначале были соц экономич затем только педагогические первым был Руссо и назвал время 2 самостоятельного рождения. Холл назвал подр период - период бури и натиска и разработал содержательные хар данного этапа. К. Левин вывел феномен маргинальности у подростков. .Фрейд говорил о половом созревании и дисбалансе личностной структуры. У нас Выгодский, Бажович и Эльконин. в Отечеств псих этот период наз - Нормальной патологии и еще назвали - Подросковый кризисный период. Основное чувство это чувство взрослости - это новообразование сознания- ребенок через опр стереотипы поведение чувствует себя взрослым. В примитивных культурах нет такого понятия- там ребенок постепенно входит в жизнь и только проходит процесс самосоциации т.е.кем он будет (охотником или шаманом)
Ведущ деятельность в подр возрасте это общение с о сверстниками это сознательное экспериментирование в отношениях для удовл главных потребностей - быть значимым и найти свое место. Образуются интимно личностное общение со сверстниками и через это общение уст моральные формы ценности и форм самосознание. Если в младшем школьном возрасте ребенку необходимо одобрение. то здесь наоборот - чем гармоничнее общение со сверстниками тем он лучше себя вдет. Другая точка зрения -Ребоку необх - Социально приемлемая, одобряемая деятельность (Тимур и его команда) т.е содерж деятельность должно быть направлено на благо. НО это было во время СССР. Сейчас ребенку все больше необходима выгода и желание выделится. Просоциальная деят в подростковом возр это реально значимая деятельность и чем больше самостоят и ответственность тем лучше влияет на его. У него разв система отнош Я и общество. Высщ это моральное сотрудничество.
Специфические особенности психики и поведения подростков
Подросток стремится занять удов положения среди сверстников, и довольно часто он идет на нарушения. Здесь присутствует комформность. Референтная группа это где человек понимает и разделят нормы и поведения
Реакция отказа- от обычных форм поведения - она касается семьи и школы т.е. это отказ выполнять дом задания, контактировать с родственниками итд. Почвой явл псих незрелость реакций возбуждения и торможения. Реакция оппозиции или протеста - напоминает поведение 3х летнего ребенка (Я сам) с одной это поведения нелепое с др стороны он показывает свою позицию (Слабо) Реакция имитации - если дети подражали близким взрослым то подростки подражают артистам, здесь фанатизм, привычки, особенности имиджа, речь. Это говорит о незрелости подростка. Реакция компенсации Реакц гиперкомпенсации - протест против всего. Подростковые реакции как таковые Реакция эмансипации - это независимость, самосостоятельность. Реакц отрицательной имитации - это реакция напоминает реакцию противодействия когда ребенок (в семье алкоголика ведет здоровый образ жизни в противовес) т.е. это постоянная борьба что противоречит ценностям ребенка, Но ребенок может уйти в гиперкомпенсацию. Реакц группирования - она основная и свойственна всем подросткам- стремления к формированию спонтанных подростковых групп, причем неважно чем обусловлено состав группы. Реакция увлечения или Хобби реакция - отраж внутреннюю структуру личности, для мальчиков спорт игры лидерство коллекционирование. Для девочек - имидж, знания, эстетич увлечение. Реакция обусл формирующимся сексуальным влечением
Критерии патологичности данных реакций: 1, распространенность за пределы ситуации ли микрогруппы - (Павлик Морозов). 2. присоединение невротических расстройств- вплоть до обморочных состояний. 3. нарушение социальной адаптации. Формирование стратегии по формировании трудностей. Копинг стратегии- ребенок принимает решение и несет ответственность за эти решения. Они бывают конструктивные и неконструктивные. Конструктивные направлены на решение проблемы (активное), чувство роста собственных возможностей: достижение цели собственными силами обращения за помощью к более значимому лицу либо группе Изменение своего отоношение к ситуации, тщательное обдумывание и разработка вариантов решения проблемы Самоизменение (саморефлексия)
Не конструктивные способы копиг стратегии. - создается иллюзии благополучия - вытеснения проблемы и импульсивные эмоциональные реакции (уйти в себя, хлопнуть дверью).
