Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уч. ГодСтр 1 из 27Следующая ⇒
ДЛЯ 4 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА УЧ. ГОД 1. Общественное здоровье и здравоохранение как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача. Определение предмета общественное здоровье и здравоохранение (В.О. Португалов, Ф.Ф. Эрисман, Н.А. Семашко, Н.А. Виноградов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын. ОЗиЗ – наука о закономерностях общественного здоровья и здравоохранения. Вся медицинская наука вращается вокруг одного понятия – здоровье, хотя во всех теориях и концепциях понятия здоровье и болезнь неразрывны. Здоровье можно рассматривать как отсутствие патологии. Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физического дефекта, включая возможность вести социально и экономически продуктивную жизнь. Целью жизни является укрепление здоровья. 4 уровня здоровья: отдельного человека, групповое, здоровье населения, общественное здоровье. Назначение предмета: изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных факторов и условий в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья. Разделы изучения дисциплины в системе подготовки врачей: · История здравоохранения · Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. Условия и образ жизни населения. Социально – гигиенические проблемы. Теории и концепции в медицине. · Состояние здоровья населения и методы его изучения. Медицинская статистика. · Проблемы социальной помощи. Социальное обеспечение и страхование населения. · Организация медицинской помощи населению. · Экономика, планирование, финансирование здравоохранения. · Страховая медицина. · Управление здравоохранением. · Здравоохранение за рубежом. Международные организации, ВОЗ. В 20 – ом столетии окончательно сложилась отдельная дисциплина, которая имела длительное историческое развитие. Предмет обозначался по – разному и раньше звучал как «социальная гигиена». Впервые в русской литературе термин «социальная гигиена» появился в трудах В. О. Португалова (1873 г.), который отмечал, что «степень заболеваемости и смертности человечества совершается в силу существующих условий социального быта. Не лечебная медицина спасает человечество, а предупредительная, основанная на улучшении социального быта. Есть ещё гигиена социальная, общественная, регулирующая отношение лица к обществу и обязанности или отношение общества к лицу». В 1908 году Ф. Ф. Эрисман говорил о предмете так: «Мы находимся здесь в области социальной гигиены или общественного здравоохранения, цель которого заключается в воздействии на здоровье групп населения и при котором личная инициатива борющегося за свое здоровье человека целиком или частично заменяется общественными заботами о нем». Н. А. Семашко, 1922 год, первый народный комиссар здравоохранения РСФСР, характеризовал социальную гигиену как науку о здоровье общества: «Основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучать влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния этой среды». Н. А. Виноградов определял социальную гигиену как «науку об общественном здоровье и здравоохранении, о социальных проблемах здоровья и здравоохранения», т.е. связь здоровья с общими условиями существования человечества. Академик В. П. Казначеев определяет социальную гигиену как науку об управлении функциями здоровья народонаселения. К этим функциям относится живой труд, воспроизводство и развитие личности. Осуществление этих функций – непременное условие существование человечества. Ю. П. Лисицын: «Предмет изучает влияние социальной среды на здоровье человека, и разрабатывает эффективные мероприятия по укреплению здоровья».
2. Основные методы предмета общественное здоровье и здравоохранение.
Методы изучения: 1. Санитарно – статистический метод: дает возможность изучать массовые общественные явления, обеспечивает объективную оценку состояния здоровья населения, деятельность общества. Включает: · Количественная и качественная оценка, · Изучение здоровья населения, рождения, смертности, младенческой смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности, · Анализ деятельности ЛПУ. 2. Историко – аналитический метод: исследование и оценка процессов ОЗиЗ, когда изучаемый объект рассматривается в процессе закономерностей его развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с разными сторонами жизнедеятельности общества. 3. Экономический метод: отражение экономической эффективности мероприятий: · Возможность эффективного использования ресурсов здравоохранения (материальных, финансовых, трудовых), · Усовершенствование финансирования и управления, · Обоснования развития оптимальных типов медицинских учреждений, · Укрепление материально – технической базы здравоохранения. 4. Социологический метод: изучение мнения групп населения о взаимосвязи здоровья и здравоохранения с различными сторонами жизни: · Углубленные и многогранные социально – гигиенические исследования по изучению связи здоровья и патологии с различными сторонами жизни (бытовая, трудовая, культурная), · Изучение экономики здравоохранения, научная организация труда и бюджета различных групп медицинских работников. 5. Эпидемиологический метод: изучает взаимоотношении различных факторов и условий, определяющих частоту и распространенность заболеваний, физиологическое состояние человека с целью профилактических мероприятий, по ликвидации и уменьшению вредных факторов путем направленного воздействия на них. · Мониторинг · профилактика 6. Метод организационной экспертизы: изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм и методов работы. Изучение, распространение, внедрение обобщенного опыта лучших учреждений или работников. · Специальная экспертная проверка гипотез путем создания опытных учреждений и центров. 7. Метод экспертных оценок: оценка экспертами в конкретной области явлений, которые по ряду причин не представляется возможным измерить (описательный, качественный характер явления). служит дополнением к статистическому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов. Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.