Особенности общения со взрослыми - подростки дистанцируются, отчуждаются и противопоставляют себя взрослым, т.е. абвивалентное четкое отношение со взрослыми. С одной стороны он нуждается в поддержке со стороны взрослых, с др стороны он требует равных прав (конфликт отцов и детей)
Особенности психических процессов подростков Происходит резкое расширение кругозора (11-12 лет наз пиком любознательности) ДО 14 лет благоприятный возраст для развития ребенка, он интересуется практич всем, интеллектуальный процесс совершенствуется Мышление на уровне формальных операций(он способен абстрактно оперировать понятиями) Способность к манипуляциям различным, интерес к противоречащим фактам, Способность предвидеть Появление временной перспективы.
Свойства подр мышления способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблем Способность предполагать какое влияние окажет одна переменная на другую. Способность объединять и разделять переменные гипотико - дедуктивным образом Не все соглашаются с Пиаже есть т.н. Информационный подход У ребенка появляются метапознание который вкл. в себя- эффективное использование памяти и переноса, эф. использование получ информации и ее хранение в символич форме и развитие сложных стратегий для решения задач разного порядка. Стернберг Р. разделил интеллект на 3 компонента или механизма обработки информации 1. метакомпонетны- процессы управления высшего порядка для планирования и принятия решений (ребенок сам может выбрать стратегию запоминания инф, выбрать решение той или иной задачи) 2) компоненты исполнения - процессы использования для решения задачи т.е. это отбор информации, извл из памяти информации) 3) комп приобретения и сохр знаний т.е. все что используется для усвоения новой информации.
Итак оперирование практич рассуждениями сменятся теоритич дискурсивным мышлением (рассуждательская, аргументы ит.д.)
Развитие личности и кризис перехода к юности Выгодский выд 2 фазы развития. позитивная и негативная. в основном это касается сферы интересов мировоззрения. Негативная - хар. свертыванием и отмиранием прежней системы интересов, появления первых сексуальных влечений Поведенчески это выраж в снижении работоспособности реакции торможения, ухудшение успеваемости, навыков, грубости, повыш раздражимости, скуки и недовольство самим собой. Позитивная фаза- новые интересы в ширь и вглубь т.е в этом возрасте возникает желание стать психологом:). Еще он выделил несколько интересов или доминант 1) эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности 2) доминанта Дали - то что там за горизонтом интересней чем здесь и сейчас 3) доминанта Усилия - тяга к сопротивлению, преодолению, к волевому усилию. 4) дом. к Романтике, к неизведанному, приключению Самое главное что ребенка разрушает слабость целей и неспособность организовать и если у него есть четкие цели ему будет проще. Поэтому кризис подростков это ломка всей системы переживаний содержания (внутреннего) появления аффекта неадекватности, неустойчивая самооценка и устойчивы уровень притязаний т.е. в один день самовосприятие может скакнуть от высокой до низкой самооценки. Подростковый эгоцентризм - способность к саморефелексии к явлению деперсонализации - все познается в сравнении с собой и не понимают грань между собой и потребностями др людей, гипертрофированное внимание к недостаткам. Выделено несколько видов взрослости 1) подражание внешним признакам взрослости - курение, гиперсексуальность психическая. 2) социльная взрослость - занять своию позицию сотрудничества и владеть практич полезными навыками и умениями (у мальчиков- на меня можно положится) 3) интеллектуальная взрослость - устойчивые познавательные интересы и самообразование за рамками школы. В рамках подросткового эгоцентризма 2 феномена воображ аудитория и персональный миф. воображаемая аудитория - подросток всегда представляет что он на сцене, он сам собой увлечен и ему кажется что за им наблюдают и оценивают персональный миф (комлекс супермена) ему кажется что он неуязвим и что он избранный и у него появляется образ найденыша (что его родители ненастоящий и что он ребенок инопланетной расы:) этот феномен может перейти в демонстративность и наз этот период интеллектуального опьянения.