Основные этапы становления предмета общественное здоровье и здравоохранение. История, зарубежные, и отечественные ученые. Разделы предмета общественное здоровье и здравоохранение как учебной дисциплины. Основные этапы становления: – 1918-1941 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА – 1941-1966 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – 1966-1994 СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – 1994-1999 СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА – 1999 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Разделы изучения дисциплины в системе подготовки врачей: · История здравоохранения · Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. Условия и образ жизни населения. Социально – гигиенические проблемы. Теории и концепции в медицине. · Состояние здоровья населения и методы его изучения. Медицинская статистика. · Проблемы социальной помощи. Социальное обеспечение и страхование населения. · Организация медицинской помощи населению. · Экономика, планирование, финансирование здравоохранения. · Страховая медицина. · Управление здравоохранением. · Здравоохранение за рубежом. Международные организации, ВОЗ. Социально-гигиенические элементы и предписания встречаются еще в медицине древних общественно-экономических формаций, но обособление социальной гигиены как науки тесно связано с развитием промышленного производства. Период от эпохи Возрождения до 1850 г. стал первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена»). В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда. Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка «System einer vollstandingen medizinischen Polizei», написанный в период с 1779 по 1819 гг. Врачи социалисты-утописты, которые занимали руководящие посты во время революций 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества. Буржуазная революция 1848 г. имела важное значение для развития социальной медицины в Германии. Одним из социал-гигиенистов того времени был Рудольф Вирхов. Он подчеркивал тесную связь между медициной и политикой. Его труд «Mitteilungen uber Oberschlesien herrschende Typhus-Epidemie» считается одним из классических в немецкой социальной гигиене. Вирхов пользовался известностью как демократически настроенный врач и исследователь. Предполагают, что термин «социальная медицина» был впервые предложен французским врачом Жюлем Гереном. Герен считал, что социальная медицина включает «медицинскую полицию, гигиену среды и судебную медицину». Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе «Die offentliche Gesundshitspflege und das Eigentum» он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения. В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной. Основателем этого направления в Германии был М. фон Петтенкофер. Он включил в изданное им руководство по гигиене раздел «Социальная гигиена», считая ее предметом той сферы жизни, где врач встречается с большими группами людей. Это направление приобрело постепенно реформистский характер, так как не смогло предложить радикальные социально-терапевтические мероприятия. Основателем социальной гигиены как науки в Германии был А. Гротьян. В 1904 г. Гротьян писал: «Гигиена должна… изучать подробно влияния общественных отношений, и социальной среды, в которой люди рождаются, живут, работают, наслаждаются, продолжают свой род и умирают. Так она становится социальной гигиеной, которая выступает рядом с физико-биологической гигиеной как ее дополнение». По Гротьяну, предметом социально-гигиенической науки является анализ условий, в которых осуществляются отношения между человеком и окружающей средой. В результате подобных исследований Гротьян приблизился ко второй стороне предмета общественного здоровья, то есть к разработке норм, которыми регулируются отношения между человеком и общественной средой так, чтобы они укрепляли его здоровье и приносили ему пользу. В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете. Его труд «The sanitary conditions of laboring populations», изданный в 1842 г., раскрывал тяжелые условия жизни рабочих в Англии. Дж. Саймон, будучи главным врачом английской службы здравоохранения, провел серию исследований главных причин смертности населения. Однако, первая кафедра по социальной медицине была создана в Англии только в 1943 г. Дж. Райлем в Оксфорде. Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев. Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который был известным исследователем и автором ряда теоретических трудов по социальной гигиене, разработавшим оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений (новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.).