тема Развитие сексуального поведения и половая идентификация. Пубертат физ рост, гормональные изменения. Гомоны играют и вызывают рост репродуктивных органов У мальчиков - плечи, рост волос на теле У девочек расш таза За все отв гипоталамус и гипофиз(рост) гипофиз регулирует трофические гормоны которые регулируют работу половых желез. У девочек - менструация - Появления жировых отложений в груди, у мальчиков исчезает, а у девочек остается. Увеличение размеров костей и мышц, перераспр жировых отлож. активность желез кожи и потовых желез. На западе подростки явл жертвами бушующих гормонов. Гормоны влияют наличность, поведенческие реакции, и еще они активизируют специфич формы поведения (смена настроения, депрессивная реакция, плохая концентрация внимания) Появления комплексов связано с возрастом у девочек с 12 - 13 лет у мал с 14-15 лет неудовлетворенность своим телом. Дисфорфофобия - уничтожение частей своего тела и неудовлетворенность своим строением. феномен Самоисполняющегося пророчества - это касается чаще мальчиков - ребенок придписывает неуспешное поведение, он занижает этими мыслями свою самооценку и в итоге эти мысли исполняются и от это го он все больше он погруж в комплексы. Нарушение пищевого поведения Анорексия - отказ от пищи начинается с диеты и занятием спортом (до 8 часов в день) их четыре стадии, последние 2 не лечатся и порой заканчиваются летальным исходом. Булимия- бычий голод -периоды голодания сменяются обжорством, диетами не пользуются, а очищают организм клизмами и рвотой. В странах где голодно - этих заболеваний не существует.
Стресс и депрессия. Подросток чаще преувелич психологические травмы, это преувеличение влечет к 2 проблемам. 1) все подростки испытывают псих дистресс 2) очень часто эти все явл считаются нормой и должного внимания к подросткам требующих действ внимания нет. В отл от взрослых людей появл депрессии явл угрозой для жизни. Пик 15- 19 лет. Единственная форма помощи которую позволяют себе подростки это телефон доверия. Форма совладания с депрессией имеет половые различия. Среди девочек больше испытывающих депрессию- причины не ясны, одни говорят о гормонах, с другой половая ролизация, Девушки больше склонны к демостраидальным суицидам У мальчиков дилинквентные (разрушающие) антиобщественные формы поведения. В последнее время большую роль играют СМИ, негативная оценка будущего, негативный образ тела. Мальчики чаще уходят в зависимое поведение ПАВ. Есть 4 фактора влияющие на секс поведение: 1) уровень образования - успешные ученики реже проявляют сексуальную активность 2) психологический фактор- ранний секс успех повышает уровень среди сверстников. 3) биологический фактор- повышается юношеский гомосексуализм и уменш возраст полового созревания. 4) семейное отношение Семья возникает конфликт межпоколенной коммуникации С одной стороны семья сильно влияет на подростка- ребенок болезненно воспр казалось бы незначительные факторы, часть конфклитов - по убеждениям, Большинство проблем возн в неполных семьях. Чаще всего конфликт возникает с матерью
Сущ 3 стиля родительского поведения Авторитетный, авторитарный и либеральный. Авторитетный - есть четкое влияние родителя на ребенка (ребенок уважает своих родителей как личность) Авторитарный - стремление выйти из гиперопеки. Либеральный - вседозволенность, чувство неполноценности ребенка т.к. контроль ему нужен.
Аморальное развитие подростка Колдберг- к 13 годам ребенок дорастает до 1 предконвенционального уровня- появление самостоятельный суждений, собственной морали и переходит быстро к конвенциональому уровню - когда принимают традиционные моральные стереотипы, они становятся комформными, у них появляются стереотипы. Постконвенциональный уровень сост из 2х ур 1 мораль общ договора 2. наследование универсальным этич принципам Уровень подразумевает очень четкое представление о моральных ценностей и поэтом многие до него не доходят
Задачи развития 1. достиж автономии от родителей. 2. формирование идентичности и целостности Я источн идентич явл Референтная группа либо значимый другой (человек чье мнение ценится индивидом) Понятие идентичности опр Эриксон. он опр варианты форм идентичности: Варианты Эриксона Марсия 1. Предрешенность- когда человек берет на себя какие то трудовые роли, обязательства 2. Диффузия- статус для тех кто не прошел кризиса и не принял обязательств, нет ни професс роли, ни морального кодекса, жизнь одним днем. 3. Мораторий - когда люди нах в центре кризиса идентичности в периоде принятия решений на пике поиска себя. Здесь постоянная тревожность. 4. Достижение идентичности -тех кто прошел уже кризис, сделал осознанный выбор, нравственные правила и связал себя обязательствами. У этих людей наиболее полож заряд и более гармоничное отношение с окружающими, боьше самоуважения. Все эти варианты могут касаться сразу одного человека.
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.
|