4. Система законодательства об охране здоровья в РФ. 1. Конституция РФ (1993г.). 2. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 4. Законодательные акты по отдельным видам медицинской деятельности. 5. Законодательные акты, связанные с охраной здоровья населения. 6. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. 7. Документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. 8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ. 5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011), основные положения. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: • впервые закрепляются дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи и определяющие отдельные ее компоненты - " медицинская помощь", " медицинская услуга", " медицинское вмешательство", " профилактика", " диагностика", " лечение", " пациент", " заболевание" и др.; • конкретизируются уже существующие и вводятся новые принципы охраны здоровья, а также регламентируются механизмы их реализации; • усиливается ответственность органов государственной власти за ненадлежащее обеспечение охраны здоровья граждан и оказание мед.помощи; • на уровень субъекта РФ переносится основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную мед.помощь; • раскрывается механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, а также устанавливается порядок получения информации о мед. организации, медицинских работниках, включая сведения об их образовании и квалификации; • предусматривается обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи. В частности, определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медпомощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи в отличие от прежних критериев, базирующихся на разграничении полномочий органов гос. власти и местного самоуправления; • впервые на законодательном уровне закрепляются и раскрываются уже используемые в настоящее время понятия " порядок оказания медицинской помощи", " стандарт медицинской помощи" и " клинический протокол лечения". • для конкретизации порядка оказания платных мед. услуг в закон включена статья " Платные медицинские услуги". В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено, за что медики не могут взимать плату.
6. Принципы охраны здоровья в РФ. Основные пути организации охраны здоровья. Основные принципы охраны здоровья 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами гос. гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны. Организация охраны здоровья осуществляется путем: 1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования; 2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения; 3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями. 4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.
7. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (2010), основные положения. Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: • Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 " О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" с 01.01.2011 утратил силу. Вместо него с того же дня вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ " Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), кроме отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2012. • Положения рассматриваемого Закона существенным образом изменяют систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). • В отличие от предыдущего Закона Федеральный закон N 326-ФЗ не регулирует деятельность по организации добровольного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование с 01.01.2011 осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 " Об организации страхового дела в Российской Федерации".
8. Национальный проект «Здоровье». Основные приоритеты. Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года. Цель национального проекта в сфере здравоохранения: · Укрепление здоровья граждан. · Повышение доступности и качества. медицинской помощи населению. · Укрепление материально-технической базы здравоохранения. · Улучшение кадрового обеспечения медицинских служб. Основные приоритеты: · Первичная медико-социальная помощь. · Специализированная медицинская (высокотехнологичная) помощь. · Совершенствование подготовки и условий работы медицинского персонала. · Материально-техническое оснащение. Была сформирована нормативно-правовая база: · 5 федеральных законов; · 15 постановлений Правительства РФ; · 23 отраслевых нормативных правовых акта; · подписаны соглашения со всеми субъектами Российской Федерации.
9. Национальный проект «Здоровье». Мероприятия по совершенствованию первичной медико – санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний. Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года. Цель национального проекта в сфере здравоохранения: · Укрепление здоровья граждан. · Повышение доступности и качества. медицинской помощи населению. · Укрепление материально-технической базы здравоохранения. · Улучшение кадрового обеспечения медицинских служб. ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ • Расширение общей медицинской практики; • Повышение заработной платы участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, участковым медицинским сестрам; • Материально-техническое обеспечение лечебно-диагностического процесса; • Обновление парка санитарного транспорта (скорая медицинская помощь в городах и сельских районах). Конкретные мероприятия в рамках Национального Проекта в сфере здравоохранения ü осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики; ü осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи; ü оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений; ü оснащение автомобилями скорой медицинской помощи. ü дополнительная диспансеризация работающих граждан, проведение дополнительных медицинских осмотров работающих во вредных и (или) опасных производственных факторах; ü повышение тарифов на оказание первичной медико-санитарной помощи, оказанной неработающим пенсионерам; ü оплата услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи. 10. Национальный проект «Здоровье». Мероприятия по совершенствованию специализированной помощи и материально – техническому оснащению медицинских организаций. Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года. Цель национального проекта в сфере здравоохранения: · Укрепление здоровья граждан. · Повышение доступности и качества. медицинской помощи населению. · Укрепление материально-технической базы здравоохранения. · Улучшение кадрового обеспечения медицинских служб. Специализированная медицинская помощь: • Развитие высокотехнологичных методов лечения (специализированные больницы, медицинские центры); • Разработка стандартов оказания медицинской помощи на разных этапах (иерархические уровни). • Строительство 15 федеральных медицинских центров. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи: 1. Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России. 2. Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. 3. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 4. Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. 5. Подготовка к включению с 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 6. Повышение доступности и качества медицинской помощи неработающим пенсионерам. Совершенствование подготовки и условий работы медицинского персонала • Додипломная подготовка; • Специализация; • Непрерывная система повышения квалификации. Материально – техническое оснащение: • Стандарты (табель) оснащения медицинских учреждений разных иерархических уровней; • Совершенствование обеспечения лечебно-диагностическим оборудованием и санитарным транспортом; • Создание единой информационно-аналитической системы (компьютеризация лечебных учреждений). Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений: 1. Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения субъекта Российской Федерации, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории субъекта Российской Федерации 2. Приведение материально-технической базы указанных учреждений здравоохранения (включая завершение строительства ранее начатых объектов, оснащение оборудованием, проведение текущего и капитального ремонта) в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи. 11. Модернизация здравоохранения РФ. Цель и задачи программы. Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011 – 2012 год: 9 ноября, 2010 Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в г.Иваново совещание по региональным программам модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Цель программы: улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации. Задачи программы: 1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. 2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. 3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений: 1. Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения субъекта Российской Федерации, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории субъекта Российской Федерации 2. Приведение материально-технической базы указанных учреждений здравоохранения (включая завершение строительства ранее начатых объектов, оснащение оборудованием, проведение текущего и капитального ремонта) в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. 1. Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота. 2. Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи: 1. Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России. 2. Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. 3. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 4. Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. 5. Подготовка к включению с 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 6. Повышение доступности и качества медицинской помощи неработающим пенсионерам.
12. Модернизация здравоохранения РФ. Внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи. Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011 – 2012 год: 9 ноября, 2010 Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в г.Иваново совещание по региональным программам модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. 1. Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота. 2. Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи: 1. Поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России. 2. Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. 3. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 4. Обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Повышение уровня заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. 5. Подготовка к включению с 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхования дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 6. Повышение доступности и качества медицинской помощи неработающим пенсионерам. 13. Санитарная статистика: определение, разделы, роль в оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Организация статистического исследования и его этапы. Статистика – количественное и качественное изучение массовых явлений, связанных с оценкой показателей здоровья и организацией медицинской помощи. Статистика – наука, изучающая закономерности массовых явлений методом обобщающих показателей. Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений. Разделы: · Теоретические и методологические основы статистики, · Статистика здоровья населения, · Статистика здравоохранения. Главная задача статистики - в установлении закономерности изучаемых явлений. Нельзя установить закономерность на основе единичного наблюдения, для этого нужно наблюдать совокупность однородных фактов (закон больших чисел Я. Бернулли). Статистика здоровья изучает здоровье общества в целом и отдельных его групп и устанавливает зависимость здоровья от различных факторов социальной среды. Статистика здравоохранения анализирует данные о сети медицинских и санитарных учреждений, их деятельности и кадрах, оценивает эффективность различных организационных мероприятиях по профилактике и лечению заболеваний. В зависимости от полноты охвата факториальных (причины) и результативных (следствия) признаков можно выделить 4 типа медико – социальных исследований: · Изучение влияния 1 фактора на 1 результативных признак, · Изучение влияния комплекса факторов на 1 результативный признак, · Изучение влияния 1 фактора на комплекс результативных признаков, · Изучение влияния комплекса факторов на комплекс результативных признаков. Этапы стат. исследования: 1 этап. Составление программы и плана исследования. 2 этап. Организация и проведение сбора необходимых данных, предусмотренных программой исследования; статистическое наблюдение. 3 этап. Обработка полученной информации (контроль, группировка, шифровка, вычисление, сводка в таблицы). 4 этап. Анализ полученных данных, их литературное и графическое изображение. 5 этап. Разработка рекомендаций и управленческих решений, внедрение в практику, оценка эффективности.
14. Сравнительная характеристика методов сбора статистического материала. Сбор материала проводится согласно составленной ранее программе и плану исследования. Важно в процессе сбора периодически оценивать качество собранных материалов, контролировать соблюдение правил и принципов. На каждую единицу наблюдения заводится свой регистрационный документ (анкета, карта исследования и т.д.). Методы: 1. Анкетирование (заочный опрос). 2. Интервьюирование (очный опрос). 3. Комбинация этих методов. 4. Метод наблюдения. 5. Экспедиционно – монографический (с параллельным изучением местных особенностей типичного объекта). 6. Клинико – статистический (парно – сопряженный). 7. Метод выкопировки данных.
|